Юбилейное па Майи Плисецкой...Материалы *Российской газеты* в связи с фестивалем в честь великой балерины Майи Плисецкой... Событие! Ярослав Седов.
Майя Плисецкая закончила школу Большого театра и вступила в прославленную труппу в 1943 году. Яркость ее артистизма оказалась так заметна в первых же небольших соло, что она быстро заняла в театре ведущее положение. На ее "Лебединое озеро" в Большом театре в течение 30 лет водили все официальные делегации, посещавшие Москву, фактически приравняв визит "на Плисецкую" к приему в Кремле. Она покорила не только сильных мира сего, но лучших представителей мировой художественной элиты и привезла в Россию постановки Бежара, Ролана Пети, Альберто Алонсо, Сержа Лифаря, бывшие в свое время новым словом европейской хореографии. Она привлекла к балету выдающегося кутюрье Пьера Кардена и поддержала целое направление балетного театра, сумевшего перевести на язык пластики шедевры русской литературы. Иными словами, Плисецкая построила свой "театр в театре". Она — неотъемлемая часть славы Большого балета и в то же время — автономная единица, принадлежащая не одному театру, но всему балету в целом. Эмблемой этого драматического противоречия между стремлением к абсолютной свободе и неразрывной связью с родной стихией стала Кармен Плисецкой. Она остается неповторимой исполнительницей этого образа в элегантной сюите, сделанной для нее супругом Родионом Щедриным и поставленной хореографом Альберто Алонсо. Кармен танцуют и другие балерины, первая среди которых — легендарная сестра постановщика, создательница кубинского балета Алисия Алонсо. Но для каждой исполнительницы балетмейстер делает новую редакцию постановки. Не исключение — и нынешняя звезда Большого балета Светлана Захарова, которой Плисецкая доверила исполнить Кармен на своем юбилее. Почтенный Альберто Алонсо прибыл в Москву, чтобы подготовить новый вариант, не копирующий легендарные па великой Майи. Впрочем, самое завидное качество Плисецкой, которое невозможно скопировать, — это ее умение создать художественное пространство и стать его центром просто самим фактом своего появления. Там где она — там и театр. Говорят, Майя Михайловна придумала себе эффектные выходы в каждом спектакле своей юбилейной программы. Какие — заранее неизвестно. Ясно только, что Плисецкая, как всегда, окажется не почетной зрительницей торжества в ее честь, а главной его участницей. Ярослав Седов. © Copyright: Яни Сит -Иззия, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|