30 июля - День Царевенчания Димитрия

Максимилиан Гюбрис: литературный дневник

30 июля 1605 Димитрий Углицкий (именуемый в истории как ЛжеДмитрий 1) был торжественно повенчан на царский престол.


История Димитрия - несомненная, сногсшибательная загадка на Руси, о да!


Для меня, это - в большей степени положительный феномен, поскольку Димитрий - это и неоплатонист (странно думать, что арианство, идущее корнями ещё от 2-3 вв Н.Э., до сих пор, считается ересью, и на сегодня, б.м., вопиющей ересью), и пантеонист, и абсолютный западник, и, как то само собой разумееется, вполне достойный приемник и носитель европейской эллинистической культуры. - Первый и единственный, в таком смысле, русский царь.


Арий, идеями коего Димитрий заразился на Западе, на сегодня, подчас весьма неверно трактуется плёвыми толкователями, а именно: дескать, оный отрицал божественную природу Христа Сына. - Нет, это вовсе не так: Арий, как неоплатонист, полагал, что Отец и Сын не есть одинаковой природы, а в том его главное представление, как трансценденталиста, наследовавшего зрелый эллинизм, такое, что Сын, при всей его готовности и верной вере, не способен постичь усмотрение Отца своего ("Или или, лама савакхони!"), и это, в определённой степени, более освобождало смысл Сыновний. Посему, божественная природа Отца - это в свойствах Отца, а божественная природа Богочеловека - в свойствах Сыновних. - Именно, в этой точке всех философских размышлений, Арий произвёл коллосальную для Христианства того времени мысль, коя была естественным следствием духовного и философского наследия Платона: - всякий человек, на пути своего становления и развития, способен сделаться богом! Не так только, что единственно Богочеловек есть феноменальное исключение, но так, что сей путь - в принципе, доступен для каждого. Всякий человек способен воспитать в себе истинно божественные и превосходные свойства.
Не правда ли?! - Эта-та мысль, должно быть, и свела с ума Димитрия. Особенность её всё более постигается мной по мере того, как я всё более продвигаюсь к завершению своего большущего драматургического труда...


Димитрий стоял за объединение Церквей. - Арий утвержал, что бог един и есть Абсолют. Всё остальное - Сыновнее. Однако, мы же не можем утвержать, что где-то Христос - Сын, а где-то - не Сын. В этом всё дело. Но это уже на уровне извечных теософских рассуждений... Однако, гео-пантеонизм Димитрия, на мой взгляд, вполне достойное явление, достойное приемствия опять-таки великой эллинистической культуры. Сией культуры и в России.


Почему я всё-таки столь привязываюсь к этим смыслам: эллинизм в России, эллинистическая культура русского, казалось бы, самобытного государства? Вы что ж, милейший, дескать, не читали Велесову Книгу? - О Велесовой Книге мы можем поговорить отдельно, но вот то, что ближе вехам более открытым и понятным:

Нынешний год, по эллинистическому календарю - это 3313 г Тесеевой Эры. Через 20 лет будет 3333 г Т.Э. - кого-то это, конечно же, сразу наведёт на кое-какую эзотерическую мысль, well.... Однако, о России: -
Если вы внимательно перечтёте того же уважаемого Гедеонова, кто до сих пор, есть крупнейший авторитет для славянофилов, то и у него, у Гедеонова, вы не сможете не заметить (в начале, особенно!) некое сомнение, касательно "этимологических разниц" в жизни и в принципах быта, и в отношении к сакральному в обществах древней Руси. - Всегда, насколько нам это вообще известно, было два типа русских славян: одни носили бороды, а другие брили лица; те подстригались, а другие носили длинные волосы, точно конские гривы; одни хоронили своих мёртвых в земле, а иные предпочитали предавать мёртвое тело сожжению. - Вы можете отличить среди них ранние эллиннистические влияния? - Я думаю, несомненно, можете, по всем таким специфическим характеристикам. При чём, сам Гедеонов в этом случае, позволяет себе слишком долго изъяснять не-скандинавскую линию, и так, что даже путается в иных местах, хоть и берёт стилем. Однако, ему, ведь, и в голову не приходит, что варвары-скандинавы здесь вообще не причём, а именно ни кто иные, как древние Гомеровы эллины! Вот, в чём дело!


И, ведь, всё это вдруг и столь несказанно враз проявляет себя в истории Димитрия, в истории, преисполненной всей оной этимологии и сакрализации! И смыслы бороды, и Никон со всеми оттоль следующими историческими поворотами (1605 г - как раз, год рождения сего страшного патриарха), и... да много и много всего оттоль - вся Россия, вся её подноготная и вся, с тем, будущность. Так, ведь,и Романовы, да и тайна-то "Романовских зеркал" (когда всякому представителю рода потом являлось "посмертное" видение себя в зеркале, т.е. ничто иное, как раздвоенность образа во времени), и многое и многое ещё иное... Об этом, однако, уже в иной раз.




Другие статьи в литературном дневнике: