I. 1. Определение 13

Михаил Озмитель: литературный дневник

Отец Василий Зеньковский прилагает много сил, чтобы ответить на вопрос о том, зачем нужна некая «христианская философия», но больше говорит о том, почему она возможна: коль скоро есть «секулярная» философия (от Аристотеля до, например, Гуссерля), то непременно должна быть и «христианская философия». Одной из наиболее очевидных для меня причин перемены «зачем» на «почему» в данном случае является то, что этот автор, как и многие и многие другие, не даёт себе труда задуматься о происхождении того, что он, собственно говоря, и называет философией. Прельщенный – как и подавляющее большинство отечественных исследователей – западноевропейским развитием в этой области, о. Зеньковский не интересуется, почему в тысячелетней истории Восточной Римской империи не возникло никого подобного, скажем, Фоме Аквинскому? Почему в Византии, где греческий язык был родным и где Аристотеля столетиями тщательно изучали и комментировали в подлиннике, не возникло ничего подобного тому аристотелизму, который развился в Западной Европе на основе пересказов Боэция и мусульманской (суфизм) интерпретации Стагирита, выполненной Ибн Рушди? Что на Западе было так (не так), как на Востоке?


Ответ прост – на Востоке было Православие, тогда как Запад всё более и более отклонялся от истины.



Другие статьи в литературном дневнике: