Тотальный диктант23.04.11. Одиннадцать городов России в субботу, 23 апреля, впервые присоединились к ежегодно проводящейся в Новосибирске просветительской акции "Тотальный диктант", в ходе которой все желающие могли проверить свою грамотность. Эта ежегодная социальная акция направлена на повышение уровня грамотности, на привлечение интереса к русскому языку и формирование уважительного к нему отношения. В нашей Самарской академии всё было замечательно организовано. Ещё на транспортной остановке симпатичные, приветливые девочки с отличительными знаками (синие шарфики, бейджики и листовки о тотальном диктанте) - студентки ПГСГА, пригласили нас с дочкой поучаствовать в этой акции. В самой академии цепочкой (от входа в здание и до аудитории на третем этаже), состоящей так же из приветливых симпатичных студенток в синих футболках (видимо, это униформа), всех желающих написать диктант препровождали непосредственно к месту проведения акции. Постепено вся огромная лекционаая аудитория заполнилась до отказа студентами, школьниками, преподавателями и просто желающими принять участие. Сидели плотно, и всё равно всем не хватило места, часть участников писала диктант в соседней аудитории. Атмосфера, выстроенная преподавательским составом и студентами академии, была очень доброжелательная, душевная, хотя волновались и организаторы, и участники акции. Не было недостатка в бланках. Если листок у писавшего заканчивался, дежурные помощники быстро ориентировались и подавали дополнительный лист или ручку, у кого заканчивались чернила. Диктовка велась чётко, с использованием микрофона. Времени было достаточно, чтобы проверить написанный текст в ходе диктанта и после окончания диктовки. Текст диктанта – 2011 Орфография как закон природы Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, – ставь тире». Не зря его так и называют – «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?
Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность. У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.
Стало известно, что получила за диктант "4"! Три синтаксических ошибки. «Тотальный диктант» в Самаре подводит итоги (интересная информация с сайта) Сегодня были обнародованы результаты акции «Тотальный диктант». Из почти 250 участников только 5 человек получили оценки «отлично». 23 апреля в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии почти 250 (241 человек) самарцев писали диктант в рамках беспрецедентной массовой акции по добровольной проверке грамотности. Акция «Тотальный диктант», направленная на популяризацию грамотности, повышение интереса к русскому языку, сохранение и развитие русской речевой культуры, одновременно проходила в 11 городах России: Абакане, Барнауле, Брянске, Екатеринбурге, Иркутске, Кемерово, Красноярске, Новосибирске, Снежинске, Тюмени и Самаре. Результаты жителей Самары примерно соответствуют общей ситуации в стране: 67% написали неудовлетворительно, 22% получили оценку «3», работы 9% были оценены на «4». А вот количество отличников в Самаре несколько выше, чем в целом по стране. Если из 5000 россиян, только 44 человек получили оценку «отлично» (0,88%), то в Самаре этот показатель превышен больше чем в 2 раза. 5 человек, среди которых 2 профессора, 2 студента и 1 журналист получат свои сертификаты отличников, сладкие призы от компании «Лиронас» и книги от книготорговой фирмы «Пиквик» в подарок. Организаторы благодарят всех, кто присоединился к акции, и нашел время прийти и проверить свою грамотность. По мнению заведующей кафедрой русского языка, культуры речи и методики их преподавания ПГСГА Ольги Ивановны Кальновой, «в данном случае оценка – это только формальность, ведь самый главный итог этой акции – возможность вспомнить русский язык и задуматься о собственном самосовершенствовании». Свои оценки, а также текст диктанта желающие могут посмотреть на сайте www.totaldict.ru. А 29 апреля и 4 мая с 18 до 20 часов в ПГСГА на кафедре русского языка, культуры речи и методики их преподавания, пройдут консультации специалистов-филологов, на которых можно не только увидеть свою работу, но и получить ее копию, а также сертификат об участии. Организаторы обещают сделать все возможное, чтобы в следующем году к акции присоединились и другие площадки. О своей заинтересованности уже заявили другие образовательные учреждения Самары и Тольятти.
Контингент участников акции «Тотальный диктант» в Самаре 94 чел. (39%) студенты, из них 69 – студенты ПГСГА, остальные – Поволжский государственный колледж, СГТУ, СГАУ, Самарский финансово-экономический колледж, Самарский медико-социальный колледж, Российский государственный торгово-экономический университет. 76 чел. (32%) школьников (школы № 36, 79, 132, 32, 58, 112, 176, 101, кадетская школа № 95, школа № 10 «Успех», Рощинская СОШ, Октябрьская СОШ, гимназия № 2, Курумоческая СОШ им. А.И. Кузнецова). Занятость – домохозяйки, индивидуальные предприниматели, деканы, преподаватели, директора, тренеры, актёры, работники музея
* Учиться, учиться и еще раз учиться!
© Copyright: Наталья Губанова, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|