Аллергия на глагольные рифмы

Наталья Губанова: литературный дневник

Есть категория Авторов, у которых, на мой взгляд, просто какая-то нездоровая реакция, типа аллергии, на глагольные рифмы. Увидели у кого-то в стихотворении глагольную рифму, и всё: интерес тут же пропал, а то и больше – появляется благородная неприязнь к Автору с «плохим поэтическим вкусом и чутьём». Причём, у некоторых «эстетов» это выражется снобистски - что не очень приятно само по себе.


Встречала стихи, которые читаешь на одном дыхании, воспринимаешь, как неделимое целое. И лишь при повторных прочтениях обращаешь внимание на техничность написания стихотворения. А у Автора – ба! – глагольные имеются рифмочки-с!


По здравому своему рассуждению кумекаю: если пресловутых глагольных рифм немного в стихотворении, - скажем так, встречаются, и вовсе не навязчивы, - то почему бы и нет?! Наоборот, они придают разнообразие стихотворному произведению в числе других художественных приёмов. Всего должно быть в меру – на том гармония и зиждется.


От кого, интересно, это пошлО: глагольные рифмы? – ффффууу!!!
Вообще, кто законодатель поэтической моды?
Вобщем, не понимаю я этих новаторских введений. Пока не понимаю. Но надежда есть. Может, кто объяснит. Хорошо бы сподобились объяснить те, кто сторонится глаголных рифм как моровой чумы: да не дай Бог!
Сама стала шарахаться: найду у себя глагольную рифму, и хочется окропить самоё себя святой водой.


Не понимаю, почему считаются хорошими, нормальными рифмы «существительное»-«существительное»?! Например: весна-блесна, ёжик-ножик, солнце-оконце и т.д..? В чём провинились, считающиеся бедными глагольные рифмы: едет-бредит, споёт-не даёт, получить-обручить и т. д..?
Не бедны ли рифмы «прилагательное»-«прилагательное»?
Нет ли здесь какой-нибудь особенности энергетики Слова и всего стихотворения в целом, в зависимости от этого? А, господа поэты-эстеты? Может, литературку подскажете, где об этом можно прочесть?
А может, это просто навязанная крайность всё-таки?!


Подумалось вдруг даже: а не спланированный ли это наезд на Светило Русской Поэзии, который, как известно, активно пользовался глагольной рифмой?! Ну, что-то вроде развенчания культа гениальности Нашего Великого Всё. Или что-то вроде: облей грязью то, что сверкает, и сам заблестишь на фоне этой грязи. Но даже, скорее всего, оно всё гораздо серьёзней со Светилом нашим: спланированная атака по Слову Русскому и миссии Поэта в целом. Заметьте, Поэта с большой буквы. А Поэт с большой буквы дружил с тривиальной глагольной рифмой.


Дабы убедиться в правильном направлении своих мыслей и подбодрить себя, достала с полки несколько книжек со стихами всем известных русских Поэтов 20 века.
Вот выборка навскидку из стихотворных отрывочков пяти заслуженных корифеев. И все, хоть немного, грешат глагольной рифмой.



Анна Ахматова


******
По неделе ни слова ни с кем не скажу,
Всё на камне у моря сижу,
И мне любо, что брызги зелёной волны,
Словно слёзы мои солоны…


… «Ты не та ли, кого я повсюду ищу,
О которой с младенческих лет,
Как о милой сестре, веселюсь и грущу?»
Я чужому ответила: «Нет!»
А как свет поднебесный его озарил,
Я дала ему руки мои,
И он перстень таинственный мне подарил,
Чтоб меня уберечь от любви…


(«По неделе ни слова ни с кем»)


*******
Что стыдно оставаться
До мая в городах,
В театре задыхаться,
Скучать на островах.


(«Теперь прощай, столица»)


******
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить.
Всё возьми, но этой розы алой
Дай мне свежесть снова ощутить.


(«Последняя роза»)


*****
Ворон криком прославил
Этот призрачный мир…
А на розвальнях правил
Великан-кирасир.


(«Царско-сельская ода»)



Максимилиан Волошин


******
Что-то хочется крикнуть
В эту чёрную пасть,
Робким сердцем приникнуть,
Чутким ухом припасть.


(«Небо в тонких узорах»)


*****
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца, - Русь!
И не дне твоих подвалов сгину
Иль в кровавой луже поскользнусь, -
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.


(«На дне преисподней»)


Заметно при прочтении, что совсем не любили и не баловали глагольную рифму Пастернак, Цветаева, Вознесенский. Но и у них при беглом просмотре обнаружила эту «проказу».


Марина Цветаева


*****
Не знаю, какая столица:
Любая, где людям - не жить.
Девчонка, раскинувшись птицей,
Детёныша учит ходить.


(«Не знаю, какая столица»)


*****
Так ясно сиявшие
До самой зари –
Кого провожаете,
Мои фонари?


Кого охраняете,
Кого одобряете,
Кого озаряете,
Мои фонари?


(«Так ясно сиявшие»)


Борис Пастернак


*****
И за это, быть может,
Как огонь горяча,
Дочка голову сложит
Под рукой палача…


…И опять мы в метели,
А она всё метёт,
И в церковном приделе
Свет, и служба идёт.


(«Вакханалия»)



Андрей Вознесенский


*****
Москвою кто-то бродит,
накрутит номер мой.
Послушает и бросит –
отбой…


(«Автомат»)


*****
вы прошлой любви не гоните,
вы с ней поступите гуманно –
как лошадь её пристрелите.
Не выжить. Не надо обмана.


(«Сначала»)


*****
Тираны поэтов не понимают, -
когда понимают – тогда убивают.


(стихотворение из двух строк)


Уже написала эту пространную реплику, когда решила заглянуть и найти в интернете что-либо на тему, и вот «выскочила» очень интересная и достойная, на мой взгляд, статеечка «О глагольной рифме, и не только», Алексей Всегдар http://lito.ru/text/8198




Другие статьи в литературном дневнике: