Рецензии на произведение «7. 1. Некоторые интересные мысли о ритмике ямба»

Рецензия на «7. 1. Некоторые интересные мысли о ритмике ямба» (Семинар Юрия Петровича)

Мне только взгляд один твой нужен.
(Я бы так..) всех благ.

Тахир Сувханов   08.11.2018 19:58     Заявить о нарушении
Браво! Я бы тоже. Но автор (впрочем уже не помню кто) написал так и упёрся.

Семинар Юрия Петровича   09.11.2018 09:25   Заявить о нарушении
Юрий Петрович, мое творчество мне ближе, мои отзывы может горчат, я может и смешон и наивен, и необразован, соглашусь, но меня интересует истина-абсолют, я в поиске, и в поиске себя тоже.
Всех благ.

Тахир Сувханов   09.11.2018 20:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «7. 1. Некоторые интересные мысли о ритмике ямба» (Семинар Юрия Петровича)

Ритм, размеры и другая "математика" в стихах важна, не менее важны и другие "атрибуты" поэзии. В этом я полностью согласен с Вами. Но что делать, если при соблюдении всего этого в результате рождается "не живой" стих. Нет чувства. Вовсе не сочинять? Я бы и хотел этого, но стихи "случаются". Сам знаю, что "рваные" и уж на ухо, воспитанное на классике, непотребные.
Хотелось бы услышать Ваше мнение о этих моих стихах, если Вас это не затруднит:
http://stihi.ru/2011/11/12/8932
http://stihi.ru/2012/02/07/10719
С уважением, Владимир.

Волков Северный   15.10.2012 20:53     Заявить о нарушении
Рецензия на «7. 1. Некоторые интересные мысли о ритмике ямба» (Семинар Юрия Петровича)

Ритм - штука тонкая. Юрий Петрович, а ведь все Ваши наблюдения имеют отношение более близкое к слову печатному, в отличие от слова, произнесённого вслух. Эдак Вы препарируете стихотворения-сироты, одиноко лежащие на столе монитора. Для чистоты опыта, стало быть и полученных выводов-результатов, неплохо. Пожалуй - идеально. Сталкиваясь же со стихотворениями-не сиротами, у которых есть мать-отец защитник, (читайте: авторское чтение, песня) во всех теориях непременно возникают сбои-конфликты. Да, чтец-певец имеет возможность паузой, либо скороговоркой "выравнивать" неровности произведения. Один слог пропеть за все четыре!
Закругляюсь: кто-нибудь пробовал, анализируя, подобно Вам, печатные тексты просчитывать не только количество слогов, но и пробелов? Спасибо.
(кажется, что вот это - №600)

Олег Омелянчук   16.04.2012 18:41     Заявить о нарушении
Олег! Дорогой мой человек, неужели Вы думаете, что такой маэстро как, Ю.П., пардон за нескромность, и бард к тому же сам, этого не знает?
Но этому как раз посвящена статья - "Особенности написания песенных текстов". А главное то, что в данном разделе я борюсь за то чтобы люди пишущие СТИХИ, именно стихи, а не баллады, песни, былины и прочее "акынство", что собственно и предполагает данный сайт, лишённый по воле создателей возможности приобщить авторское чтение к стиху, хотя есть такой сайт, который создал человек со стихиры "Авторским голосом", где многие авторы, в том числе и я и поём и читаем свои произведения и ссылка туда у многих есть, но большинство авторов предлагает читать глазами, а тут уж правила строги и никуда не денешься.
(Но это, увы, уже 601 рецензия)
_________________________
С теплом и светом,
Ю.П.

Семинар Юрия Петровича   16.04.2012 20:35   Заявить о нарушении
Кстати, Олег, только посмотрел, а на что, собственно рецензия. Тогда я сам был ещё достаточно глупым. Не зря эта статья относится к сборнику "В поисках истины" Предыдущая реплика относилась к сборнику "Всё о ритме". А в общем прочтите всё, а потом ещё раз поговорим.

Семинар Юрия Петровича   16.04.2012 21:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «7. 1. Некоторые интересные мысли о ритмике ямба» (Семинар Юрия Петровича)

Очень интересно и познавательно, Юрий Петрович.

Кое-что, казалось, было знакомым, но при Вашем объяснении все неясности улетучиваются. Ещё бы научиться применять на практике.

Спасибо. С уважением.

Людмила Векшина   26.05.2011 23:26     Заявить о нарушении
Да, Людмила!
Спасибо за внимание.
Мысли, конечно, интересные. Но это лишь наброски к азбуке. Поиски истины. Как история развития науки, интересно. Но гораздо понятнее и короче, по моему это изложено в нескучной азбуке. Там всё необходимое есть. Вы же с неё начали знакомство со мной. Скоро выйдет второй том "Азбука для продвинутых". Кое-какие факты там будут изложена с другой точки зрения. Следите за афишами!
С теплом и светом,
Ю.П.

Семинар Юрия Петровича   27.05.2011 18:59   Заявить о нарушении
Спасибо, буду следить, Юрий Петрович!
С уважением.

Людмила Векшина   31.05.2011 16:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «7. 1. Некоторые интересные мысли о ритмике ямба» (Семинар Юрия Петровича)

По-моему, все обстоит очень просто.
Играет роль число ударений в строке.
Когда в ямбе строк 8 или 9, ударений 4. 9-й слог - безударный и обеспечивает женскую рифму. А числа ударений не меняет.

Когда четные и нечетные строки различаются на одно ударение, может возникнуть шероховатость. По-моему, так (Винни-Пух).

А если сильно отличаются, то может, наоборот, возникнуть очень даже любопытный размер. Классический пример: Пастернак, "Свеча горела на столе". Я тоже поиграл с этим размером: "http://www.stihi.ru/2010/02/16/4756".

С уважением,

Виктор Станчик   09.04.2011 11:22     Заявить о нарушении
Вы гений, друг мой! Только всё это я буквально дословно изложил в главе о размере Азбуки стихосложения, а сия статья лишь описывает мои блуждания в темноте в поисках этой истины. Если бы ВЫ встретились мне раньше и ещё тогда бы вразумили. Но нет. Азбука не могла появиться раньше, чем появилась. Надо было набить все возможные шишки и увидеть целостную картину. Так что отсылаю Вас к азбуке. А если Там я что-то не то сказал, милости прошу на дискуссию. А здесь просто примеров больше и бросить жалко. Люди же писали рецы, И Вы в том числе. Старались. Но Надо понимать, что В поисках истины это в ПОИСКАХ истины. Ни больше, ни меньше.
С теплом и светом,
Ю.П.

Семинар Юрия Петровича   10.04.2011 22:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «7. 1. Некоторые интересные мысли о ритмике ямба» (Семинар Юрия Петровича)

Просто женская рифма должна быть длиннее на слог или на два мужской рифмы вне зависимости от того идет она первая или вторая. Иначе, действительно, сбивается ритм. Я не профессионал и не филолог, только высказываю свое личное мнение. С теплом...

Ирина Шуленина   20.01.2011 21:13     Заявить о нарушении
Ириш, не очень понял твою мысль. ТО есть ты не согласна с моими сентенциями или как. Естественно, что женская длиннее на один слог, но речь ведь совершенно не об этом. Или мы что-то не совсем понимаем или я не смог донести свою мысль. Поточнее выразись с чем не согласна. Примеры по-моему достаточно красноречиво говорят сами за себя.

Семинар Юрия Петровича   23.01.2011 12:06   Заявить о нарушении
Я не поняла почему в нечетной женской рифме нельзя добавлять лишнюю стопу?

Ирина Шуленина   23.01.2011 18:56   Заявить о нарушении
Завтра объясню подробнее с работы, ладно!
Дома не очень удобно писать большие литературоведческие ответы.

Семинар Юрия Петровича   23.01.2011 22:18   Заявить о нарушении
Хорошо! Дело в том, что в венках сонетов мы неизбежно это делаем...

Ирина Шуленина   23.01.2011 22:23   Заявить о нарушении
Ну, очень интересно. Завтра обязательно об этом поговорим. Всё же мне кажется я не вполне донёс свою мысль. Поможешь, ладно!

Семинар Юрия Петровича   23.01.2011 22:25   Заявить о нарушении
Если смогу. Я теорией вообще не занималась. Все по слуху, но попытаюсь...

Ирина Шуленина   23.01.2011 22:25   Заявить о нарушении
Итак! Поясняю мысль. Я ведь для того и привёл пример. Потому и нельзя, что получаются два первых примера, читающиеся громоздко и неуклюже. Ж-М-Ж-М,
а в контрпримере, где М-Ж-М-Ж, несмотря на то что чётные строчки длиннее, всё очень стройно звучит. Отсюда я просто вывел эмпирическое правило, которое и постулировал.
Я то сам никогда бы не написал ничего подобного первым двум примерам - внутренний слух не позволил бы, да и ты, мне кажется, тоже. Просто захотелось поразмышлять в чём тут дело и в ходе дискуссий всё и выяснилось. Первоначальный вариант вообще не оперировал понятиями мужской и женской рифмы. Как ни удивительно было Виоле, но крутой теоретик Ю.П. и не подозревал о таком понятии как М и Ж-рифмы. Просто писал правильно и всё. Теоретиком меня подвигло стать то, что какие-то вещи, очевидные для меня на уровне подсознания очень многим не очевидны и их с помощью теории приходится прояснять. Однако самое удивительное, что мои статьи понятны и близки тем, кто и так почти всегда правильно пишет, а тем у кого с этим напряги - они как раз моих статей не читают и над собой не работают.
Такие-то Ириш, пироги.
Если после этого остались вопросы. Давай разбираться подробнее.

Семинар Юрия Петровича   24.01.2011 09:10   Заявить о нарушении
Юра, не согласна с тем что "Только если чётные строки короче или равны (ещё надо проверить) нечётным, ритм будет "правильным"". Еще раз повторяю, Если четная строка, мужская, ты - прав, если женская, то - неправ. Женская строка д.б. длиннее мужской независимо от того четная она или нечетная. Это видно на всех сонетах, вот например из нашего диалога твой сонет:
Свечей с огнями, слившимися в ряд,
Я в жизни повидал своей немало.
Но праздничные свечи догорят…
А вот и утро серое настало.

Четная строка женская, длиннее мужской 11, а не 10. Сбоя ритма нет. Все правильно. А теортически ты это запретил.

Ирина Шуленина   24.01.2011 16:51   Заявить о нарушении
Ириш! Оказывается вон в чём дело
Возможно меня подвела страсть к беллетристике. Но ты же заметила, что мои эссе имеют характер живого расссуждения с читателем. Заставляет его пройти мой путь заблуждений и ошибок. Следующая фраза за цитируемой тобой "Ан нет!" и далее я напрочь разбиваю этот, якобы сам собой напрашивающийся вывод и прихожу совершенно к другому. ТОму самому, который ты пишешь выше, а именно: если нечетная строка имеет мужскую рифму, то чётная может быть любой длины. Так этим практически и запканчивается статья. С чем же ты не согласна. С той самой фразой, с которой я сам не согласен и которая просто приведена как пример скороспелого вывода. Перечитай ещё раз под этим углом эссе и станет понятно, что мы говорим об одном и том же, но яперемудрил сдраматургией и возможно запутал легковерного читателя.
Итак...

Семинар Юрия Петровича   24.01.2011 17:01   Заявить о нарушении
Действительно, запутал, в этом ты прав, особенно таких, как я, которые на 3-ей строчке теоретических постулатов, теряют нить рассуждений и идут опытным путем. Сколько раз зарекалась участвовать в этих теоретических дискуссиях, в которых слаба, и опять попалась...

Ирина Шуленина   24.01.2011 17:27   Заявить о нарушении
Да ладно, Ириш!
Не боги горшки обжигают!
И не для них я пишу.
Посоветуй как изменить, чтобы простые люди, для которых пишется и которые хотят над собой работать, правильно бы всё поняли.
Кстати у меня под влиянием твоего непонимания возникло несколько интересных мыслей дальше. Но об этом завтра (со службы).

Семинар Юрия Петровича   24.01.2011 22:03   Заявить о нарушении
Хорошо, завтра поговорим. У меня с формулировкой туго, но свои соображения скажу.

Ирина Шуленина   24.01.2011 22:18   Заявить о нарушении
Ириша! Плодом твоего заблуждения явилось открытие для меня моего заблуждения. Читай новое эссе. Я там позволил себе на тебя сослаться, как на искру, из которой возгорелось пламя истины. Напиши всё ли теперь понятно. Или опять сумбур.

Семинар Юрия Петровича   25.01.2011 11:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «7. 1. Некоторые интересные мысли о ритмике ямба» (Семинар Юрия Петровича)

Спасибо! Ю. П.!
И не подозревала о таких тонкостях. За что вам очень благодарна.
Я - литературный первоклашка. Вникаю в премудрости СтихоТворения.
Получается можно стихи писать и безграмотному человеку... если он улавливает ритм... Умеет видеть и чувствовать..

Елена Ильюшина   06.12.2010 10:40     Заявить о нарушении
Да, Леночка!
Каждый пишет как он слышит и если слышит хорошо, то и науки никакой особой ему не требуется. Если ж нет - беда.
Но об этом в соответствующем эссе.
С теплом и светом,
Ю.П.

Семинар Юрия Петровича   08.12.2010 17:29   Заявить о нарушении
Только приехала...пошла читать.. Спасибо!

Елена Ильюшина   08.12.2010 21:34   Заявить о нарушении
А почему же не увидел тебя в списке читателей других эссе.
Вот ссылочка на "Каждый пишет...":
http://www.stihi.ru/2009/03/30/3194

Семинар Юрия Петровича   09.12.2010 10:29   Заявить о нарушении
Я только что увидела ссылку. Ответила.Спасибо . С теплом Лена.

Елена Ильюшина   09.12.2010 11:04   Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2008/04/07/1783
Хотя у тебя с этим всё нормально, но об этом надо знать.
А вообще. Вот тут всё:

Семинар Юрия Петровича   09.12.2010 14:19   Заявить о нарушении
Леночка! Читай новое эссе, где мне удалось додуматься до одной простой мысли. Вернее услышать других, которые мне её подсказывали.

Семинар Юрия Петровича   25.01.2011 11:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «7. 1. Некоторые интересные мысли о ритмике ямба» (Семинар Юрия Петровича)

А если чередование мужских и женских рифм другое? Как тогда зависят четно нечетные строки и количество стоп соответственно им? Правлю новое стихо, вариантов правки много, но не звучит. Вот и хотелось бы математикой подстраховать гармонию, пока еще в процессе.

Татьяна Рутковская   20.06.2010 11:53     Заявить о нарушении
Где стихо, Танечка?
Давайте дружно посмотрим.

Семинар Юрия Петровича   22.06.2010 09:57   Заявить о нарушении
Танечка!
Вторично спрашиваю где стихо для проверки?

Семинар Юрия Петровича   24.06.2010 12:58   Заявить о нарушении
Уважаемый Юрий Петрович! Приношу свои глубочайшие извинения за задержку ответа! Не было доступа к интернету по тех.причинам и гораздо дольше, чем я предполагала!
Вот мои недоделки, ещё не опубликованные:
-----------------------------------------------------------------------
Дарить душевное тепло,
Поверьте мне, я не устану,
Пока дышать не перестану,
Пусть будет всем, как в Божий день, светло.

Моей судьбы не легкий путь
И пусть
В глазах таится грусть,
Пусть не сбылось, о чем мечталось,
Но в сердце ………….любовь и жалость.

Пусть тихий угасает день,
Но, словно в юности, сирень
Полноцветущей манит веткой
По жизни я еще пройду с улыбкой светлой

Вся проблема в последних удлиненных строчках каждого катрена. Но если в 1м катрене - 5 стоп и мужская рифма при кольцевой рифмовке, то в последнем - 6 стоп и женская рифма при последовательной рифмовке (при том, что остальные строки везде содержат по 4 стопы). Вопрос стоит о 2м катрене, о допустимом количестве стоп в последней строчке. Ну и при знании определенной закономерности можно додумать при желании (или оставить для другого произведения) еще одно четверостишие о том как «Неумолимо жизнь проходит мимо»
Да и вообще стоило ли подгонять все вышеуказанным образом, если первоначально были такие (связанные между собой только по смыслу, но не ритмически) строки, претерпевшие изменения в процессе:
Дарить душевное тепло,
Поверьте мне, я не устану,
Пока дышать не перестану,

И пусть
В глазах таится грусть,

Взгляни, как в юности, сирень призывно машет веткой
По жизни я еще пройду с улыбкой светлой…

Жду Вашего ответа-подсказки
Заранее благодарна

Татьяна Рутковская   26.06.2010 12:59   Заявить о нарушении
Теперь, кажется я задержался с визитом на страничку!
Но лучше поздно, чем никогда!
Сначала общие замечания:
К особенностям ритмики ямба данный стих не имеет отношения. Так как, как справедливо замечено рифма в первой строчке мужская. Кроме того к опоясывающей рифме тоже мои рассуждения не относились. Но мне кажется совершенно недопустимым без особой нужды удлинять последние строки.
Опоясывающая рифма гораздо строже к размеру, нежели перекрёстная и, в любом случае рифмующиеся строки должны быть одного размера.
Итак что могу предложить:

Дарить душевное тепло,
Поверьте мне, я не устану,
Пока дышать не перестану,
Пусть будет всем, как мне светло.

Моей судьбы не легкий путь
И пусть
В глазах таится грусть,
Пусть не сбылось, о чем мечталось,
Но в сердце есть любовь и жалость.

Пусть тихий угасает день,
Но, словно в юности, сирень
Полноцветущей манит веткой
Пройду свой путь с улыбкой светлой

Дальше решать автору. Да! Может быть, причесал стих. Но я ведь и обещал помочь с "формой".

С теплом и светом,
Ю.П.

Семинар Юрия Петровича   29.06.2010 16:04   Заявить о нарушении
Спасибо, пошла думать... до завтра...
Последняя строчка просто открытие!!!!
с благодарностью

Татьяна Рутковская   29.06.2010 17:07   Заявить о нарушении
Думала-думала... Надо Вам еще одну статью готовить, в кратце Вы еаписали некоторые очень важные вещи, почему бы не развить тему о закономерностях рифмовки, о длине строк и т.д. Я потому и поставила свой вопрос под ближайшей по теме статью.
Ваши слова "Но мне кажется совершенно недопустимым без особой нужды удлинять последние строки" я понимаю рекомендательные? А если нужда есть, может и не особая? Мне кажется порой, что в поэзии тоже "дух творит себе формы", но случается и противоположное, когда автор насильно "впихивает" смысл в строку. У меня удлинение звучит органично или нет на Ваш взгляд?

Татьяна Рутковская   30.06.2010 12:23   Заявить о нарушении
И удлинение и укорачивание строки, если служит цели достижения художественного воздействия, безусловно может быть оправдано, но только самим автором. Вдумайтесь, так ли уж сильно нужны были те слова, что удлиняли строку на одну стопу.
Если стих сам по себе умиротворён и спокоен любые нарушения размера идуп вразнос с настроением. Если же случай как у Алла Коряковой в стихотворении "Предел", когда оно всё на нерве, да и ещё последняя строка укорочена - там это оправданно. Удлинение строки оправдать гораздо сложнее. В данном случае это право автора, тогда как мне кажется я дал вполне органичный вариант с "правильным" размером. Неправильность свидетельствует либо о высоком профессионализме, либо о дилетантизме пишущего. Большинство случаев удлинения строки на стихире связано всё же с дилетантизмом, мне кажется. Профессиональных случаев, и то связанных с укорачиванием строки - единицы. Как в примере у Аллы.
Вроде ответил?

Семинар Юрия Петровича   30.06.2010 12:45   Заявить о нарушении
Да, намек понят, до профессионализиа мне далеко, значит вариантов не остается...))) Если бы все последние строки можно было равнозначно удлинить выкрутится было бы проще. У Аллы все очень оправдано в "Пределе", у меня конечно не на нервах, но хотелось оживить это елейное спокойствие и ложную умиротворенность, чтоб прочувствовался внутренний психологический контраст. Согласитесь "Но в сердце ЕСТЬ любовь и жалость" не говорит ни о чем, тогда как несмотря ни на что в сердце преизбыток этого, когда изливается любовь и жалость - картина получается другая. И если в первом и последнем катрене, что-то удалось подогнать, то здесь наоборот.
Впрочем это не философская и не религиозная лирика, где каждое слово несет на себе очень много, чем-то можно и пожертвовать.
Надо в самом начале все "причесать", а то я как-то начала внимательно просматривать опубликованное и поняла, что бОльшую половину произведений надо либо удалять, либо отправлять в изолятор(в основном это уродливые рифмы).
Я Вас наверное окончательно измучила?:-)))

Татьяна Рутковская   30.06.2010 13:16   Заявить о нарушении
Да нет, Татьяна!
Совсем не замучили.
Сейчас затишье в плане учеников, а прилежных, тем более.
Посмотрите, пожалуйста, внимательно последнюю публикацию, где я попытался сжато рассказать о распадах и полураспадах ударения. Только квинтэссенцию вопроса. Легко ли читается и воспрнимается?

Семинар Юрия Петровича   30.06.2010 16:06   Заявить о нарушении
А если так, лучше?:

Дарить душевное тепло,
Поверьте мне, я не устану,
Пока дышать не перестану,
Пусть будет каждому отрадно и светло.

Моей судьбы не легкий путь
И пусть
В глазах таится грусть,
Пусть не сбылось, о чем мечталось,
Но в сердце бьются родником любовь и жалость.

Пусть тихий угасает день,
Но, словно в юности, сирень
Полноцветущей манит веткой
Пройду свой путь с улыбкой светлой ))))(хотя закономерно и здесь удлинить по 1му варианту.

Ваше мнение?

Татьяна Рутковская   01.07.2010 14:33   Заявить о нарушении
А может быть и не стоит.
Удлиннеие в 1 и 2-ом катренах получились закономерными и оправданными. А в третьем мы всё же вышли на умиротворённый "правильный" размер. Да будет так! Публикуйте! Послушаем, что народ скажет.

Семинар Юрия Петровича   01.07.2010 16:20   Заявить о нарушении
Взгляните, что в конечном итоге получилось:
http://www.stihi.ru/2010/07/02/2605
картинка такая уместна?

Татьяна Рутковская   02.07.2010 13:35   Заявить о нарушении
А еще я настаиваю на статьях
1)о длине строк и закономерности их укорочения или удлинения,
2)о закономерности рифмования,
потому что Вы мне здесь написали такие важные вещи, которые обязаны стать достоянием гласности!!!!!

Татьяна Рутковская   02.07.2010 13:40   Заявить о нарушении
А в том стихо Вы заметили (см. почту) рифма была "Дактилическая"
Как ее всунуть в общие правила. Так что написания разъяснительной статьи по каждому случаю Вам не миновать!
дилетанты)))

Татьяна Рутковская   09.09.2010 15:50   Заявить о нарушении
Это хорошо, что мы вернулись сюда.
Сейчас со временем не очень. Но обещаю при общих напоминаниях заняться вышеуказанными вопросами.
СТиС,
Ю.П.

Семинар Юрия Петровича   09.09.2010 17:58   Заявить о нарушении
Первое общее напоминание

Татьяна Рутковская   02.11.2010 12:11   Заявить о нарушении
Танечка! Чиитай новое эссе об этом (7,2) очень интересуюсь твоим мнением

Семинар Юрия Петровича   25.01.2011 11:26   Заявить о нарушении
Юрий Петрович! Я уже прочитала Вашу долгожданную и актуальную статью, очень много хочется написать в ответ, пока обдумываю. Писать наспех или коротко не хочется, да и читаю на досуге с мобильника, а с него много не напишешь. Жду вскоре свободного интернет-досуга. До встречи на сайте!

Татьяна Рутковская   25.01.2011 14:59   Заявить о нарушении
Жду с нетерпением.
Ю.П.

Семинар Юрия Петровича   25.01.2011 15:49   Заявить о нарушении
а ЧТО СКАЖЕШЬ про новое эссе 5.2. про пеоны?

Семинар Юрия Петровича   26.01.2011 18:40   Заявить о нарушении
А у Вас оказывается ещё 2 новых статьи? Ну уж это не сегодня, я только под одной отметилась, а уже пора выходить из сетей.(((( В ближайшее время не спеша перечитаю, вникну и оценю обязательно!

Татьяна Рутковская   27.01.2011 17:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «7. 1. Некоторые интересные мысли о ритмике ямба» (Семинар Юрия Петровича)

Умеете же Вы написать самую суть и лаконично и занятно)

мне кажется, в приведенных примерах скрыта легкая "подстава"

с одной стороны я согласен с правками примеров. И даже считаю, что второй пример немного выиграл от правки, как вымытое стекло перед немытым). Тут, как раз, тот интересный случай пограничья между правилом и вольностью. Причем в первом примере (на мой взгляд) можно остаться на стороне вольности, а во втором случае на стороне правила.

Почему так? Если бы я правил его, я бы вообще сломал ритмику на последней строчке:

Дождь хлещет вновь стальные лужи,
Швыряет [ветер] жухлую листву,
А мне один твой взгляд и нужен,
Тобой одним живу...

слово "ветер" да, как то стремно растягивает строчку, причем, не то что бы портит, а как то она звучит ученически. Мне вообще тут не нравится первая строка, хотя она строго соблюдает правила, но не нравится каким то нарушением образного ряда или своим выразительным приемом. В ней,в ее правке заключен ключ к этой строфе - но это конечно, если говорить об авторской правке - Ваша Ю.П. правка деликатно следит только за строгостью форм.

Со вторым примером похожее место во второй строке:

"Твоя [чудная неземная] красота" и "Твоя [чудная злая] красота" - обе на мой взгляд неудачны, ибо сочетания какие-то режущие слух (ритм да поправлен, но тут как раз не об ритм спотыкаешься). Похоже автор хотел сказать "чудесная", "чУдная", но из-за ударения вышло "чуднАя" - странная.
Мне вот сложно тут даже подобрать что то, я как то остановился на таком варианте (стараясь сохранить построение и смысловую подачу):

Моя Кончита! Ты прелестна, право...
Твоя средь равных неземная красота
Мне послужила ветреной забавой,
И опьянила нежностью уста.

при этом я не считаю, что строка "И опьянила вязкой нежностью уста" совсем уж не может быть неуместна - на усмотрение автора и в связи с контекстом возможны оба варианта (помня о пограничье правила и авторской вольности).

Подъитоживая, скажу так, что правило необходимо - часто только сверкой с правилом можно вытащить неудобный кусочек, причем правило может вытянуть за собой смысловую четкость и подскажет более верное слово\фразу, но и наоборот - ведя строку на интуитивном чувственном импульсе автор вернее всего напишет "верно про правилу". Как это наверно банально). Не отвергнем же ни того, ни другого приема - стоит дополнять оба


Александр Сургуцкий   27.04.2010 14:49     Заявить о нарушении
Александр!
Спасибо за детальный разбор полётов, но я ни в коем случае не пытался говорить об образности и поэтике этих примеров.
Мне лично, если говорить об этом, очень понравилась правка строчки "Твоя, средь равных, неземная красота", однако два слога "не-зе" это всё же в песне можно произнести в два раза быстрее и - порядок, а вот если это стих эта стопа именно всё равно противоречит правилу.
Теперь перейдём от образности к сути моей "аксиомы". Я прав?. Не будем смотреть за поэтикой. У нас учебник "стихосложения". То есть стройного сложения стиха. Учить поэтике, образности, стилю - дело замечательное, но не на этом уровне. Я совершенно не стремился сделать свои правки поэтическими перлами. Как правило мои правки вызывают на поверхность такие открытия самих авторов, если они начинают над собой работать, что только и остаётся сказать "Браво!". Так что если что-то ещё есть сказать по сути аксиомы, её правоты, её предпосылок. Милости прошу. Жду с нетерпением.
С теплом и светом,
Ю.П.

Кстати я не услышал мнения по поводу нового Венка Сонетов моего Альтер-эго. Видел читали, хотя в 7-ой не вернулись (Виолетта ещё ссылку не поставила).

Семинар Юрия Петровича   27.04.2010 18:27   Заявить о нарушении
да да, конечно Вы правы насчет основ, я всегда увлекаюсь эстетической стороной вопроса, занесло) Я просто хотел сказать, что форма и содержание завязаны в стихах очень жеско, бывает хочешь написать что-нибудь типа "прекрасная береза", а некий высший баланс (не знаю как иначе это назвать) требует в этом месте совсем другой эпитет - и узкие рамки формы заставляют согласится, отбросить свой "личный, авторский" вариант, ради гармонии целого. Но Вы правы, для каждого уровня должны существовать границы, для ясности понимания.

По поводу сонетов, о-О, поверьте я был впечатлен этой работой, тем более для меня это сложнодостижимый труд, да и честно говоря, не являюсь знатоком классических форм. Возможно я напишу Вам, исключительно что-нибудь хвалебное, когда разберу все поподробнее, сейчас просто боюсь, ибо вижу свою некомпетентность)
Но Вы и ваши соавторы просто молодцы! Завидую канешно и приятно, что на стихире смело берутся и реализуют такие проекты и так достойно!

с большим уважением ;)

Александр Сургуцкий   27.04.2010 19:09   Заявить о нарушении
так я не дочитал, ибо тут отвлекают, страница до сих пор открыта)

Александр Сургуцкий   27.04.2010 19:11   Заявить о нарушении
Саша! Сто лет ВАс не видел, не слышал. Почитайте новое эссе (7.2.) Мне удалось наконец додуматься до одной простой вещи и обобщить правило на все ритмы и метры. Что Вы об этом думаете?

Семинар Юрия Петровича   25.01.2011 11:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «7. 1. Некоторые интересные мысли о ритмике ямба» (Семинар Юрия Петровича)

Юрий Пeтрович, считaйтe в стихотворных строках стопы (сочетание ударных и безударных слогов), тогда и вопросов подобных возникать не будет, ведь дополнительный слог у Вас возникает в рифме. Вообще же, в ритмике только на первый взгляд все просто... Иногда даже вольный ямб может звучать стройнее обычного.
С уважением,

Филолох   31.03.2010 16:02     Заявить о нарушении
Извините, дорогой филолох!
У меня такое ощущение, что вы не вполне внимательно прочли мои "откровения". Мне считать ничего не надо. Лично у меня с чувством ритма всё отлично. И у других и у себя нахожу ритмические ошибки "на-раз". Загляните хоть на мою основную страничку (ссылка в резюме).
А вот если я чувствую, что вроде и размер верен, а ритма не чувствуется, начинаю считать. И вот в ходе этого подсчёта я вывел тот "закон" о котором изложил в эссе. Правило работает абсолютно непреложно. Мне присылали примеры, и правило работает на них на всех.
Так что, как говорит наш Генеральный директор, "больше конкретики".
Рассматривается ли филологами то о чём я пишу? Прав ли я? Верно ли моё "правило"?
Если можете, ответьте.
С уважением,
Ю.П.

Семинар Юрия Петровича   31.03.2010 16:59   Заявить о нарушении
Кстати, что такое "вольный ямб"?

Семинар Юрия Петровича   31.03.2010 16:59   Заявить о нарушении
Максим!!! Как же я был глух. Вы же всё предельно ясно объяснили (но год назад я не понял простых слов "дополнительный слог возникает в рифме" - для недоумков вроде меня надо было чуть расширить и объяснить, что есть мужская и женская рифмы. К своему стыду я очень вольно жонглируя словами и строчками об этом даже не подозревал)
Посмотрите новый материал. Смог ли я донести в нём до таких же чайников эту простую мысль (эссе 7.2.)
Заранее благодарен,
Ю.П.

Семинар Юрия Петровича   25.01.2011 11:32   Заявить о нарушении
И все же ударения и их пропуски, и сверхсхемнуе появления очень сильно влияют на ритм. Нельзя не согласиться, что женское окончание звучит протяжнее мужского. Но здесь сбивают с ритма совсем другие вещи. Так в первом четверостишие в третьем стихе обнаруживаетсяч скопление даже более чем двух ударений подряд:
А мне одИн твОй взглЯд лИшь нУжен
Не буду сейчас разбирать на уровне смысла, хотя видно, что таким образом автор выделяет наиболее значимое для него - твой взгляд.
После вашей трансформации ритм приобретает правильные очертания, схемы не составляля, но, кажется, там только пиррихии возникают.Причем на предпоследней стопе. А такие стихи и будут звучать как более правильные. Все-таки прав Филолох: если нарисуете схемы стихов, они вам наглядно покажут все ритмические сбои.
http://philologos.narod.ru/mlgaspar/gasp_rverse.htm#310

Евгения Тарханова   26.05.2012 22:42   Заявить о нарушении