Ричард львиное сердце

Кедров-Челищев: литературный дневник


История рыцаря: кровавый меч Львиного сердца
24 апреля 2011 10:45 5 990



Статья из журнала "Эхо планеты".


6 апреля 1199 года на руках своей 77-летней матери Элеоноры и жены Беренгарии скончался Ричард I Львиное Сердце. Ранение в шею, нанесенное ему при осаде замка Шалю-Шаброль в Лимузене, оказалось для английского короля из династии Плантагенетов смертельным.


Возможно, что знаменитое шекспировское "быть или не быть" есть эхо от прозвища Ричарда Плантагенета - "Да или нет". Оказывается, более известное и прогремевшее в веках - "Ричард Львиное Сердце" - вовсе не единственное рыцарское имя легендарного короля. "Да или нет" идет, вероятно, от мамы, королевы Элеоноры Аквитанской, поэтессы и покровительницы искусств. От отца, сурового воина, короля Генриха II, другое прозвище - "Львиное Сердце".
Более известное и прогремевшее в веках - "Ричард Львиное Сердце" - вовсе не единственное рыцарское имя легендарного короля


Унаследовав в 12 лет владения в Южной Франции, он стал первым королем поэтов. Вместо рыцарских турниров, отмененных и даже запрещенных его отцом, Генрихом II, при дворе Ричарда устраивались состязания трубадуров. Кстати, 12 лет - это возраст зрелости рыцарей Круглого стола короля Артура. В Средние века в Европе мужчины считались взрослыми уже в 11 лет. Почти пять лет эти дети в латах пили и пели, воспевая Прекрасных Дам, покинутых ради освобождения Гроба Господня в Святом Иерусалиме. Правда, к Дамам, и с большой, и с маленькой буквы, Ричард особого пристрастия не питал, хотя у него есть незаконнорожденные потомки. Прежде всего это был воин во всех смыслах этого слова. Воин тела и воин духа. Даже удивительно, что до шестнадцати лет поэзия была на первом месте. Наверное, проснулись гены прадеда - первого трубадура Прованса Гильома IX Аквитанского. Ну а затем началась необычная даже для разнузданного европейского средневековья борьба с отцом за власть.


Не следует забывать, что Генрих II шестнадцать лет держал в заточении свою супругу и мать Ричарда - Элеонору Аквитанскую, поднявшую вместе со старшими сыновьями мятеж против мужа. Фактически Ричард вступил в борьбу еще и за освобождение родной матери. А как должен был поступить рыцарь, воспевающий Прекрасную Даму? Ведь из всех самых прекрасных дам мать была воплощением небесной Дамы - Марии. Ричард унаследовал от Элеоноры религиозную пылкость. Он устраивал не только состязания трубадуров, но и пышные религиозные шествия и даже дирижировал церковным хором.


Пока перед нами английский принц и аквитанский король, еще не ожесточившийся в битвах. Но пять лет междоусобной борьбы сделали его воином и политиком. В этой борьбе он стал полным победителем. Освободил из заточения свою мать, наголову разбил вассалов отца и взял его в почетный плен, лишив всех титулов и рычагов власти.


Гены Ричарда Львиное Сердце


В сердце Ричарда Львиное Сердце.


Сердце Ричарда Львиное Сердце


В генах Ричарда Львиное Сердце.


Крестоносцы Гроба Господня,


Враг не выйдет из преисподней.


Сарацины целятся в Сердце,


Ну а Сердце стремится к Сердцу.


Только доблестный Саладин


Может взять Иерусалим.


Только Ричард Львиное Сердце


Навсегда останется в Сердце.


Паладин или Саладин .


Бог един


И Аллах един


Теперь перед нами король Ричард I Английский, не очень хорошо понимающий английскую речь.

Теперь перед нами король Ричард I Английский, не очень хорошо понимающий английскую речь


Да и в Лондоне он был всего лишь четыре раза. Причем один из них - во время коронации. По культурным традициям и воспитанию Ричард прежде всего француз, точнее, аквитанец: его родным языком был южнофранцузский говор, так называемый "ланг д'ок".


Разобравшись с отцом, он становится соперником короля Франции Филиппа Августа. Нанося ему поражение за поражением, он расширяет свои владения почти до самого Парижа. Папа стремится примирить враждующих христианских королей, указывая им более достойную цель - освобождение Иерусалима. Тут следует притормозить повествование и отказаться от множества идеологических наслоений, связанных с понятием "крестовые походы".


Ричард родился, когда уже почти девяносто лет существовало христианское королевство, включающее побережье Средиземного моря, Сирию и самое главное - Иерусалим. Сменилось около трех поколений христиан, родившихся в том королевстве. Поэтому захват Саладином Иерусалима и превращение коренных жителей-христиан в рабов для продажи, а христианских храмов - в мечети вовсе не выглядит как освободительная война в глазах христианской Европы.


Здесь обе стороны правы. Прав Саладин, отвоевавший, как он считал, исконные земли для мусульман. Прав и Ричард, который в союзе с королями Европы стремился к освобождению христианского королевства.


К сожалению, и в наших учебниках истории, и во всем мире возобладала сугубо марксистская, атеистическая, я бы даже сказал, антихристианская концепция, где все воины-крестоносцы огульно клеймились как захватчики, грабители и садисты. Разумеется, в Третьем крестовом походе во главе с Ричардом было и то, и другое, и третье. Неизбежные и неизменные компоненты любой большой и малой войны. Однако историческая память жителей Палестинского Средиземноморья расходится с марксистской концепцией. Там чтят и Саладина, и Ричарда, воздавая должное их храбрости и взаимоуважению.


Саладин и Ричард, воюя друг с другом, вели постоянные переговоры и даже обменивались дарами. Когда Ричард заболел цингой, Саладин прислал ему своего врача, мед и свежие фрукты.

Когда Ричард заболел цингой, Саладин прислал ему своего врача, мед и свежие фрукты


Война не становилась от этого менее ожесточенной, а переговоры - более успешными. Но безусловный и несомненный исторический факт: Ричард и Саладин уважали друг друга. Перед нами вовсе не слепые фанатики, а два рыцаря.


Тут вполне уместно заметить, что рыцарство с его кодексом чести и культом Прекрасной Дамы окончательно сформировалось именно в крестовых походах. О связи культа Девы с мистикой мусульманских суфиев написаны горы книг. Несмотря на все зверства, сопровождающие любые военные действия, мусульмане и христиане жили в Палестине бок о бок, вместе. Непрерывный поток паломников ко Гробу Господню сопровождался таким же параллельным потоком купцов, везущих из Средиземноморья в сердце Европы пряности, благовония, тонкие ткани. А с ними легенды, предания, сказки, шедевры восточной поэзии. К сожалению, сегодня мир более полярный, чем в те времена. Образ Ричарда Львиное Сердце сформировался одновременно и в христианском, и в мусульманском мире.


Экскурсоводы в Сирии и сегодня всячески подчеркивают, что крестоносцев не следует путать с колонизаторами. Они сражались не за земли, а за свободный доступ паломников ко Гробу Господню. Конечно, тут есть элементы идеализации прошлого, но такова историческая память народов, а не кабинетных историков, часто подчиненных той или иной идеологии.


Католическая церковь сделала правильный исторический шаг, извинившись перед мусульманским миром за крестовые походы. Было бы логично, если бы эхо такого извинения пришло из мусульманского мира. Но всему свое время. Заметим также, что не худо было бы извиниться за разграбление Константинополя в Четвертом крестовом походе.


Чтобы избежать взаимоистребления христиан, Ричард в своем крестовом походе избрал морской путь к Святой земле. В этом ему помогали искусные мореходы - англичане, датчане и норвежцы. Но избежать столкновения с кипрским императором Алексеем Комнином Ричарду не удалось. Ему необходим был Кипр как надежный тыл, и под предлогом освобождения из плена христиан, продаваемых в рабство, он пленил Комнина, лукаво пообещав не заковывать его в железные цепи. Вместо цепей железных Комнина заковали в цепи серебряные, что, конечно, не делает чести Ричарду как победителю.


Однако этот далеко не единичный эпизод говорит о том, что война носила отнюдь не только религиозный характер. Комнин христианин и Ричард христианин. Да и нет принципиальной разницы между феодальными войнами Ричарда за свой трон и его войной на Востоке. И там, и тут великодушие и храбрость соседствовали с жестокостью и коварством.


Главное дело Ричарда - освобождение христианского королевства и возвращение Иерусалима - лишь отчасти увенчалось успехом. Ему удалось вернуть средиземноморское побережье христианам. А вот Иерусалим остался в руках храброго Саладина.


В ходе этой войны, именуемой Третьим крестовым походом, Ричард Львиное Сердце совершил преступление против человечности - он обезглавил на глазах у Саладина и вражеской армии две с половиной тысячи пленных. Поступок не рыцарский и даже по законам тех времен зверский. Руки пленников были связаны. Самое удивительное, что Саладин после этого не стал относиться к Ричарду хуже. Он по-прежнему восхищался его храбростью и видел в нем достойного соперника, как будто это была не война, а рыцарское состязание.
В ходе этой войны, именуемой Третьим крестовым походом, Ричард Львиное Сердце совершил преступление против человечности - он обезглавил на глазах у Саладина и вражеской армии две с половиной тысячи пленных


Разумеется, разные историки по-разному освещают это ужасающее злодейство. Одни делают упор на то, что Саладин не выполнил своего главного обещания - не выпустил из плена и рабства всех христиан. Но Саладин просто не мог этого сделать за столь короткий срок. Вспомнил бы он свое обещание в будущем - кто знает? Ясно только, что зверство Ричарда ничего не изменило - пленные христиане так и остались в рабстве. Есть и уточняющее предание об этой трагедии. В ряде источников говорится, что вначале Ричард приказал отпустить пленных. Но как только нескольким из них развязали руки, они тотчас набросились на тех, кто их освобождал, и многих умертвили. Тогда разгневанный король велел всех перебить. Словом, на войне как на войне.


Единственный способ избежать подобного - не начинать войну. Но и это не всегда возможно. Во всяком случае, в средневековой Европе еще не было трактата Канта "О вечном мире", где сказано: если мы не прекратим воевать, то все придем к вечному миру - на кладбище. Не было и трудов кадрового военного, поручика Льва Толстого, решительно осуждающего и отвергающего любую войну как преступление. До этого человечеству еще расти и расти.


Нам не известно, раскаивался ли Ричард, будучи благочестивым христианином, на исповеди в содеянном. В результате войны от всего Иерусалимского королевства все-таки сохранилась береговая линия да еще свободный путь на Иерусалим, по которому христианские паломники могли добираться до Святых мест без проблем.


По возвращении из похода Ричард Львиное Сердце сам оказался в плену при весьма романтических обстоятельствах. Пробираясь в одежде простолюдина по владениям враждовавшего с ним герцога Австрийского, он был схвачен и заточен в замке. Здесь у него было время вспомнить былые поэтические турниры, и он написал пылкое послание в стихах к народам Европы, требуя своего освобождения.


Невнятна эта песнь, как речь больного.


Но пусть она напомнит хоть немного


О короле, чей плен для всех укор.


Друзьям, не шлющим выкупа, позор!


Мне из-за тех, кто на дары не скор,


быть две зимы в плену...


За героя крестового похода, отвоевавшего для паломников свободный путь ко Гробу Господню, вступился сам Папа. "Негоже герцогу пленять короля". По всем землям Плантагенетов был собран громадный денежный выкуп. И Ричард обрел свободу.


Начались привычные средневековые разборки между королем Англии Ричардом и королем Франции Филиппом Августом. Во время очередной стычки 26 марта 1199 года Ричард был ранен в шею французским арбалетчиком Пьером Базилем. Неудачная операция окончилась заражением крови. Умирая, король призвал к себе плененного Базиля. Состоялся истинно рыцарский диалог. "За что ты меня убил?" - "Ты убил моего отца и двух братьев". - "Прощаю тебе мое убийство", - ответил Ричард и приказал отпустить воина. Впрочем, после смерти короля Базиля все же повесили.
"Прощаю тебе мое убийство", - ответил Ричард и приказал отпустить воина. Впрочем, после смерти короля Базиля все же повесили


Почему из множества рыцарей-крестоносцев именно он остался в памяти всех народов как благородный, великодушный воин? Львиная доля такой славы в веках принадлежит ему, несомненно, как личности. Он был избран всеми народами, чтобы заполнить собой пустующую нишу истинно благородного и храброго рыцаря. Историки вправе уточнять, что благородный рыцарь был не всегда и не во всем благородным. Что, как всякий военный, на войне он совершал военные преступления. Но не за это чтит Ричарда Львиное Сердце мировая молва. В этой незаурядной личности пылкая вера сочеталась с изысканным поэтическим вкусом, а поэтический вкус - с несомненной воинской храбростью. Он не смог отвоевать у такого же храброго Саладина крест с частицей древа, на котором был распят Спаситель, но несомненно, что частица этого креста была в его сердце.


Константин Кедров, писатель





Другие статьи в литературном дневнике: