Акимушкин И. И. Мир животных

Семён Кац: литературный дневник

Шесть томов «Мира животных» Игоря Ивановича Акимушкина выходили один за другим в течение десятилетия — с 1971-го по 1981-й год. Их печатало издательство «Молодая гвардия» в популярной серии «Эврика». За десять лет читатели успели повзрослеть и на всю жизнь полюбить эти книги. Первая и вторая рассказывали о млекопитающих, третья — о птицах, четвёртая — о рыбах, земноводных и пресмыкающихся, пятая — о насекомых, шестая — о домашних животных.
Игорь Акимушкин собрал великое множество чрезвычайно занимательных, удивительных и почти невероятных историй из жизни всевозможных существ, населяющих нашу планету. Это вполне энциклопедический свод знаний, но по характеру повествования — книги для вольного чтения.
Предваряя первый том своего труда, Акимушкин обращается к современникам, «создающим чудеса техники»: «…Увлёкшись своими чудесами, мы забыли даже названия многих зверей и птиц — названия народные и прежде само собой понятные. Скажем, сарыча с коршуном крестьяне и охотники прежде не путали, знали чеканов, плисок, варакушек, дербников, чепур, разных славок и пеночек, кутор, куниц лесных и каменных и пр., пр. А теперь многие ли из нас, не интересовавшиеся этим специально, знают, о ком идёт речь?!»
Естественные знания крестьян и охотников иначе как в непосредственном общении с природой не приобретаются. Но из хорошей научно-популярной книги — такой, как у Акимушкина, — дельные сведения почерпнуть можно. Так что если вдруг увидите в лесопарке пеночку или куницу, не ошибётесь. А о таинственных кузулисах, валлаби, ихневмонах и полосатых мунго хотя бы книжные знания получите.
Сам Акимушкин, кажется, знает всё обо всех тварях, которые обитают рядом с нами либо вдали от нас. В «Мире животных» найдётся ответ на любой вопрос о них — ну, почти на любой.
Бывает ли лысый ёж? Представьте, бывает.
«Всевозможных ежей на нашей планете 19 видов. Из них четыре, увы, без колючек. У тёмноиглого (или лысого) и ушастого ежей большие уши (если их отогнуть вперёд, они закроют глаза) и мягкая шерсть на брюхе. Лысый ёж обитает в песчаных и глинистых пустынях, а также в предгорьях и горах Северной Африки, Аравии, Ирана, Афганистана, Индии…»
Домашний охотничий хорь? Пожалуйста.
«Повадками и поведением фретт во многом похож на дикого хоря. Он менее дик, ночной образ жизни у него не такой уж строгий. Ростом поменьше, а мастью — белый или светло-жёлтый, у белого глаза красные — он альбинос. Но его помеси с диким хорем, которых тоже разводят для охоты, и грязно-белые, и чёрно-бурые, почти как дикие хорьки.
Для охоты на кроликов годятся только хорошо прирученные домашние хорьки, которые прибегают к хозяину на зов или свист. Хорька пускают в кроличью нору, предварительно натянув сети у всех её выходов. Если фретт поймает под землёй кролика и съест его, то спит тогда в норе часами, и никаким свистом его оттуда не выманишь. Потому на фретта надевают намордник и привязывают на шею колокольчик, чтобы знать, где он и в какую сторону продвигается…»
За последнее время познавательная литература, особенно литература о животных и растениях, сильно изменилась. Авторы и издатели пользуются возможностями современной фотографии, а тексту зачастую придаётся вспомогательное значение. В первую очередь, это свойственно детским книгам. Очень хорошо, что теперь мы можем увидеть, в сущности, своими глазами то, что прежде писатель-популяризатор должен был объяснять нам, подыскивая слова более или менее удачно. Однако будет ещё лучше, когда с отличным изображением соединится точный и образный текст. Примеры такого текста можно отыскать в книгах прошлых лет, в частности, в «Мире животных» И.И.Акимушкина, да и в других его книгах («Следы невиданных зверей», «С вечера до утра» и «С утра до вечера», «Невидимые нити природы», «На коне через века»).
Игорь Акимушкин не был кабинетным учёным. Он закончил биолого-почвенный факультет МГУ (в 1952 году), работал в Институте океанологии, участвовал во многих экспедициях. Источниками рассказанных им историй были не только чужие книги, но и его собственный опыт натуралиста.
В 70-е годы ХХ века наше подрастающее поколение читало «Мир животных» И.Акимушкина столь же увлечённо, как дореволюционное юношество — «Жизнь животных» А.Брема. Приятно и правильно, что сегодня, при большом выборе книг и фильмов, Акимушкин не забыт читателями и издателями.


Текст взят из Интернета


От себя добавлю, что сразу после выхода из печати тома "Мир животных" становились редкостью.
Мне повезло прочитать их все один за другим благодаря Валентине Ивановне Пищагиной, сестре Игоря Ивановича Акимушкина.
До сих пор ей благодарен.


Семён Кац



Другие статьи в литературном дневнике: