Разнообразие таланта

Вадим Шарыгин: литературный дневник

Если у посредственностей есть, по выражению Цветаевой, «разнообразие ничтожного», то у поэзии есть разнообразие таланта. У Блока строка кристально чистая, прозрачная, с долгим эхом звуков и зовов, У Есенина — строка песенная и зовёт, и плачет, и смолкает так, что слыхать до последнего звука и шелеста, у Мандельштама — строка беспамятна до самозабвения, у Пастернака — как будто сама природа, сама жизнь глядится в зеркало и вещает, у Цветаевой — предельно распахнута человеку, оголена, как плечи перед казнью, такая, как если бы строки на камне, из камня высекали, искры разлетающиеся прочитывали, у Гумилёва — строка-путешественница, собирательница ветров, странствий, у Ахматовой — строка предельно исповедальная и лаконична, как предсмертная записка осуждённого. И все они — большие или подлинные поэты. И никого из них не исключать, но включать в круг личного узнавания и постижения необходимо настоящему читателю-ценителю поэзии. Таланты объединяет и даже роднит — качество Слова, выстраданность написанного, оригинальность и чрезмерная выразительность сказанного, а также преданность делу (храму) поэзии.



Другие статьи в литературном дневнике: