Чтобы идти вперёд надо умереть.

Верблюдядя: литературный дневник

Чтобы идти вперёд надо умереть. Надо всё погубить. Но погубить не своей волей
Вспомнился чей-то роман о человеке попавшем в петлю времени. События всё время шли по кругу, и это становилось уже невыносимо. Чтобы выйти из этой петли он старался выбирать альтернативные поступки. Но ничего из этого не выходило. И ему пришлось выбрать смерть. Он очередной раз оказался в своём прошлом, и ему оставалось только ждать своего конца.
Также в 12 лет завораживало ощущение гибели в «Марсианских хрониках», сладкой ненужности жизни в «Фиесте» и странной скрытой анчаровской жертвенности, похожей на атмосферу «Забытого эксперимента» и «Пути на Альматею» молодых АБС.
Мы огорчаемся от мысли что так мало нашего опыта передаётся детям, что они предпочитают накапливать свой опыт с нуля. Что пропадают старые манеры, рабочие и нерабочие навыки и умения, высокий вкус, искусство. Что в конце концов александрийская библиотека сгорела и до нас почти ничего из высокой культуры эллинизма не дошло.
Но похоже что таков закон культурного развития. Цивилизации востока, сохранившие себя, остались до сих пор в прошедшем времени. А северные дикари, получившие немного культурной закваски (сперва римской, а позднее и восточных), построили современное здание цивилизации и сами идут к «новому средневековью» материально самообеспеченных малых коммун (становящихся в конце концов родственными общинами, связанными лишь интернетом). Вся культура и быт городов (кафе и фабрики, кинофильмы и парки отдыха, школы и музеи, знакомства и переезды, пляжи и дома отдыха, костюмы и презентации) уйдут, инфраструктура исчезнет. Очередная смерть цивилизации. И ничего не поможет. Сохранение означает остановку развития. Чтобы идти вперёд надо умереть. Надо всё погубить. Но погубить не своей волей как в 1917, а порядком вещей как в 1789. Иначе не будет развития. Не возникнет новое для новых условий. Как у наших непутёвых, незнакомых нам наших детей.



Другие статьи в литературном дневнике: