Чудесная находка Наисветлейшего

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

НЕ ВСЕ РАВНО 2023


Ноябрьские фейки: ко дню единства Патриарх чудесным образом нашёл у себя в резиденции икону Казанской


Вчера мы лицезрели ещё одно новоявленное чудо кудесниками из РПЦ.


Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери Московской будет перемещен в Казанский храм на Красной площади, объявил патриарх Кирилл. Ранее он поведал, как чудесным образом нашел оригинал иконы, как говорят, наглухо утерянной 100 лет тому назад, в одном из помещений своей резиденции.


Вот прямо шел, шел и нашёл. Видимо, в резиденции всего очень много завалялось. Раз такая важная реликвия никак не могла обнаружиться ранее.


Я бы ещё поняла, если бы речь шла о Ватикане. В его запасники действительно за тысячелетнюю историю артефактов накопилось…


То ли дело у нас: революция за революцией, грабежи ограбленных…


Наши-то за тридцать лет как умудрились обрасти стольким барахлом? Немудрено, лет через пятьдесят и оригинал «Троицы» обнаружить, которую недавно со скандалом забрали из Третьяковки. Или не оригинал?!


Сегодня мы лицезрели ещё одно новоеявленное чудо кудесниками из РПЦ.


Вернёмся к Казанской. Она, по словам Святейшего:


«…является тем самым образом, в руках с которым князь Пожарский и Минин освободили Китай-город, Кремль и изгнали поляков из нашего отечества. Другими словами, перед нами историческая святыня, которая находится в ряду самых драгоценных святынь Русской православной церкви».


Начнём с первого домысла, Кремль брали не с Казанской Богоматерью, а с Владимирской. Тут Патриарха как-то неправильно проинформировали. Казанская помогла при взятии Новодевичьего монастыря. Но так как именно Казанская была весьма чтима в семье князей Пожарских, то с 30-х годов XVII века царь Михаил Романов из уважения к князю Пожарскому настоял на общероссийском праздновании именно Казанской.


Вообще 4 ноября 1612 в Первопрестольной ровным счётом ничего интересного не происходило. Китай-город, а вовсе не всю Москву, освободили от поляков 1 ноября.


Поляки сдались добровольно под честное слово князя Пожарского, лидера ополчения. Взамен же их … порубили. Как водится. История — дама безжалостная.


А люди ещё безжалостнее.


И когда говорят, что мы вот такие хорошие, добрые и справедливые к детям, старикам и собакам, а остальные шпионы и проклятые оккупанты, не верьте - врут и обеляют. Или, представить иносказательно, выдают желаемое за действительное.


Чего только стоит повешенный по велению новоявленного царя Михаила Романова около Серпуховских ворот в июле 1614 года трёхлетний сын Марины Мнишек и одного из ее последних мужей - то ли Лжедмитрия Второго, то ли Ивана Заруцкого, атамана донских казаков.


По свидетельству очевидцев, петлю на мальчонке Ванечке затянули плохо и он ещё несколько часов мучился прежде, чем отдал Богу душу.


Сам Заруцкий был посажен на кол, Марина — брошена в темницу, где «от болезни и с тоски по своей воле умерла». То есть, судя по всему, покончила с собой или, как обычно, была удавлена.


Дикие люди, ужасный век, ожесточённые сердца…


Что в 1612, что в 2023.


Все тоже самое. Плюс интернет.


Меня недавно потрясло, как добрая знакомая, рыдавшая год назад над гибелью украинских детей (про донецких она и вовсе не знала) совершенно спокойно воспринимает сейчас гибель детей из Сектора Газа.


«Там детей нет, там одни террористы…» — убеждённо заявляет она.


Вырастут и станут, а пока не выросли - даже Уголовный Кодекс бессилен.


Меняются времена, девочки «в красных пальто» тоже все время разные, только сердца у людей одинаковые - каменные.


Люди ли мы после всего?


В жутком фильме Элема Климова «Иди и смотри» гениальная концовка.


Главный герой, поседевший мальчишка, потерявший близких, прошедший через ад, целится в исторические фотографии, изображающие Гитлера и фашизм. Он стреляет в усатого фюрера с цветами в руках на пике своей преступной славы, в испуганного ефрейтора в годы Первой Мировой войны. Время несётся вспять. Он стреляет в убийц до того, как те становятся убийцами. И убитые остаются живы.


И каждого из гитлеров герой без сожаления убивает.


И вот уже невинный малыш сидит на руках у мамы. Последний снимок маленького Адольфа. Трёхлетнего. Как «Ивашка Ворёнок», удавленный в Москве в 1614 спасёнными от польского ига горожанами.


И - главный герой «Иди и Смотри» опускает прицел, даже зная, что за чудовище из этого малыша потом вырастет.


Потому что если выстрелит — то чем он отличается от Гитлера?


Потому что это и есть остаться человеком. Пройдя через ад. И с каждым новым адом остаются лишь единицы тех, кто способен сострадать и прощать.


Ужасно все это… Селекция.


Что касается народного единства, то чем бы власти не тешились, а события в Махачкале показали чего все эти красивые слова на самом деле стоят.


К 1612-1613 годам никакого единства русской нации достигнуто не было. Молодой царь мало что контролировал.


Избрали Михаила потому, что он был «никакой». Да ещё и папа Патриарх. В общем, по блату.


Земский Собор долго судился и рядился, но на одном кандидате остановиться так и не смог. Михаила буквально заставили признать ворвавшиеся на собор казаки второго ополчения...


В 1613 году арестовали в Ярославле участников Земского Собора, провозгласившего нового правителя, Казань отделилась, юг занимали поляки армии Марины Мнишек, ещё дальше — были татары.


На Севере в Вологодчине подняли восстание бывшие участники первого ополчения, осаждавшие Москву…


Казалось, Московии не выжить.


Но Романовы выкрутились из этой Смуты своеобразным образом. Фактически они восстановили татаро-монгольское иго и платили дань крымским татарам, а те в свою очередь отдавали значительную часть турецкому султану. И вот как раз османы взамен нанесли удар по Польше. Поляки моментально подписали мирный договор, хотя до 1632 года новую династию не признавали.


Опять при выборе между Востоком и Западом мы, как и с Александром Невским в 13 веке, выбрали Восток.


Был ли этот выбор правильным? Что стало бы с Россией, если бы события пошли другим путем? Да, говорят, что история не знает сослагательного наклонения, однако, те же писатели-фантасты это правило опровергают.


Итак: чтобы было, если бы все пошло иначе?


А вот это уже совсем другая история…




Другие статьи в литературном дневнике: