Тотальный диктант

Наталья Губанова: литературный дневник

23.04.11.
Сегодня была в педагогическом институте (который теперь именуется Поволжская государственная социально-гуманитарная академия), писала тотальный диктант. Что это за диктант такой?


Одиннадцать городов России в субботу, 23 апреля, впервые присоединились к ежегодно проводящейся в Новосибирске просветительской акции "Тотальный диктант", в ходе которой все желающие могли проверить свою грамотность. Эта ежегодная социальная акция направлена на повышение уровня грамотности, на привлечение интереса к русскому языку и формирование уважительного к нему отношения.
Возникшая по инициативе студентов Новосибирского государственного университета акция прошла уже в восьмой раз. В 2004 году диктант писали 150 человек, а в 2010 - уже 2,4 тысячи новосибирцев, от школьников до пенсионеров.
В этом году к акции присоединились Бердск (Новосибирская область), Абакан (Республика Хакасия), Барнаул, Брянск, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Самара, Снежинск (Челябинская область) и Тюмень.
Проект принял не только межрегиональный, но и международный характер. Образовалась одна площадка "Тотального диктанта" в США, на базе Массачусетского технологического института, где наши соотечественники тоже напишут диктант.
Для всех площадок диктант начался одновременно - 23 апреля в 12.00 мск. Для жителей Америки - ровно через 12 часов.
Для тех, кто захотел каким-то образом, пусть даже заочным, принять участие в "Тотальном диктанте" организована интернет-трансляция. Она велась в режиме реального времени на сайте http://totaldict.ru
Каждый может сесть и под диктовку записать текст, а потом проверить себя сам после того, как текст будет опубликован на сайте.
Текст для "Тотального диктанта"-2010 написал писатель-фантаст Борис Стругацкий, а в этом году продиктован эксклюзивный текст писателя, блогера и телеведущего Дмитрия Быкова.


В нашей Самарской академии всё было замечательно организовано. Ещё на транспортной остановке симпатичные, приветливые девочки с отличительными знаками (синие шарфики, бейджики и листовки о тотальном диктанте) - студентки ПГСГА, пригласили нас с дочкой поучаствовать в этой акции. В самой академии цепочкой (от входа в здание и до аудитории на третем этаже), состоящей так же из приветливых симпатичных студенток в синих футболках (видимо, это униформа), всех желающих написать диктант препровождали непосредственно к месту проведения акции. Постепено вся огромная лекционаая аудитория заполнилась до отказа студентами, школьниками, преподавателями и просто желающими принять участие. Сидели плотно, и всё равно всем не хватило места, часть участников писала диктант в соседней аудитории. Атмосфера, выстроенная преподавательским составом и студентами академии, была очень доброжелательная, душевная, хотя волновались и организаторы, и участники акции. Не было недостатка в бланках. Если листок у писавшего заканчивался, дежурные помощники быстро ориентировались и подавали дополнительный лист или ручку, у кого заканчивались чернила. Диктовка велась чётко, с использованием микрофона. Времени было достаточно, чтобы проверить написанный текст в ходе диктанта и после окончания диктовки.
Текст был не очень сложный. Но лично для меня имелась трудность с пунктуацией. Были длинные и сложновыстроенные предложения, где требовалось поставить не только запятые, но и тире, двоеточие, точку с запятой, запятую с тире. Ещё в некоторых сложноватых для меня моментах я заглядывала в листок к дочке, - в результате написала текст лучше, чем, если бы писала без подглядывания.:)))
Очень радует, что акция в защиту и поддержку родного языка приобретает такую широкую и серьёзную популярность. Далеко не всё потеряно! Есть ещё добрые, здоровые силы в нашем народе. Есть истинная интеллигенция, есть духовно здоровая молодёжь, продолжающая вековые культурные традиции, сохраняющая Русское Слово. И тёплая, солнечная сегодняшняя погода - в подтверждение этому.:)))
Хочу писАть и изъясняться грамотно!!!





Текст диктанта – 2011


Орфография как закон природы


Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, – ставь тире». Не зря его так и называют – «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?



Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.


Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.


У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.



Дмитрий Быков, 276 слов







28.04.11. Дополнительный отчёт по теме.


Стало известно, что получила за диктант "4"! Три синтаксических ошибки.




«Тотальный диктант» в Самаре подводит итоги (интересная информация с сайта)


Сегодня были обнародованы результаты акции «Тотальный диктант». Из почти 250 участников только 5 человек получили оценки «отлично».


23 апреля в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии почти 250 (241 человек) самарцев писали диктант в рамках беспрецедентной массовой акции по добровольной проверке грамотности.


Акция «Тотальный диктант», направленная на популяризацию грамотности, повышение интереса к русскому языку, сохранение и развитие русской речевой культуры, одновременно проходила в 11 городах России: Абакане, Барнауле, Брянске, Екатеринбурге, Иркутске, Кемерово, Красноярске, Новосибирске, Снежинске, Тюмени и Самаре.


Результаты жителей Самары примерно соответствуют общей ситуации в стране: 67% написали неудовлетворительно, 22% получили оценку «3», работы 9% были оценены на «4». А вот количество отличников в Самаре несколько выше, чем в целом по стране. Если из 5000 россиян, только 44 человек получили оценку «отлично» (0,88%), то в Самаре этот показатель превышен больше чем в 2 раза. 5 человек, среди которых 2 профессора, 2 студента и 1 журналист получат свои сертификаты отличников, сладкие призы от компании «Лиронас» и книги от книготорговой фирмы «Пиквик» в подарок.


Организаторы благодарят всех, кто присоединился к акции, и нашел время прийти и проверить свою грамотность. По мнению заведующей кафедрой русского языка, культуры речи и методики их преподавания ПГСГА Ольги Ивановны Кальновой, «в данном случае оценка – это только формальность, ведь самый главный итог этой акции – возможность вспомнить русский язык и задуматься о собственном самосовершенствовании».


Свои оценки, а также текст диктанта желающие могут посмотреть на сайте www.totaldict.ru. А 29 апреля и 4 мая с 18 до 20 часов в ПГСГА на кафедре русского языка, культуры речи и методики их преподавания, пройдут консультации специалистов-филологов, на которых можно не только увидеть свою работу, но и получить ее копию, а также сертификат об участии.


Организаторы обещают сделать все возможное, чтобы в следующем году к акции присоединились и другие площадки. О своей заинтересованности уже заявили другие образовательные учреждения Самары и Тольятти.



Дополнительная информация


Контингент участников акции «Тотальный диктант» в Самаре


94 чел. (39%) студенты, из них 69 – студенты ПГСГА, остальные – Поволжский государственный колледж, СГТУ, СГАУ, Самарский финансово-экономический колледж, Самарский медико-социальный колледж, Российский государственный торгово-экономический университет.


76 чел. (32%) школьников (школы № 36, 79, 132, 32, 58, 112, 176, 101, кадетская школа № 95, школа № 10 «Успех», Рощинская СОШ, Октябрьская СОШ, гимназия № 2, Курумоческая СОШ им. А.И. Кузнецова).


Занятость – домохозяйки, индивидуальные предприниматели, деканы, преподаватели, директора, тренеры, актёры, работники музея



Наиболее частые и интересные высказывания «Что делать, чтобы писать грамотно»


* Учиться, учиться и еще раз учиться!
* Читать больше художественной классической литературы
* Непонятные слова смотреть в словарях
* Сделать социальную рекламу с правилами; люди будут больше и чаще видеть, значит, лучше запомнят
* Прежде всего, нужно уважать родной язык
* Нарабатывать навык
* Регулярно повторять правила русского языка
* Исправляя ошибки в Word, запоминать, в чем был не прав
* Уважать себя и окружающих
* Иметь способности к правильному написанию слов русского языка
* Любить свой язык, уважать свою историю, ценить наследие предков
* Нужно с детства прививать любовь к родному языку
* Слушать интуицию
* Понимать, что пишешь
* Общаться с грамотными людьми
* Главная причина неграмотности - распущенность
* Google-ить
* Читать с детства и всю жизнь, слушать правильную речь, писать диктанты






Другие статьи в литературном дневнике: