Мойкрым

Кедров-Челищев: литературный дневник


МОЙКРЫМ


Поэзия автора термина метаметафора Константина Александровича Кедрова-Челищева неразрывно связана с Крымом. Если князь Владимир крестился в Корсуни, то поэт получил своё поэтическое Крещение в сборнике "Компьютер любви", где Андрей Вознесенский справедливо написал в послесловии :"Константина Кедрова смело можно назвать Иоанном Крестителем новой метаметафорической волны в поэзии". И действительно в одной из бухт Коктебеля в 1977-ом году вместе со своими студентами из Литературного института, глядя на порхающих над морем стрекоз задумал основать новое поэтическое движение ДООС (Добровольное общество охраны стрекоз). В ДООС со временем вошли не только студенты , но и маститейшие поэты:Андрей Вознесенский и Генрих Сапгир в звании Стрекозавров и даже Милорад Павич в звании Сербозавра. Сам поэт принял титул Стихозавра, а стрекоа стала символом поэзии. "Ты всё пела-это дело!"-девиз ДООСа.
В 1993ем году Константин Кедров вместе с Генрихом Сапгиром, Кириллом Ковальджи,Игорем Волгиным и Яном Пробштейном (США) активно участвует в Международной Волошинской конференции в Коктебеле, а в 2008-ом он вместе с обществом ДООС-участвует в Волошинском фестивале.В 2015-ом он один из лауреатов Волошинского конкурса.
Звёздное небо Крыма надиктовало ему теорию метакода и докторскую монографию "Поэтический космос". Поэт стал ещё и доктором философских наук, а его потический манифест "Компьютер любви", переведённый на множество языков был увенчан сразу двумя международными наградами: Южнокорейской литературной премией Манхэ-2013 и немецкой Мюнхенской премией "DOMINANTA-2014".
Крым буквально осыпал поэта литературными наградами: Медаль и диплом Григория Сковороды (за гумманизм в искусстве") на фестивале "Славянские традиции" в Казантиппе одна из самых ярких из них.
Сегодня Константина Кедрова можно видеть и слышать каждый день и в режиме онлайн и в интернете, где он вдохновенно читает свои поэтические лекции "Человек космический" и "Сила ненасилия" на канале "Просвещение". Сбылось пророчество Андрея Вознесенского, обращенное к своему соратнику и другу в стихотворении "Эфирные стансы":
Костя, Костя, как помирим
Эту истину и ту-
Станем мыслящимм эфиром,
Пролетая в темноту!



ХЕРСОНЕС


или Жесть -жесткая поэма на жидком диске



Моредиск всё точно записал
Там в Лазурной бухте Херсонеса
Текст мой над Гомером зависал
Уходя в регрессы от прогресса


Здесь театр античный мной озвучен
Он похож на старую пластинку
С полукружьем звуковых дорожек
Где из камня выложен весь стих мой


Я актёр античного театра
С маскою из своего лица
В ней застыл навеки мой характер
И характер моего отца


Бог-Отец и режиссёр отец
Сфокусмровался в Юрия Любимова
Я один ответчик и истец
В этой театральной пантомиме


Я поставил своего Сократа
Роль его играл актёр Антипов
Чувств античных вечная растрата
Маслова была моя Ксантиппа


Я сыграл или меня сыграли
В новой Греции у Парфенона
А потом мы всё переиграли
На Таганке сразу без прогона


Жесткий диск не жесткий он живой
Он переписал свою программу
Что со мной случилось Боже мой
Превратил гегзаметр в негизамертв


Ямб не ямб и не хорей хорей
Амфибрахий — антиамфибрахий


Хор хореев Архииерей
Перст анапест Брахман — Антибрахман
Страсть моя бесстрастна я спокоен
Мед желаний выкачан из сот
Как корабль Дискавер дисковери
Как хорал Кирие Элейсон!



Прошлое ну это как прописка
Без нее ты бомж и гастарбайтер
Арбайтер Макс Фрайер в центре списка
Валленберга пыточный спичрайтер



В лабиринте мозга Пифагор
Никогда не наведет порядок
Кровь Христова это не кагор
А могилы не холмы из грядок


Что там и когда там прорастет
Кроме лебеды и злой крапивы
Кто над нами млечный путь простер
На мозги надел презервативы


Все сие неведомо уму
На мундире неба звезд расстрел
Маяковский ввысь летит сквозь тьму
В звездном оперении из стрел


Носорог космические недра
Пашет рогом вдоль ширинки млечного пути
Рог его растегивает небо
Рвет его на млечные куски


Уходя за горизонт событий
Носорог оставил только зад
Злодиак пытающих открытий
Зодиаком топчет Зодиак


Бертран Рассел рыцарь сверхспокоен
Он не просчитался — просчитал
Над оркестром как глухой Бетховен
Рогом ввысь подведена черта


Людвиг Ван Бескровен не бескровен
Хватит звуки хукками месить
Звуков революции Бетховен
СМОГ со звуком звук кровосмесить


Правозвестник ты или пролайзер
Или лузер в лузе всех шаров
Музыкальный телезвуколазер
Прорезатель линз среди миров


Как Термен вобрав все излучения
Тело — электромагнитный тремор
В Херсонесе все полно значения
Всех коллизий Колизей и термы


О симки Сима
О Хамасутра
Невыносимо
Наступит утро


Грозит нам грезящее гюрзою
На нас грядущее всей грозою


Убившей молнией сверхбезмолвие
Где все безмолвнее и безмолнее


Басит Дон — басом
Дон Басков Дон
Гвидон гондона
Гондон Гвидон
Гондон гандолы
Гандоловеды
Из вены в Вену
Из Вены в вену


Взлетел фонтанами Петергофа
Нижинский снежный Лифарь Голгофы
Павел задушенный духами шарфа
На дне Романовы в шахте шурфа
Ах Целко Валка ах щелка валко
Меня бы что ли потццеловал ко
В двойном азарте цыганка Аза
В глазах двоятся две Пизы сразу
Две Пизы сразу спасут от сглазу
Цыганку Озу цыганку Азу


В тебе Венеция как Флоренция
Во мне Флоренция как Венеция
Ты крепость женская Генуэзская
А я мужская Неги-нуэзская


Коней Троянская птица-тройка
Ты мировая всех Трой настройка
В млечпуть откинуты все копыта
Все звезды-гвозди в подковы вбиты


Кудрявопушкинское Барокко
Как рок из рога как рог из рока
Палит из всех бородинских пушек
Кудрявый Пушкин курчавый Пушкин


Наполеон наполнен неоном
Дантес наполнен Наполеоном
Взлетел летающий шар над лесом
Дантес стал Пушкиным -Пушкин Дантесом


Прощай свободная стихия
В последний раз пишу стихи я


Косноязычны боги в небесах
Там в небесах Пехасис стал Пейсах
Он стал Пегасом в греческой гортани
Гортанной речи в горле крокотау
Глоток свободы у Гомера в глотке
Свобода глотки с небом посередке


Там море-Пушкин с берегом- Дантес
У Лукоморья древний Херсонес
Как кудри Пушкина барашки волн
Плыви мой чёлн как член по воле лон



6 августа 2015



ЗЕРКАЛЬНОЕ ДЕЖАВЮ


Завязывая узел из пространств
я так и не заметил, что однажды
преодолел в пространстве слово 'транс'
и оказался здесь однажды дважды


Я вспомнил, что уже пересекал
трамвайный путь
и впереди трамвая
я так же оступился между шпал
и выскочил
страх преодолевая


Я узнавал знакомые узлы
когда заранье знал что будет дальше
из будущего в прошлое разрыв
преодолен
и 'позже' было 'раньше'


Мне объяснил психолог
что порой
нам кажется
что мы здесь были в прошлом
так солнце
закатившись за горой
зайдет еще раз за ее подошвой


Потом я убеждался, что в Крыму
один закат мог повториться дважды
и трижды
если плыть вослед ему
вдоль берега
но это все неважно


Куда важнее узел из пространс-
творящий неизведанные связи -
нить времени, связующая нас
в сплошной узор из зазеркальной связи


Зеркальный узел двух слепящих тел
за отраженьем вяжет отраженье
Я
отражаясь
в зеркало влетел
и вылетел навстречу от рожденья


Все зеркала связующие нас
давно отражены в других пространствах
поэтому впадающие в транс
всегда обнажены в зеркальном трансе


Узел из за-
зеркалья


***


КАЗАНТИП
Поэма


Цветы салютуют садами
Сады салютуют цветами
Весна салютет летом
Тьма салютует светом
Тела салютуют негой
Земля салютует небом
Вот вот и звезды сольют
Все небо в один салют
Волны играют солнцем
Солнце играет волнами
Это света цунами
Сны снующие снами
Кажется мне что вскоре
Сольются в едином хоре
Чайки — барашки моря
Барашки-чайки над морем
Открывают чакры
Мореволночайки
Все прибои как салют всех пушек
Моренебо с чайками хохочет
Млечный путь из перламутровыж ракушек
Ласково ступни мои щекочет
Мы дельфины – только говорящие
И на сушу с морем выходящие
Гены говорят – мы угро-финны
ну а финны это же дельфины
– Я украинец угро-финн –
Говорит дельфину дельфин
– Говорит украинцу русский:
– Я украинец древнерусский –
Говорит дельфину дельфин:
– Я не угро- я укро-финн –
Я пишу языком дельфиньим
Укрофиньем русскоафиньем
Древнегреческовесскоготским
Антибродско-антивысоцко
Переполнен я моря чарками
В высь распахнутый чайкочакрами
Море пенится как бокал
Ограненный гранями скал
Я не укро – угро-финн
Я взлетающий дельфин
Слышу в их клокочущем вздоре
Стих который давно знаком
А дельфины в просторе моря
Говорят моим языком
В ваши уши давно проник
Мой язык как дельфиний крик
Во всех раковинах ушных
Бесконечное море в них
Вой гобоя и шум прибоя
Шум прибоя как вой гобоя
Возникают из морелада
Энеида и Илиада
Как звучащий чертеж Эвклида
Илиада и Энеида
Как рассыпанные лекала
Волны высыпаны на скалы
Все тела – лекала небес
Все моря лекала телес
Женских волн телесный изгиб
Тонет взор и пловец погиб
Тело словно блесна ловца
И пловец плывет на живца
На земле мы лишь проживаем
Только в море мы оживаем
Угро-угри и угро-финны
Мы дельфины только дельфины
Я дельфин с вами говорящий
Я дельфин, дельфин настоящий
Шагами волнам помогая
В сплетении молний и гроз
Беспечно по морю шагая
Выходит из моря Христос
Кто скажет: Христос не смеялся –
Не понял тех гроз пантомим
Возможно Христос не смеялся
Но море смеялось под ним
Там ор ораторий Танеева
Тон тонущих в море теней
Отчаянный ор Орестеи
И чаянье чаек над ней
Доныне и ране и вскоре
Ты вечно зияющий понт
Под именем Черное море
За флотом глотающий флот
В тебе Ушаков и Потемкин
Беседуют с турками пушками
Ах помнят ах помнят потомки
Над морем орущего Пушкина
А там на Востоке на Западе
И море и небо в огне
Так мы обменяемся залпами
И встретимся только на дне


5 сентября 2015
***


Чернильница моря


Взлетая над всем что будет
Минуя все что возможно,
Опережая время
И становясь всем сразу
Я вычитал вычитая
Славянскую вязь из вязи
Серебряное из золотого
Алмазное из алмаза


Гора алмазного света
Обрушилась с неба в море
Макая в чернильницу моря
Перо из школьного детства


Пишу тебе море морем
Прибоем строк и приливом
стихов, подкативших к горлу
из бездных глубин бездонных


Пусть будет прилив отливом
а море, став авторучкой
уместится в моих пальцах
как я в тебе умещаюсь


***
Мощь мощей св.Климента


Метро


О не мертвей душа в метро
в туннеле морте-политена
душа от тела отлетела
и не осталось даже тела
но только трубная труба
трубящая вагонным громом


Молитва св.Кирилла


Богородица - дорога в рей
радуга мурлычущего луча
ты ввела меня в ажурную дверь
по черным клавишам ночи
по белым клавишам дня
хрустальной поступью
не ведающей веса
сошла как снежинка
с-не-бес
не касаясь сугроба
такой боли
какой боли
нет
то к чему ты взошла
твое Схождение
Вознесение
Взывание к Сыну Выси


О нет нельзя возноситься выше высоты
но Ты
за пределами высоты
там где высота упирается в Твердь
другой высоты
еще нет любви
но уже прощения
где за первой ступенью прощения
разверзается рай примирения
где ладан дал даль
но не примирился
а прощен


Лестница


Радуйся - Лестница от земли к небу
небо выше небес
печаль нежнее печали
это называется
амаль-гамма
это вспоминается
но не называется
это как воздух
и видим и невидим
Филос - дружеское расположение
Агапия - мировое влечение
Эрос - сладостное томление
все это конечно же есть
но скорее мерцает
нежели отражает


Это похоже на морское дно в лучах света
близко и отдаленно одновременно
Если вспомнил
это уже не то
Вот когда и помнишь
и не можешь вспомнить
одновременно
знаешь что есть
но не знаешь что
как холодок валидола под языком
вот нет его
вот тут-то он и остался
Взор упирается в стену
затем в стекло
но если нет ни стены ни стекла
а взор улетел за взором
или еще
улетает мяч
но пока он не вернулся
он уже ракеткою пойман
То ли улетает мяч
то ли прилетает
это смерть - любовь
это разлука - встреча
Я бы назвал это прикосновением
если бы прикосновение улетело
Я бы назвал это поцелуем
если бы поцелуй отделялся от губ


Если огненный крест на небе
видит его каждый у кого слезы
ибо слезы - линзы
для Того Света
ибо Тот Свет
состоит из слез
ибо слезы состоят из этого света
Молитва моря -
вздыбленные валы из слез
пронизанные лучом
где в имени
Ай-ваз-зовский
Ай-святой-зов
воз-глаз
Аз-Яз
после глаз только сердце
но сердце слепо
как новорожденный котенок
кот-ток
ток-кот
от тела ток окат откат
кто-то
того
Мерцание
двух зеркал
друг в друге


Ангелический свет
он тепл
воздушно-телесен
Любая лодка
ускользающая
от берега в реку
может быть прообразом
этой встречи
Выдох - это далекий вдох
вдох - это близкий выдох
дальше выдоха
ближе вдоха
эскалатор из арматуры света
там где лестница
из-под ног уходит
ты ступаешь на эту Твердь
из интимных слов
Заинька
Кисанька
Боженька
аньки
иньки



Что важнее
знание или башня?
если знание - башня
а башня - знание
Дом где я живу насквозь зеркален
В зеркалах есть я
но есть надежда
что запуталась душа в сетях зеркальных
и улов небесный
тяжелеет
светом
Рыбкой золотой
св. Климент
в нем
Христос в нем нем
Роза и риза
Хор и Озирис
и сирота - мир


Святой Климент
амброзией тления благоуханен
твой незримый храм
состоящий из кипарисов
сосновый храм
источает смолы
смола молитвы
морская литургика
акафист прилива
молебен отлива
соленые четки волн


'Господи владыка живота моего' -
ПЕРВЫЙ ВАЛ
'Помилуй мя грешного' -
ВАЛ ВТОРОЙ
'Богородица Дева радуйся' -
ТРЕТИЙ ВАЛ
'Благодатная Мария Господь с тобой'


Брег небесный гудит от молитвенных волн
Папа Климент истомленный исторг глагол
'Оглашении изыдите'
но не изыдут оглашенные
и тогда сказал
'Всякий приди и ешь'
Небо возликовало волнами света


Первая волна
- Царю Небесный -


Вторая волна
- Утешитель души Истинной -


Третья волна
- Иже везде сый


Четвертая волна
- Прииди и вселися в ны -


Пятая волна
- И жизнеподателю -


Шестая волна
- И вся исполняяй сокровища благих -


Седьмая волна
- И очисти ны от всякие скверны -


Восьмая волна
- И спаси Блаже души наши -


Девятый вал света
- Аминь
***



БАХЧИСАРАЙ
Мелодия для зурны


Увидев её, хан воскликнул:
«О дюляра бикич!» –
что значит «прекрасная».


О Дюляра, о бикич! –
лара де бю и чек бюль
Полон тьмой тонколистной и зноем
резанул закапала кровь
полон крови фонтан весь высох
хрястнул саблей резанул –
закапал фонтан кровавый
арабской вязью струясь.
О Дюляра! А Дюляра! У Дюляра! Ы Дюляра!
АОУЫ Дюляра…
Душистый прах в садах и праха колесо
в котором вертится воздушное лицо
там ворох лепестков их имена похожи
на груди женские наполненные негой
направленных сосцами на восток
наполненный дворцами
всё это густо орошает кровью
безжалостный но и не злой садовник
в садах уснули розы
как рыбы золотые спят в садках
Бьют в ладони друг в друга сады
аплодирует семенем прах И сказал:
– Разгневан Аллах
и прах Аллах превращает в прах
но милостию Аллаха мы все из праха!
Птица Рух снесла яйцо голубое и улетела
даже птица Рух стала прах и – порх
Кто семя своё уронил на каменное лоно
опавших роз лепестками тот знает –
даже камни дети Аллаха.


Не плачьте жены Востока
личики ваши рисует зурна
над пепелищем дворца
Дай и ай и мне и ты
звени-звени щебечет грудь
а в устах кровь густа млеет лал-ла
клюет виноградную печень
розы о розы – звенит муэдзин
отрывая от капли каплю
содрогается грудки сгрудил
восторг исторг сладок Восток
колыхнулся затих рассыпал зурну
дай и ай и мне и ты


1975, Алушта – Бахчисарай


МОРЕ


Нету у моря края
Бездны кроя
лезет в небо лестница водяная
Море край мира – мир края
Переполнен трезубцами горизонт
Моря взлёт
Миг и взлет лазури
воды излом – россыпь гроз
громоздящих гроздья шипов из роз
Велосипедное море колес
море велосипедных колес


1979, Ялта, Дом творчества


КРЕСТ


В окруженье умеренно вянущих роз
обмирает в рыданиях лето
Гаснет радужный крест стрекозы где Христос
пригвождается бликами света


Поднимается радужный крест из стрекоз
пригвождается к Господу взор
распинается радужно-светлый Христос
на скрещении моря и гор


Крест из моря-горы Крест из моря-небес
Солнце-лунный мерцающий крест
Крест из ночи и дня
Сквозь тебя и меня
Двух друг в друга врастающих чресл


1976, Коктебель, Дом творчества писателей
***
ЛЕДИ ЛЬДА


однажды мы вышли к зимнему морю в Ялте
где в лучах луны нежился
обледенелый весь стеклянный парусник корабль
переполненный млеющими матросами
от мачты до якорей гроздьями свисали матросы
и сыпались на берег прозрачные как виноград
звенела Ялта ударяясь льдом о лёд
звенел корабль ледяными снастями и парусами
звенели волны облизывая ласковый лёд
Ялта леденела приобретая призрачность и прозрачность
луна леденела в волнах земля леденела в лунах
и ты стояла на ледяном причале – прозрачная леди льда


Ялта, Дом творчества «Актер», Новый год 1991-1992
***
НИШ О ЛОВ ВОЛОШИН


Не знаю сам – во мне в тебе ли
Волошин шёл по Коктебелю
Не так давно всё было это
прибой смывал следы поэта
Но отпечатался скулою
поэта профиль над скалою
где моря Черного хитон
идущему поэту в тон
Он пел земле и небесам:
– Масон но сам, масон но сам –
Он пел прибою в унисон:
– Но сам масон, но сам масон –
В моей поэзии во мне ли
иль в акварели в Коктебеле
вдруг дунул ветер и взъерошен
волнами в мир вошел Волошин


Коктебель, 2008


ПРИБОЙ В КАЗАТИПЕ


Отсюда в мир приходит тишина
Которую выбрасывают волны
Где вечность вечностью предрешена
И есть на всё твоя святая воля
И не моя моя моя вина
Когда на берег набежит волна
Но чувствую себя самим собой
Вот почему мне нравится прибой
Откуда ты, уверенность, берёшься
Что ты уйдёшь волной – волной вернёшься


Казантипп, 2012



Другие статьи в литературном дневнике: