Сократ Оракул К. Кедров Ю. Любимов Итоги

Кедров-Челищев: литературный дневник

http://www.itogi.ru/archive/2001/41/109974.html
Все пляшут и поют: "Ехал грека через реку. До, ре, ми, фа, соль-диез..." Видит грека - в реке рак. Или Сократ. Ну и ладно. В сущности, не все ли равно, кто там в этой реке прячется. Главное - ритм. До, ре, ми...


Так или почти так все и происходило. 2001 год объявлен ЮНЕСКО годом Сократа. Греки, то есть Европейский культурный центр, находящийся в Дельфах, попросили Юрия Петровича Любимова сделать спектакль о герое дня (или все-таки года?). Полагая, что именно Любимов "как никто другой из режиссеров способен по-новому, современно понять и озвучить мысли древнегреческого гения". Пьесы нет, идеи нет - одни только пожелания. И мысли гения, конечно. Но Любимову не привыкать делать спектакли из ничего. Из обрывков фраз, стихов, музыки и энергии постановщика. Он вздохнул поглубже, засучил рукава, пригласил в соавторы журналиста, доктора философских наук и поэта Константина Кедрова, композитора Владимира Мартынова и еще кое-каких замечательных людей. Получился "Сократ", он же "Оракул". Точка, точка, огуречик (соль и сахар по вкусу), вот и вышел человечек.


По праву первой ночи премьеру летом играли в Греции. Что и зафиксировано сценографией: слева над сценой надпись - Дельфы, справа - Афины, между ними развешены натюрморты художницы Татьяны Ян. Зачем они и какое имеют отношение к Древней Греции, так и осталось невыясненным. Но почему бы и нет, висят, никому не мешают. Приставать с вопросами к спектаклю такого рода все равно что плевать против ветра - бессмысленно и даже вредно. Постмодернизм он и есть постмодернизм. С которым, правда, у нас никто не знает, что делать и кто виноват.


Толпа людей в хитонах, высыпавшая на сцену, тоже вспомнила о любимых вопросах русской интеллигенции, добавив к ним еще один, не менее актуальный: "С чего начать?" Начали с Сократа. И принялись танцевать сиртаки - Греция как никак. Самым неловким среди них был симпатичный толстяк (Феликс Антипов), которого и назначили быть Сократом/Оракулом. Потом все встали в позы, знакомые по книге "Мифы Древней Греции". Потом поиграли с античными масками. И покатилось.


Цитаты, цитаты. Пушкин, Лермонтов, Брехт, Бродский, Гете, Кедров, Любимов - все смешалось в доме Облонских. При чем тут Облонские? Абсолютно ни при чем. Главное, что все смешалось.


Вдруг подумалось, что Любимов первый наш постмодернист и есть. В том смысле первый, что он был им, когда и слова-то такого никто не знал. А кто знал, тот молчал себе в тряпочку. А Юрий Петрович уже тогда (во времена "Послушайте!", "Товарищ, верь", "Ревизской сказки" и т.д.) мог начать классическую цитату широко и распевно, а закончить как-то совсем уж комично, с учетом момента. Так и в "Сократе" - весь джентльменский набор, необходимый образованному человеку, присутствует в странном и забавном соседстве с банальностями и шутками не первой свежести. "Из всех искусств для нас важнейшим является..." - ну-ка продолжим все вместе. Наследники дедушки Ленина наверняка сразу скажут: кино. А вот и нет - любовь. Или вот еще: "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Сократе и цикуте". Для тех, кто не в курсе, цикута - это яд, к которому присудил "распутного философа" афинский ареопаг. Все это поется, скандируется, выстукивается. "Сократ - чемпион. Сократ - чемпион. Тра-та-та-та-та-та".


Поют хорошо. Андрей Котов, хормейстер, бывший артист ансамбля Бориса Покровского, создатель и художественный руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки "Сирин", давно сотрудничает с Театром на Таганке. В "Сократе/Оракуле" он еще раз подтвердил свой класс. И артисты не подвели. Играют с энтузиазмом и воодушевлением первооткрывателей и получают удовольствие от своего присутствия на сцене. Хорошее настроение передается залу, и все довольно быстро кончается к всеобщему и полному благополучию.


Надеюсь, вы не думаете, что в новом спектакле Любимова одни только шутки-прибаутки. Мелькает кое-что социальное и даже философское. "К чему стадам дары свободы?" - вслед за Пушкиным восклицает Сократ. И не дает ответа. Потому что знает, что он ничего не знает. А другие не знают и этого. И всех жалко. Ибо для одних есть "упоение в бою", а для других - "упоение в строю", и в голове все так перепуталось, что только конец может всех примирить и все сгладить.


"Без Сократа нет свободы", - скандируют артисты. Кто знает, может, они правы?
Марина Зайонц
Добавить в: Memori | BobrDobr | Mister Wong | MoeMesto | Del.Icio.Us | Google Bookmarks | News2.ru | NewsLand.ru



Другие статьи в литературном дневнике: