Русский язык и СМИРусский язык и СМИ Давайте поговорим о русском языке, о его духовном состоянии, о негативных процессах, обусловленых социальными причинами, которые отражаются на мышлении и речи нашего социума. Оскудение речи, засорение её идиоматическими оборотами и неоправданными иноязычными заимствованиями порождают все те нравственные и духовные проблемы, с которыми в настоящее время столкнулись социологи, психологи, врачи-психиатры, лингвисты, филологи, учителя. Наш сегодняшний разговор – о средствах массовой информации, а еще конкретнее – о телевидении и телерекламе. Деструктивное воздействие современного российского телевидения, которое руководствуется в выборе программ законами рынка и шоу – бизнеса, на формирование психики детей и подростков очевидно. Я не буду говорить сейчас о тех перлах, которые породила наша цивилизация (пример: эксклюзивный дистрибьютор, консалтинг, холдинг и тому подобное), а остановлюсь на проблеме, которая сегодня волнует всех. 2007 год был объявлен Годом русского языка, 2008-ой, - Годом семьи, 2009 – Годом молодёжи… Сразу оговорюсь: эти три проблемы, как ни странно на первый взгляд, взаимосвязаны. А теперь перехожу непосредственно к теме нашей сегодняшней беседы. Слово «реклама» по-латински звучит, как «выкрикивать, требовать, откликаться». Одним из направлений рекламы была попытка создания модели структуры психологического воздействия. Реклама – отнюдь не двигатель прогресса, в создании рекламы большое место занимают мифы. Реклама как создание мифов ярко проявляется в разработке имиджа и брэндов. Поэтому очень часто покупка бесполезных товаров связана именно с воздействием на психику человека. Вот лишь один из примеров того, насколько реклама важна в привлечении внимания. Известный журналист В.Шендерович в приложении к газете «Невское Время» (1997 г.) рассказывал, как скандально известный политический деятель и миллиардер Брынцалов предлагал миллион долларов за то, чтобы попасть в программу «Куклы»: «Пишите что угодно, поливайте грязью, но делайте это не реже двух раз в месяц». Налицо манипуляция сознанием телезрителей. Вспоминается поговорка: «У телевизора в руке сидит народ на поводке». «Целью технологий виртуальных реальностей является создание ложного мира», - отмечает иеромонах Анатолий (Берестов). Виртуальная реальность грозит заменить для человека реальность настоящую. Самое страшное в том, что виртуальная реальность полностью вытесняет из жизни человека и духовное бытие, и нравственные принципы. Пассивное созерцание рекламы ограничивает критическое мышление детей и подростков и стимулирует агрессивное поведение. В настоящее время телевидение определенно приняло манипулятивную семантику и риторику – язык, стиль, эстетику, темп и построение программ. Оно постепенно ликвидировало познавательные, рассудительные и восстанавливающие здравый смысл людей передачи. Ткань телепередач и художественных фильмов стала разрываться рекламой. Современные авторы создают шоу-программы, фильмы и клипы, которые помогают разрушать и умирать. Сравним психосоциальную конструкцию и направленность песен советского и современного этапов развития нашей страны. Приведу в качестве примера хорошо всем известную пионерскую песню: «Взвейтесь кострами, синие ночи, мы – пионеры, дети рабочих. Близится эра светлых годов, клич пионера – всегда будь готов!» И современную: «Короли ночной Вероны, нам не писаны законы. Мы шальной удачи дети, мы легко живем на свете. В нашей жизни то и дело душу побеждает тело». По-моему, комментарии излишни. А песня Валерия Леонтьева: «Делай, делай деньги, деньги – не порок. У кого есть деньги, тот и царь, и бог» А что, разве не так? Вспоминаю одну юмористическую песенку из фильма «Сватовство гусара» (исполняет ее, конечно, отрицательный персонаж): Все ищут ответа – Все ищут ответа: Чем не руководство к действию для таких, как Брынцалов, Абрамович, Прохоров и тьме им подобных? Но ведь по этому принципу учат жить молодежь! © Copyright: Кружков Николай Николаевич, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|