Музыка и ее тайное влияние в течение веков

Владлен Кешишев: литературный дневник


Наталья Глазунова-Моисеева: литературный дневник
Английский композитор и пианист Кирилл Скотт написал интересную книгу «Музыка и ее тайное влияние в течение веков». К. Скотт – выдающийся пианист, может быть, самый значительный композитор настоящего времени. Относительно возникновения книги К. Скотт говорит, что он многим обязан Учителю Кут Хууми.
Доказанный факт, что звуки могут быть созидательными, равно как и разрушительными. Всем известен опыт с песком на стеклянной пластинке. Если провести смычком по краю пластинки, то песок на ней рассыпается в геометрический рисунок, что служит доказательством конструктивной силы звуковых волн. Человеческий голос способен разбить вдребезги винный стакан. Всем известна история взятия Иерихона, стены которого пали от звука труб. (Книга Иисуса Навина, глава 6).
Звук или тон дал нам первоначальную возможность понимания, которая постепенно достигла высшей точки в людской речи. Кирилл Скотт пишет, что каждый специальный род музыки имеет ярко выраженное влияние на историю, мораль и культуру человечества. Он утверждает, что культурные эпохи были созданы музыкой.
Звук или голос неразделимы с разумом. Звук был сознательно организован Только с развитием интеллекта человек стал мыслителем и музыкантом одновременно И, однако, тот же интеллект с его акцентированием пропорции, а также с обостренным проникновением и зависимостью от внешнего мира послужил падению человека. В этом падении человек утратил контакт с иными уровнями собственного бытия. Но одновременно он получил дар восстанавливать контакт посредством звуков. Пропорция звука, которую он научился издавать, отразила пропорцию звука космического разума.
Слышимый звук с его зависимостью от материальной среды и узким интервалом частот есть нечто совсем иное, нежели неявленный звук, проводящий творческую энергию Абсолюта. Но уже слышимый звук порождает собственные геометрические структуры, каждый звук наделен особой гармонической суперструктурой, порождающей собственную форму, и в этом смысле является творящей силой. Действительно, когда раздается звук в физическом мире, происходит взаимопроникновение всех уровней, и результирующие резонансы отражаются на состоянии человеческого тела, на уровне психики и на глубочайшем уровне творческого разума- все в пределах звуковой пропорции. Это наделяет музыку магической силой, для нее нет невозможного
В прошлом музыканты и поэты были хранителями мудрости веков. Ныне, когда музыка утратила связь с религией, и стала просто развлечением, исчезает ее власть над людьми, и не трудно понять, почему человечество погружается в низшие слои вибрации.
С самого начала известной нам истории музыка была связана с религией и церковными службами. Священники играли большую роль в развитии этой музыки. Скотт говорит: «Из хроники Акаши видно, что первый священник, который оказался настолько бескорыстным, что мог служить человечеству своим сердцем, имел великое счастье – способность слышать музыку высших сфер. ( Гете говорит о ней, как о гармонии сфер). И этому священнику было дано узнать, что МЕЛОДИЯ есть ВОЗЗВАНИЕ ЛЮДЕЙ К БОГУ, а ГАРМОНИЯ – ОТВЕТ БОГА ЛЮДЯМ.
Вскоре священники открыли магическую силу мантр и заклинаний. Они убедились, что часто повторяемые звуки вызывают совершенно определенные действия, благодаря которым появились определенные Великие Силы. Под влиянием Посвященных звуками стали пользоваться для создания возбуждающих удивление форм. Но впоследствии этими силами стали злоупотреблять для разрушительных целей.
Как ивсякая сила, музыка может служить добру и злу. Существует закон: излишняя стимуляция гибельна, недостаточная – тоже. Жизнь на Земле поддерживается чрезвычайно тонким балансом. Человек не способен жить, не ставя в себя в центр собственного внимания. Но слишком большая концентрация на себе уничтожает в нем образ Божий и пресекает все возможности его роста. Музыка является в существе своем математическим отношением, и, однако, отношения способны распахнуть дверь навстречу СВОБОДНОЙ ЭНЕРГИИ. В таком случае человек должен быть способен вернуться к первичной энергии силой своего разума.
Рассмотрим музыку трех последних столетий и установим ее влияние на культуру того времени. Начнем с Генделя. Он провел большую часть своей жизни в Англии. К. Скотт утверждает, что на его долю выпала высокая миссия восстановить состояние английской морали. В те времена в Англии царила очень шаткая нравственность. Оратории Генделя с их музыкой, возбуждающей благоговение, были сильным противоядием и пробуждали, особенно среди народа, благоприятное влияние.. Скотт полагал, что именно эта музыка способствовала возникновению Викторианской эпохи со всеми ее преимуществами, как сознание долга, чувства собственного достоинства, стремления к чистой жизни, равно как и недостатками. Как формализм, мелочная щепетильность. Музыка Генделя своим формализмом все же тормозила оригинальное мышление..
Перейдем к Баху – величайшему композитору всех времен. Бах начинает и кончает музыку, потому что она заключает в себе все, что можно было желать от музыки в будущем: мелодия, ритм( он дает представление о вечном ритме), полифония и гармония. Бах имел сильное влияние на образ мышления, особенно немцев. С того времени, как музыка Баха стала распространяться особенно сильно, в немецком народе значительно повысилось интеллектуальное мышление. В то время в Германии жили некоторые величайшие мыслители. Своею музыкальной логикой Бах способствовал усилению заложенной в немце тенденции к философии. Кульминационным пунктом музыки Баха надо считать «Страсти Господни по Матфею» и «По Иоанну». Кто когда либо слышал исполнение этих произведений, и чувствовал благоговение и глубокое влияние слушателей, несомненно, должен был поверить в магическую силу музыки и в то, что она может погрузить нас в более высокое состояние сознания. Кирилл Скотт полагает, что не будь оба величайших произведения Баха задержаны на сто лет, немцы 19 столетия не были бы такими мещанами, и культурная пошлость не вошла бы в их жизнь.
Основанием для такого взгляда Скотт считает то обстоятельство, что в обоих этих произведениях встречаются часто ДИССОНАНСЫ, которые имеют значительное влияние на МЕНТАЛЬНОЕ состояние организма, делая его более ГИБКИМ, и поэтому его мышление становится менее обычным.
Бетховен был избран для совершенно другой задачи. Он был, пожалуй, одним из самых своеобразных характеров в истории музыки. Но, если бы он был иным, то он, пожалуй, оказался бы не в состоянии выполнить свою миссию, которая заключалась в том, чтобы передать в звуках всевозможные чувства людей. Подобно Баху. Который был величайшим полифонистом, Бетховена можно считать величайшим музыкальным психологом. На этом основании ему было дано страдать и бороться с тяжелейшими внешними и внутренними затруднениями, что давало ему возможность выражать в музыке все эти чувства и даже вносит в свою музыку глубоко скрытые в подсознание чувства. Скотт называет его отцом психоанализа, потому что его музыка сделала возможным дальнейшее развитие этого вида творчества. Можно утверждать, что музыка имеет тенденцию раскрывать многие чувства, скрытые в подсознании, и освобождать от них от них других людей.
Особым свойством музыки Бетховена является ее способность возбуждать в людях сострадание. «Все понять, значит все простить». В те времена было необходимо дать человечеству средство выражения, которое заставило бы его понимать других. Этим средством была музыка Бетховена. Под влиянием его музыки сильно увеличилось число благотворительных учреждений, в основе которых лежало сочувствие другим.
Одну главу своего труда Кирилл Скотт посвятил музыке Роберта Шумана. Музыка этого композитора касается чрезвычайно важной области – ребенка. Именно в это время произошла большая перемена в отношениях родителей к детям в воспитании. Около 1840 года появляются первые детские сады. Даже систему Монтессори, появившуюся значительно позже, Скотт приписывает влиянию Шумана. К этому времени постепенно выкристаллизовывается ясное понимание того, что дети различны, и что они не должны воспитываться другим лицом. Что в них самих должен зародиться импульс к учению. И они таковы, что охотнее воспитываются сами.
Музыка Шумана , такая, как «Детские сцены», «Рождественские альбомы» для рояля направляла внимание взрослых на детей и пробуждала в них недостающее внимание души ребенка.
Музыка Вагнера была во всех отношениях революционной и имела колоссальное влияние на поколение того времени – музыка, которая способна привести нас в высокое состояние сознания. Скотт говорит, что влияние его музыки сказалось в созданиях движений, имеющих целью единение и братство. Однако вагнеровская музыка имеет и обратную сторону, которая не была бы так опасна, если б в ней не была бы так сильно подчеркнута германская нота. Но эта нота, связанная с такими же сильными романтическими и героическими элементами, пробудила в германском народе интенсивное чувство власти и склонность к национализму, разрушительное влияние которого мы уже испытали. Временами Вагнер был использован в свои лучшие моменты Учителями Мудрости для того. Чтобы направить людей к высшему идеализму. Но так как одновременно и Дэвы вдохновляли его с той же целью, то это привело к искажению его характера. Часто случается, что люди, избранные Дэвами в медиумы, теряют свое чувство про порции и оценки.
Рихард Штраус близок к Вагнеру. В своей музыке он был еще более национальным, чем Вагнер. Но, с другой стороны, своими смелыми и необычными гармониями, своими ликующими мелодиями, он настолько усилил эмоциональное в человеке, что желание порвать цепи и освободиться от них стало мощным требованием.
С Цезарем Франком , Дебюсси и Скрябиным в музыке происходит перемена. Мы слышим здесь впервые музыку Дэв и духов природы. Музыка Цезаря Франка ведет, скорее, к созерцательности, чем к экстазу, но в ней совершенно ясно слышится музыка Дэв высших сфер.
В лице Дебюсси мы находим самого сильного представителя духов природы. Он был первым, кто совершенно отвернулся от музыки людских сфер и обратился к музыке гномов, эльфов, духов воды и воздуха. Он также открыл нам открыл нам новый мир гармоний. Его диссонансы, которыми он пользуется щедро, более тонки и не резки.
Русский композитор Скрябин был первым европейским композитором, который связал оккультные знания со звуками. Он знал, что должен принести миру духовную весть и что таковая должна быть дана в музыке. Но у него не было Учителя, подобно Цезарю, и его слабый организм пришел в такое напряженное состояние, что темные силы смогли захватить и уничтожить его. Он умер в 44 года. Не закончив своего главного труда «Мистерии2. Это должно было быть своего рода богослужением, в котором принимали бы участие и слушатели. Предполагалось применение также и других искусств. В связи с этим Скрябин изобрел для оркестра световой орган. Из его партитур исходит сильная, но неземная красота, которую нельзя сравнить ни с чем земным, потому что это песнь высших существ, которая отражается в его музыке.
Теперь мы подходим к современной музыке. Рассмотренная нами до сих пор музыка носит воспитательный и созидательный характер, но ни в коем случае не разрушительный. В начале 20 столетия стало необходимо переломить нежелательные мыслеформы и то заурядное мышление,которое является препятствием для духовного развития. Эта работа пала на долю Стравинского, Шенберга и некоторых других ультрамодернистов. Своими резкими диссонансами и неравномерным ритмом они нарушили неподдающиеся гибкости мыслеформы и подготовили ментальное тело человека для восприятия нового. Скотт утверждает. Что причина тяжелопереносимых диссонансов этой музыки лежит в том, что этим композиторам дана только часть музыки Дэв, и они так и не смогли узнать правильное разрешение диссонансов.
Композитор 20 века Хиндемит в своем реквиеме, «Посвященном всем тем, кого мы любим», показал, что он не только композитор холодноватого разума, но может выражать глубокие чувства.
В наше время стала очень популярной музыка джаза. Эта музыка возбуждает половые инстинкты людей. Чрезмерное подчеркивание неправильных ритмов напоминает боевую музыку праотцов, которая применялась для возбуждения воинственности и жажды убивать. С добавлением некоторых утонченных гармоний новейшего времени влияние этой музыки значительно увеличивается.
Человек не в состоянии больше контролировать материальный мир, ибо сам подпал под власть собственных разума и гордыни. Бог не дает ему приобщиться к высшему разуму, ибо человеческая гордыня неизбежно обратила бы его во зло. Когда человек сумеет преодолеть свой эгоизм, конфликт разума и свободной энергии , найдет гармоническое решение, тогда он сможет возобновить движение по тропе эволюции.
Если продолжить мысль Кирилла Скотта, то можно легко себе представить, что нынешнее хаотическое состояние мира связано с хаотической музыкой начала 20 столетия. Но медленно и постепенно в музыке замечается прояснение и просветление, равно как и в других искусствах. И это пробуждает в нас наилучшие надежды в ожидании лучших времен и лучших людей.
О музыке далекого будущего Кирилл Скотт говорит:»До сих пор в нашей земной музыке мы едва могли передать отдаленное эхо музыки сфер, в будущем же нам будет дано изобразить великую космическую симфонию. В этой неподражаемой песне единения включается синтез любви, мудрости, знания и радости, и если человек когда-либо услышит это на Земле и будет пронизан этим Божественным влиянием, он обретет вечное сознание этих качеств.»


© Copyright: Наталья Глазунова-Моисеева, 2015.



Другие статьи в литературном дневнике: