Вехи памяти моей. загашник памяти

Валентин Савин
Многое ещё таится в загашнике моей памяти. Я мог бы долго распространяться
о своих зарубежных поездках. Как правило то были официальные визиты, имевшие целью переговоры и подписание соответствующих договорённостей. О них редко пишут. Посему я и взялся написать, что было в моих записях и осталось в памяти.
Но были и поездки со спортивными командами. Они, пожалуй, были бы более интересными для моих возможных читателей. Но к ним я имел лишь опосредованное отношение в качестве переводчика. О них писали в газетах, да и я выше кое-что написал. Добавлю лишь:
Был у меня выезд с волейболистами сборной СССР – мужской и женской и с командой "Уралочки" во главе с Николаем Карполем в Японию. Тренер суровый, но справедливый. Проигрывать не любил и требовал от девчат того же. 
В мае 1990 года я был с хоккейной сборной командой в Японии. Тренировали команду в то время Виктор Тихонов и Игорь Дмитриев. В составе той команды был Олег Знарок, теперешний тренер хоккейной команды "Динамо". С ним команда два года подряд становилась обладателем кубка имени Юрия Гагарина. 
Выезжал в Испанию с командой футболистов "Динамо" Киев во главе с Валерием Лобановским. В августе в 1981 году и в августе 1982 года в Ла Корунья. Где оба раза выиграли престижный турнир имени Терезы Эрреры (1712 -1791) - женщины, родившейся в Ла-Корунье и посвятившей 36 лет своей жизни бедным людям. В команде «Барселона», уступившей нам в финале, не играли её счастливые приобретения Диего Марадона и Бернд Шустер. Мы привезли кубок из чистого золота. Весом 1 кг. 200 грамм. По регламенту могли бы в случае выигрыша в третий раз оставить кубок у себя в стране. Но я больше с ними не выезжал и не знаю пригласили их в третий раз или они не смогли выиграть кубок. 
Хочу отметить, что Валерий Лобановский был классным тренером, компанейским человеком. В команде строг, но справедлив. Мог заставить ребят играть через силу. Заряжал волей к победе. Редко проигрывал, у фанатов была кличка: «Если кто-то что-то скажет, то Лобан их всех накажет!». В быту коммуникабелен, вёл себя достойно в любой компании, в любой ситуации. Мог выпить, но голову не терял. Кстати, у меня с тех пор остался его домашний телефон. В нынешнее время ему бы за общение с русским врезали по полной.