Рецензии на произведение «7. 1. Некоторые интересные мысли о ритмике ямба»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Мне только взгляд один твой нужен.
(Я бы так..) всех благ.
Тахир Сувханов 08.11.2018 19:58 Заявить о нарушении
Семинар Юрия Петровича 09.11.2018 09:25 Заявить о нарушении
Всех благ.
Тахир Сувханов 09.11.2018 20:18 Заявить о нарушении
Ритм, размеры и другая "математика" в стихах важна, не менее важны и другие "атрибуты" поэзии. В этом я полностью согласен с Вами. Но что делать, если при соблюдении всего этого в результате рождается "не живой" стих. Нет чувства. Вовсе не сочинять? Я бы и хотел этого, но стихи "случаются". Сам знаю, что "рваные" и уж на ухо, воспитанное на классике, непотребные.
Хотелось бы услышать Ваше мнение о этих моих стихах, если Вас это не затруднит:
http://stihi.ru/2011/11/12/8932
http://stihi.ru/2012/02/07/10719
С уважением, Владимир.
Волков Северный 15.10.2012 20:53 Заявить о нарушении
Ритм - штука тонкая. Юрий Петрович, а ведь все Ваши наблюдения имеют отношение более близкое к слову печатному, в отличие от слова, произнесённого вслух. Эдак Вы препарируете стихотворения-сироты, одиноко лежащие на столе монитора. Для чистоты опыта, стало быть и полученных выводов-результатов, неплохо. Пожалуй - идеально. Сталкиваясь же со стихотворениями-не сиротами, у которых есть мать-отец защитник, (читайте: авторское чтение, песня) во всех теориях непременно возникают сбои-конфликты. Да, чтец-певец имеет возможность паузой, либо скороговоркой "выравнивать" неровности произведения. Один слог пропеть за все четыре!
Закругляюсь: кто-нибудь пробовал, анализируя, подобно Вам, печатные тексты просчитывать не только количество слогов, но и пробелов? Спасибо.
(кажется, что вот это - №600)
Олег Омелянчук 16.04.2012 18:41 Заявить о нарушении
Но этому как раз посвящена статья - "Особенности написания песенных текстов". А главное то, что в данном разделе я борюсь за то чтобы люди пишущие СТИХИ, именно стихи, а не баллады, песни, былины и прочее "акынство", что собственно и предполагает данный сайт, лишённый по воле создателей возможности приобщить авторское чтение к стиху, хотя есть такой сайт, который создал человек со стихиры "Авторским голосом", где многие авторы, в том числе и я и поём и читаем свои произведения и ссылка туда у многих есть, но большинство авторов предлагает читать глазами, а тут уж правила строги и никуда не денешься.
(Но это, увы, уже 601 рецензия)
_________________________
С теплом и светом,
Ю.П.
Семинар Юрия Петровича 16.04.2012 20:35 Заявить о нарушении
Семинар Юрия Петровича 16.04.2012 21:16 Заявить о нарушении
Очень интересно и познавательно, Юрий Петрович.
Кое-что, казалось, было знакомым, но при Вашем объяснении все неясности улетучиваются. Ещё бы научиться применять на практике.
Спасибо. С уважением.
Людмила Векшина 26.05.2011 23:26 Заявить о нарушении
Спасибо за внимание.
Мысли, конечно, интересные. Но это лишь наброски к азбуке. Поиски истины. Как история развития науки, интересно. Но гораздо понятнее и короче, по моему это изложено в нескучной азбуке. Там всё необходимое есть. Вы же с неё начали знакомство со мной. Скоро выйдет второй том "Азбука для продвинутых". Кое-какие факты там будут изложена с другой точки зрения. Следите за афишами!
С теплом и светом,
Ю.П.
Семинар Юрия Петровича 27.05.2011 18:59 Заявить о нарушении
С уважением.
Людмила Векшина 31.05.2011 16:27 Заявить о нарушении
По-моему, все обстоит очень просто.
Играет роль число ударений в строке.
Когда в ямбе строк 8 или 9, ударений 4. 9-й слог - безударный и обеспечивает женскую рифму. А числа ударений не меняет.
Когда четные и нечетные строки различаются на одно ударение, может возникнуть шероховатость. По-моему, так (Винни-Пух).
А если сильно отличаются, то может, наоборот, возникнуть очень даже любопытный размер. Классический пример: Пастернак, "Свеча горела на столе". Я тоже поиграл с этим размером: "http://www.stihi.ru/2010/02/16/4756".
С уважением,
Виктор Станчик 09.04.2011 11:22 Заявить о нарушении
С теплом и светом,
Ю.П.
Семинар Юрия Петровича 10.04.2011 22:11 Заявить о нарушении
Просто женская рифма должна быть длиннее на слог или на два мужской рифмы вне зависимости от того идет она первая или вторая. Иначе, действительно, сбивается ритм. Я не профессионал и не филолог, только высказываю свое личное мнение. С теплом...
Ирина Шуленина 20.01.2011 21:13 Заявить о нарушении
Семинар Юрия Петровича 23.01.2011 12:06 Заявить о нарушении
Ирина Шуленина 23.01.2011 18:56 Заявить о нарушении
Дома не очень удобно писать большие литературоведческие ответы.
Семинар Юрия Петровича 23.01.2011 22:18 Заявить о нарушении
Ирина Шуленина 23.01.2011 22:23 Заявить о нарушении
Семинар Юрия Петровича 23.01.2011 22:25 Заявить о нарушении
Ирина Шуленина 23.01.2011 22:25 Заявить о нарушении
а в контрпримере, где М-Ж-М-Ж, несмотря на то что чётные строчки длиннее, всё очень стройно звучит. Отсюда я просто вывел эмпирическое правило, которое и постулировал.
Я то сам никогда бы не написал ничего подобного первым двум примерам - внутренний слух не позволил бы, да и ты, мне кажется, тоже. Просто захотелось поразмышлять в чём тут дело и в ходе дискуссий всё и выяснилось. Первоначальный вариант вообще не оперировал понятиями мужской и женской рифмы. Как ни удивительно было Виоле, но крутой теоретик Ю.П. и не подозревал о таком понятии как М и Ж-рифмы. Просто писал правильно и всё. Теоретиком меня подвигло стать то, что какие-то вещи, очевидные для меня на уровне подсознания очень многим не очевидны и их с помощью теории приходится прояснять. Однако самое удивительное, что мои статьи понятны и близки тем, кто и так почти всегда правильно пишет, а тем у кого с этим напряги - они как раз моих статей не читают и над собой не работают.
Такие-то Ириш, пироги.
Если после этого остались вопросы. Давай разбираться подробнее.
Семинар Юрия Петровича 24.01.2011 09:10 Заявить о нарушении
Свечей с огнями, слившимися в ряд,
Я в жизни повидал своей немало.
Но праздничные свечи догорят…
А вот и утро серое настало.
Четная строка женская, длиннее мужской 11, а не 10. Сбоя ритма нет. Все правильно. А теортически ты это запретил.
Ирина Шуленина 24.01.2011 16:51 Заявить о нарушении
Возможно меня подвела страсть к беллетристике. Но ты же заметила, что мои эссе имеют характер живого расссуждения с читателем. Заставляет его пройти мой путь заблуждений и ошибок. Следующая фраза за цитируемой тобой "Ан нет!" и далее я напрочь разбиваю этот, якобы сам собой напрашивающийся вывод и прихожу совершенно к другому. ТОму самому, который ты пишешь выше, а именно: если нечетная строка имеет мужскую рифму, то чётная может быть любой длины. Так этим практически и запканчивается статья. С чем же ты не согласна. С той самой фразой, с которой я сам не согласен и которая просто приведена как пример скороспелого вывода. Перечитай ещё раз под этим углом эссе и станет понятно, что мы говорим об одном и том же, но яперемудрил сдраматургией и возможно запутал легковерного читателя.
Итак...
Семинар Юрия Петровича 24.01.2011 17:01 Заявить о нарушении
Ирина Шуленина 24.01.2011 17:27 Заявить о нарушении
Не боги горшки обжигают!
И не для них я пишу.
Посоветуй как изменить, чтобы простые люди, для которых пишется и которые хотят над собой работать, правильно бы всё поняли.
Кстати у меня под влиянием твоего непонимания возникло несколько интересных мыслей дальше. Но об этом завтра (со службы).
Семинар Юрия Петровича 24.01.2011 22:03 Заявить о нарушении
Ирина Шуленина 24.01.2011 22:18 Заявить о нарушении
Семинар Юрия Петровича 25.01.2011 11:25 Заявить о нарушении
Спасибо! Ю. П.!
И не подозревала о таких тонкостях. За что вам очень благодарна.
Я - литературный первоклашка. Вникаю в премудрости СтихоТворения.
Получается можно стихи писать и безграмотному человеку... если он улавливает ритм... Умеет видеть и чувствовать..
Елена Ильюшина 06.12.2010 10:40 Заявить о нарушении
Каждый пишет как он слышит и если слышит хорошо, то и науки никакой особой ему не требуется. Если ж нет - беда.
Но об этом в соответствующем эссе.
С теплом и светом,
Ю.П.
Семинар Юрия Петровича 08.12.2010 17:29 Заявить о нарушении
Вот ссылочка на "Каждый пишет...":
http://www.stihi.ru/2009/03/30/3194
Семинар Юрия Петровича 09.12.2010 10:29 Заявить о нарушении
Елена Ильюшина 09.12.2010 11:04 Заявить о нарушении
Хотя у тебя с этим всё нормально, но об этом надо знать.
А вообще. Вот тут всё:
Семинар Юрия Петровича 09.12.2010 14:19 Заявить о нарушении
Семинар Юрия Петровича 25.01.2011 11:25 Заявить о нарушении
А если чередование мужских и женских рифм другое? Как тогда зависят четно нечетные строки и количество стоп соответственно им? Правлю новое стихо, вариантов правки много, но не звучит. Вот и хотелось бы математикой подстраховать гармонию, пока еще в процессе.
Татьяна Рутковская 20.06.2010 11:53 Заявить о нарушении
Давайте дружно посмотрим.
Семинар Юрия Петровича 22.06.2010 09:57 Заявить о нарушении
Вторично спрашиваю где стихо для проверки?
Семинар Юрия Петровича 24.06.2010 12:58 Заявить о нарушении
Вот мои недоделки, ещё не опубликованные:
-----------------------------------------------------------------------
Дарить душевное тепло,
Поверьте мне, я не устану,
Пока дышать не перестану,
Пусть будет всем, как в Божий день, светло.
Моей судьбы не легкий путь
И пусть
В глазах таится грусть,
Пусть не сбылось, о чем мечталось,
Но в сердце ………….любовь и жалость.
Пусть тихий угасает день,
Но, словно в юности, сирень
Полноцветущей манит веткой
По жизни я еще пройду с улыбкой светлой
Вся проблема в последних удлиненных строчках каждого катрена. Но если в 1м катрене - 5 стоп и мужская рифма при кольцевой рифмовке, то в последнем - 6 стоп и женская рифма при последовательной рифмовке (при том, что остальные строки везде содержат по 4 стопы). Вопрос стоит о 2м катрене, о допустимом количестве стоп в последней строчке. Ну и при знании определенной закономерности можно додумать при желании (или оставить для другого произведения) еще одно четверостишие о том как «Неумолимо жизнь проходит мимо»
Да и вообще стоило ли подгонять все вышеуказанным образом, если первоначально были такие (связанные между собой только по смыслу, но не ритмически) строки, претерпевшие изменения в процессе:
Дарить душевное тепло,
Поверьте мне, я не устану,
Пока дышать не перестану,
И пусть
В глазах таится грусть,
Взгляни, как в юности, сирень призывно машет веткой
По жизни я еще пройду с улыбкой светлой…
Жду Вашего ответа-подсказки
Заранее благодарна
Татьяна Рутковская 26.06.2010 12:59 Заявить о нарушении
Но лучше поздно, чем никогда!
Сначала общие замечания:
К особенностям ритмики ямба данный стих не имеет отношения. Так как, как справедливо замечено рифма в первой строчке мужская. Кроме того к опоясывающей рифме тоже мои рассуждения не относились. Но мне кажется совершенно недопустимым без особой нужды удлинять последние строки.
Опоясывающая рифма гораздо строже к размеру, нежели перекрёстная и, в любом случае рифмующиеся строки должны быть одного размера.
Итак что могу предложить:
Дарить душевное тепло,
Поверьте мне, я не устану,
Пока дышать не перестану,
Пусть будет всем, как мне светло.
Моей судьбы не легкий путь
И пусть
В глазах таится грусть,
Пусть не сбылось, о чем мечталось,
Но в сердце есть любовь и жалость.
Пусть тихий угасает день,
Но, словно в юности, сирень
Полноцветущей манит веткой
Пройду свой путь с улыбкой светлой
Дальше решать автору. Да! Может быть, причесал стих. Но я ведь и обещал помочь с "формой".
С теплом и светом,
Ю.П.
Семинар Юрия Петровича 29.06.2010 16:04 Заявить о нарушении
Последняя строчка просто открытие!!!!
с благодарностью
Татьяна Рутковская 29.06.2010 17:07 Заявить о нарушении
Ваши слова "Но мне кажется совершенно недопустимым без особой нужды удлинять последние строки" я понимаю рекомендательные? А если нужда есть, может и не особая? Мне кажется порой, что в поэзии тоже "дух творит себе формы", но случается и противоположное, когда автор насильно "впихивает" смысл в строку. У меня удлинение звучит органично или нет на Ваш взгляд?
Татьяна Рутковская 30.06.2010 12:23 Заявить о нарушении
Если стих сам по себе умиротворён и спокоен любые нарушения размера идуп вразнос с настроением. Если же случай как у Алла Коряковой в стихотворении "Предел", когда оно всё на нерве, да и ещё последняя строка укорочена - там это оправданно. Удлинение строки оправдать гораздо сложнее. В данном случае это право автора, тогда как мне кажется я дал вполне органичный вариант с "правильным" размером. Неправильность свидетельствует либо о высоком профессионализме, либо о дилетантизме пишущего. Большинство случаев удлинения строки на стихире связано всё же с дилетантизмом, мне кажется. Профессиональных случаев, и то связанных с укорачиванием строки - единицы. Как в примере у Аллы.
Вроде ответил?
Семинар Юрия Петровича 30.06.2010 12:45 Заявить о нарушении
Впрочем это не философская и не религиозная лирика, где каждое слово несет на себе очень много, чем-то можно и пожертвовать.
Надо в самом начале все "причесать", а то я как-то начала внимательно просматривать опубликованное и поняла, что бОльшую половину произведений надо либо удалять, либо отправлять в изолятор(в основном это уродливые рифмы).
Я Вас наверное окончательно измучила?:-)))
Татьяна Рутковская 30.06.2010 13:16 Заявить о нарушении
Совсем не замучили.
Сейчас затишье в плане учеников, а прилежных, тем более.
Посмотрите, пожалуйста, внимательно последнюю публикацию, где я попытался сжато рассказать о распадах и полураспадах ударения. Только квинтэссенцию вопроса. Легко ли читается и воспрнимается?
Семинар Юрия Петровича 30.06.2010 16:06 Заявить о нарушении
Дарить душевное тепло,
Поверьте мне, я не устану,
Пока дышать не перестану,
Пусть будет каждому отрадно и светло.
Моей судьбы не легкий путь
И пусть
В глазах таится грусть,
Пусть не сбылось, о чем мечталось,
Но в сердце бьются родником любовь и жалость.
Пусть тихий угасает день,
Но, словно в юности, сирень
Полноцветущей манит веткой
Пройду свой путь с улыбкой светлой ))))(хотя закономерно и здесь удлинить по 1му варианту.
Ваше мнение?
Татьяна Рутковская 01.07.2010 14:33 Заявить о нарушении
Удлиннеие в 1 и 2-ом катренах получились закономерными и оправданными. А в третьем мы всё же вышли на умиротворённый "правильный" размер. Да будет так! Публикуйте! Послушаем, что народ скажет.
Семинар Юрия Петровича 01.07.2010 16:20 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2010/07/02/2605
картинка такая уместна?
Татьяна Рутковская 02.07.2010 13:35 Заявить о нарушении
1)о длине строк и закономерности их укорочения или удлинения,
2)о закономерности рифмования,
потому что Вы мне здесь написали такие важные вещи, которые обязаны стать достоянием гласности!!!!!
Татьяна Рутковская 02.07.2010 13:40 Заявить о нарушении
Как ее всунуть в общие правила. Так что написания разъяснительной статьи по каждому случаю Вам не миновать!
дилетанты)))
Татьяна Рутковская 09.09.2010 15:50 Заявить о нарушении
Сейчас со временем не очень. Но обещаю при общих напоминаниях заняться вышеуказанными вопросами.
СТиС,
Ю.П.
Семинар Юрия Петровича 09.09.2010 17:58 Заявить о нарушении
Семинар Юрия Петровича 25.01.2011 11:26 Заявить о нарушении
Татьяна Рутковская 25.01.2011 14:59 Заявить о нарушении
Семинар Юрия Петровича 26.01.2011 18:40 Заявить о нарушении
Татьяна Рутковская 27.01.2011 17:17 Заявить о нарушении
Умеете же Вы написать самую суть и лаконично и занятно)
мне кажется, в приведенных примерах скрыта легкая "подстава"
с одной стороны я согласен с правками примеров. И даже считаю, что второй пример немного выиграл от правки, как вымытое стекло перед немытым). Тут, как раз, тот интересный случай пограничья между правилом и вольностью. Причем в первом примере (на мой взгляд) можно остаться на стороне вольности, а во втором случае на стороне правила.
Почему так? Если бы я правил его, я бы вообще сломал ритмику на последней строчке:
Дождь хлещет вновь стальные лужи,
Швыряет [ветер] жухлую листву,
А мне один твой взгляд и нужен,
Тобой одним живу...
слово "ветер" да, как то стремно растягивает строчку, причем, не то что бы портит, а как то она звучит ученически. Мне вообще тут не нравится первая строка, хотя она строго соблюдает правила, но не нравится каким то нарушением образного ряда или своим выразительным приемом. В ней,в ее правке заключен ключ к этой строфе - но это конечно, если говорить об авторской правке - Ваша Ю.П. правка деликатно следит только за строгостью форм.
Со вторым примером похожее место во второй строке:
"Твоя [чудная неземная] красота" и "Твоя [чудная злая] красота" - обе на мой взгляд неудачны, ибо сочетания какие-то режущие слух (ритм да поправлен, но тут как раз не об ритм спотыкаешься). Похоже автор хотел сказать "чудесная", "чУдная", но из-за ударения вышло "чуднАя" - странная.
Мне вот сложно тут даже подобрать что то, я как то остановился на таком варианте (стараясь сохранить построение и смысловую подачу):
Моя Кончита! Ты прелестна, право...
Твоя средь равных неземная красота
Мне послужила ветреной забавой,
И опьянила нежностью уста.
при этом я не считаю, что строка "И опьянила вязкой нежностью уста" совсем уж не может быть неуместна - на усмотрение автора и в связи с контекстом возможны оба варианта (помня о пограничье правила и авторской вольности).
Подъитоживая, скажу так, что правило необходимо - часто только сверкой с правилом можно вытащить неудобный кусочек, причем правило может вытянуть за собой смысловую четкость и подскажет более верное слово\фразу, но и наоборот - ведя строку на интуитивном чувственном импульсе автор вернее всего напишет "верно про правилу". Как это наверно банально). Не отвергнем же ни того, ни другого приема - стоит дополнять оба
Александр Сургуцкий 27.04.2010 14:49 Заявить о нарушении
Спасибо за детальный разбор полётов, но я ни в коем случае не пытался говорить об образности и поэтике этих примеров.
Мне лично, если говорить об этом, очень понравилась правка строчки "Твоя, средь равных, неземная красота", однако два слога "не-зе" это всё же в песне можно произнести в два раза быстрее и - порядок, а вот если это стих эта стопа именно всё равно противоречит правилу.
Теперь перейдём от образности к сути моей "аксиомы". Я прав?. Не будем смотреть за поэтикой. У нас учебник "стихосложения". То есть стройного сложения стиха. Учить поэтике, образности, стилю - дело замечательное, но не на этом уровне. Я совершенно не стремился сделать свои правки поэтическими перлами. Как правило мои правки вызывают на поверхность такие открытия самих авторов, если они начинают над собой работать, что только и остаётся сказать "Браво!". Так что если что-то ещё есть сказать по сути аксиомы, её правоты, её предпосылок. Милости прошу. Жду с нетерпением.
С теплом и светом,
Ю.П.
Кстати я не услышал мнения по поводу нового Венка Сонетов моего Альтер-эго. Видел читали, хотя в 7-ой не вернулись (Виолетта ещё ссылку не поставила).
Семинар Юрия Петровича 27.04.2010 18:27 Заявить о нарушении
По поводу сонетов, о-О, поверьте я был впечатлен этой работой, тем более для меня это сложнодостижимый труд, да и честно говоря, не являюсь знатоком классических форм. Возможно я напишу Вам, исключительно что-нибудь хвалебное, когда разберу все поподробнее, сейчас просто боюсь, ибо вижу свою некомпетентность)
Но Вы и ваши соавторы просто молодцы! Завидую канешно и приятно, что на стихире смело берутся и реализуют такие проекты и так достойно!
с большим уважением ;)
Александр Сургуцкий 27.04.2010 19:09 Заявить о нарушении
Александр Сургуцкий 27.04.2010 19:11 Заявить о нарушении
Семинар Юрия Петровича 25.01.2011 11:28 Заявить о нарушении
Юрий Пeтрович, считaйтe в стихотворных строках стопы (сочетание ударных и безударных слогов), тогда и вопросов подобных возникать не будет, ведь дополнительный слог у Вас возникает в рифме. Вообще же, в ритмике только на первый взгляд все просто... Иногда даже вольный ямб может звучать стройнее обычного.
С уважением,
Филолох 31.03.2010 16:02 Заявить о нарушении
У меня такое ощущение, что вы не вполне внимательно прочли мои "откровения". Мне считать ничего не надо. Лично у меня с чувством ритма всё отлично. И у других и у себя нахожу ритмические ошибки "на-раз". Загляните хоть на мою основную страничку (ссылка в резюме).
А вот если я чувствую, что вроде и размер верен, а ритма не чувствуется, начинаю считать. И вот в ходе этого подсчёта я вывел тот "закон" о котором изложил в эссе. Правило работает абсолютно непреложно. Мне присылали примеры, и правило работает на них на всех.
Так что, как говорит наш Генеральный директор, "больше конкретики".
Рассматривается ли филологами то о чём я пишу? Прав ли я? Верно ли моё "правило"?
Если можете, ответьте.
С уважением,
Ю.П.
Семинар Юрия Петровича 31.03.2010 16:59 Заявить о нарушении
Посмотрите новый материал. Смог ли я донести в нём до таких же чайников эту простую мысль (эссе 7.2.)
Заранее благодарен,
Ю.П.
Семинар Юрия Петровича 25.01.2011 11:32 Заявить о нарушении
А мне одИн твОй взглЯд лИшь нУжен
Не буду сейчас разбирать на уровне смысла, хотя видно, что таким образом автор выделяет наиболее значимое для него - твой взгляд.
После вашей трансформации ритм приобретает правильные очертания, схемы не составляля, но, кажется, там только пиррихии возникают.Причем на предпоследней стопе. А такие стихи и будут звучать как более правильные. Все-таки прав Филолох: если нарисуете схемы стихов, они вам наглядно покажут все ритмические сбои.
http://philologos.narod.ru/mlgaspar/gasp_rverse.htm#310
Евгения Тарханова 26.05.2012 22:42 Заявить о нарушении