власть тьмы

Лариса Михайлова: литературный дневник

Да-да, все мы знаем: «все тонет в фарисействе», «мир лежит во зле», «отец лжи – диавол», «всяк человек – ложь», «жить не по лжи»…
Врут все, даже те, кто основывает свою профессиональную деятельность на фактах, – политики, журналисты, юристы.


Но нам-то как в этом круге лжи выжить, когда «мир» считает любого, живущего по правде, изгоем или сумасшедшим?
Стоит ли оправдываться (человеку, профессиональной корпорации, стране, государству, нации), когда затронута ваша репутация, когда на вас обрушивается, иногда публично, намеренная ложь, диффамация, клевета, очерничество, дискредитация, травля?


Может, вести себя так, как Христос, Который на суде Синедриона и у Понтия Пилата, где звучали лжесвидетельства, не попытался в конце концов защитить себя и промолчал?


Давайте внимательно прочитаем эти отрывки из Евангелия.
Поначалу Господь ответил на обвинения так:
«Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им» (Ин. 18, 21).
И только потом, когда привели Его к римскому префекту «Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился» (Мк. 15, 1-5).
После этого Иисуса Христа отвели к Ироду Антипе, который «предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему». «Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его» (Лк. 23. 9-10).


Как совместить это молчание с тем, что говорил Господь о Себе: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37)?


Мне кажется, что Господь Своим молчанием не желал участвовать в вопиющем «юридическом» беззаконии: «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22, 53).


На мой взгляд, какая бы травля не затрагивала христианина, он, по примеру Иисуса Христа, не должен оправдываться перед предвзятым судом, в том числе и общественным, не желающим знать истину.


Однако, если надо защитить кого-либо от неправедного суда, христианин обязан это сделать любыми способами, чтобы не стать своим молчанием соучастником лжи, клеветы и травли.(c)


Владимир (Протоиерей Владимир) Вигилянский



Другие статьи в литературном дневнике: