Уоллес Стивенс, афоризмыПоэзия — форма меланхолии. Или скорее меланхолия — одна из «autres choses solatieuses». То, что описывает поэт, суть символы его самого или его разных «я». Стихотворение должно быть чем-то большим, чем умственная концепция. Оно должно быть откровением природы. Концепции искусственны, ощущения сущностны. (У меня нет убеждений, у меня есть только нервы.) Не каждый день мир выстраивается в стихотворение. Поэт глядит на мир почти так же, как он глядит на женщину. Я не думаю, что нужно настаивать на нормальности поэта, да, к слову сказать, кого-либо иного. Поэзия — это преодоление бедности и изменчивости мира, зла и смерти. Это усовершенствование мира, удовлетворение, обретенное в непоправимой убогости жизни. Бог есть символ чего-то, что может принимать и другие формы, например, форму высокой поэзии. Если разум — зал, в котором мысль — некий говорящий голос, это должен быть чужой голос. Великое стихотворение — это освобождение от реальности. Литература основывается не на жизни, а на предположениях относительно жизни, в числе которых и данное предположение. Поэт — это бог. Вернее, юный поэт — бог, старый поэт — бездомный бродяга. Жизнь интересна; помимо этого, в ней ничего нет. В конце концов, воображаемый мир полностью лишен интереса. Поэзия есть исцеление разума. Нет ничего более неприемлемого для американской литературы, чем ее английские истоки, ведь у американцев другая, не английская восприимчивость. Поэзия — реакция на ежедневную потребность привести мир в порядок. От стихотворения не требуется, чтобы оно имело смысл; у большинства вещей в природе его нет. Новизна (а не новинка) — может быть, высшая индивидуальная ценность в поэзии. Даже показушная новизна новой поэзии имеет свою ценность. Достоинство в поэтах так же утомительно, как и в прочих людях. Искусство намного шире, чем область прекрасного. Слабость сюрреализма в том, что он выдумывает, а не открывает. Сказать, что устрица играет на аккордеоне, — значит что-то выдумать, а не открыть. Великий источник поэзии заключен не в другой поэзии, а в прозе, в реальности. Но требуется поэт, чтобы открыть поэзию в прозе.
© Copyright: Про За, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|