Хроника несостоявшейся дуэли

Олег Анс
Время  на стихире – понятие относительное. «Недавно» - может быть ,и год назад,  и вчера.. Так вот, недавно чуть было не произошла дуэль между двумя поэтами ,которых я  искренне люблю – между Брятовым и Артисом. Как водится, большинство дуэлей происходят из-за дамы, да и есть ли лучший и более прекрасный повод?!
    По объективным причинам поединок не состоялся .Но с той поры меня не оставляла мысль – провести его заочно. Сравнить стихи этих двух неординарных авторов, попытаться понять их ,попытаться сравнить их манеру, их образы , в конце концов.
Заранее прошу прощения у Саши и Димы, всё то, что будет сказано ниже – сплошное ИМХО…
       Выстрел первый. Природа.
Не любил Пушкин лето, ох не любил…Осенью и зимой ему писалось легче…
Летние стихи и у Брятова и у  Артиса мне  ну просто не попали на глаза. Зато у обоих – и зима и осень во всей красе.

На редкость мягкая и снежная зима!
Шарфом мохеровым окутана рябина
и с веток яблони свисает бахрома
подобно бабушкиной скатерти старинной.
Брятов    http://www.stihi.ru/2004/02/24-416

И тихая спокойная зима.
Такой зимы не видели давно
Сошедшие по осени с ума
От шума заходящего в окно,
В дверной проём
Отшельники весны.
Ни звука, ни молитвы, ни луны…
 Артис      http://www.stihi.ru/2003/05/04-79

Саша любуется зимой, он – восторженный наблюдатель этой красоты. Для него зима –живая, она пробуждает чувства, память, она заставляет восхищаться собой. Как будто добрая старая знакомая пригласила на чашку чая, и с доброй улыбкой показывает внимательному зрителю и собеседнику свои, немного детские, богатства…
 Иная зима у Димы  - она фон, декорация. Ворвавшийся  на театральную сцену лирический герой краем глаза замечает смену пейзажа, но для него это – только повод подстоить окружающее под своё настроение, найти в зиме созвучие своим мыслям.
Он – не наблюдатель, он – внутри. И природа – если не часть его, то, по крайней мере, антураж для его настроения, картинка, иллюстрирующая его мысли и чувства. Жив – он, и окружающее – только отражения в его зрачках, его мыслях.

От себя не отмолиться,
От себя не убежать.
Кто там рвётся белой птицей
В мою комнату опять?

 http://www.stihi.ru/2003/05/08-47

У Ариса – подчёркнуто резкие образы природы, ветер – «кто» - он даёт и зиме, и ветру , и метели – черты человеческого характера, стихии превращая в людей.
А снега-то,
Снега насыпало.
Деревья по грудь занесло.
В загуле метелица сиплая –
Дородная баба с веслом.

В загуле.
Дороги растасканы.
И мечет, и рвёт –
Горяча.
Такая обнимет неласково
И шею свернёт невзначай.

http://www.stihi.ru/2004/02/13-19

У Брятова -  природа тоже живая, но всё же – природа.

Сентябрь потянется спросонок,
дохнёт прохладой между штор,
и лучик солнца, как мышонок,
поспешно юркнет в коридор…

http://www.stihi.ru/2003/10/07-337

Саша – зритель. Он внимательно следит за происходящим на сцене, подмечая даже, казалось, несущественные детали… Для него – не занавес, для него – распахнутое окно, за которым кипит жизнь.

Мне нравится разглядывать без грусти
сквозь выпуклое стеклышко души
как осень поджигает захолустье,
а дождь его не в силах затушить,
как бережно раскачивает ветер
батут сырого неба нитяной,
где ангелы резвятся словно дети,
зажмуривая крылья за спиной.

http://www.stihi.ru/2003/09/02-390

Природа помогает ему создавать настроение, она – вне его. Не поднимая природу до уровня собеседника (и собутыльника )))), он любуется Чудом…

Что вернее, что точнее – «Природа в человеке» или «Человек в природе»?
Оба – в цель, но «выстрел» Брятова, опять таки – ИМХО – будет более точным…
    Выстрел  второй. Разговор с Богом
У Ариса – право первого «выстрела» - и бьёт он точно…

Убогая часовенка у Бога я,
Забитая, без окон, без дверей.
Стою себе, как баба кособокая
На паперти лоснящихся церквей.

Ни милостыни мне уже на старости,
Ни голоса, ни шёпота. Вокруг
Шиповника размашистые заросли,
Овраги да невытоптанный луг.

http://www.stihi.ru/2004/04/26-1190

Если принять постулат – что человек – это Божий храм, его душа – частица помысла, то уже осознание этого дорогого стоит…Считать себя частью Бога, пусть даже позаброшенной, почти забытой частью – всё равно подняться до его уровня….

Я – камень, сброшенный с горы
движением земной коры
в ущелье поперек потока
с предназначением лежать
и тем два берега сближать
до нескончаемого срока,

общаться с вечностью на «ты»,
под мерным натиском воды
смягчая грани год от года,
в конце затерянной тропы
служить опорой для стопы
задумчивого пешехода.

Это уже – Брятов    http://www.stihi.ru/2003/11/17-467
Тут – совершенно другие отношения. Да, тут – тоже осознание своей силы (слабость в стихотворении Артиса – та же сила), но в этом стихотворении – отношения совсем другие.
Это – отношение Творения к Творцу. Нужного, любимого творения (все мы для чего- то предназначены), но Творец и его замысел – несоизмеримо выше…


Лишь там, где пройти парапетом до звезд
быстрее, чем выстоять очередь к богу,
железной рукою надломленный мост
мне словно шлагбаум отрежет дорогу...

http://www.stihi.ru/2003/09/04-571

Саша – идёт вверх, идёт к высшей силе, не на поклон – но склоняя голову….


Безудержно и жутко,
как неоплатный счет,
из рваных промежутков
Вселенная течет.

Но среди хляби стылой
за мутной пеленой
есть пристальная сила,
следящая за мной…
…………………….

судьбе противореча,
не продерусь сквозь мрак,
накинув мир на плечи
как вымокший пиджак.

http://www.stihi.ru/2003/12/11-588

Он силён, лирический герой Брятова, он знает своё предначертание и идёт к нему.

Артис же – спорит с Богом, пусть даже осознавая, что он – его часть, но оценивая свои силы – выше…

Гори, гори, моя звезда.
Гори, гори, не падай.
Не заменить твой яркий свет ни рампой, ни лампадой.

http://www.stihi.ru/2003/11/18-31

И я, Господь, твой плуг,
И я – Господь,
Влачи меня и думай обо мне.
Покорна жизни праведной вполне
Сегодня умирающая плоть.

Влачи меня по старой борозде,
По рифмам – не испорчу до креста.
Я землю перемалываю там,
Как небо перемалывают здесь.

В кругу друзей, с любовью на груди,
Над облаком дешевых сигарет
О том, что я один из них – поэт –
Проборозди, Господь, проборозди.

Бери меня в мозоли, на испуг,
На праведность.
(Я временно затих!)
Но ты, Господь, мой плуг –
Один из них.
И я – Господь,
И я, Господь, твой плуг.

http://www.stihi.ru/2004/04/30-196


Это уже разговор двух соавторов….Панибратства нет, герой представляет себе всю мощь своего собеседника ,но попытка диалога – это, всё таки, попытка поставить себя на более высокий уровень…
Этот «выстрел» - за Артисом….С моей точки зрения, разумеется….


Выстрел третий. Женщина.
Не буду цитировать Пушкина, Маяковского etc, но основная (или первоначальная?)  причина творчества, пожалуй, ОНИ – милые, любимые, проклинаемые и превозносимые…
 Как сравнивать несопоставимое? Лёгкого, ироничного Казанову Артиса и спокойного, уверенного в себе и своей любви Брятова?
Попробуем угадать….

В твоих глазах нет ничего, что может
Свести с ума в один короткий миг.
В них, как бы ни хотел я, дивной ночи
Небрежный свет луною не проник.
Для них и день в сравнении не точен
В лучах трёх солнц и в пене голубой.
Они сердец холодных не тревожат
И не дурманят падких на любовь.

В твоих глазах нет утренней прохлады,
Касающейся маковой зори
Туманами, желтеющими в осень
Листвою вербы, что ни говори.
И вечер в них глубокое не бросил,
Волшебное, случайное не дал.
Горит свеча ли, тлеет робкий ладан,
Пожаром ли надломленная даль

Шумит, они, спокойные до дрожи,
В мои глаза спокойные глядят.
Лениво дни карабкаются в ночи
К луне от солнца, а потом назад.
Всё движется, и лишь не опорочен
Движением навек застывший взгляд…

…В твоих глазах нет ничего, и всё же
Мои глаза в твои глаза глядят.

http://www.stihi.ru/2003/05/21-386

Артис….Ну и ну!

… а нынешним летом особенно дерзко
мне рожицы корчил бесенок соблазна…

http://www.stihi.ru/2003/09/09-422

А это – Брятов…

Но в целом – маска лирического героя – очень трудно снимается….
Посмотрим по внимательнее – любовь – мерка очень точная….

Сладко спи, девчонка с проседью!
Под покровом легких снов
я тебя осыплю россыпью
приворотных нежных слов.

Чтобы ты забыла прошлое,
пробудившись поутру –
я губами осторожными
все слезинки соберу.

Чтоб тебе спалось, нежданная,
безмятежно, как в раю,
я готов всю ночь туманную
целовать ладонь твою…

http://www.stihi.ru/2003/09/29-309

Спокойна уверенная нежность у Александра .Здесь нет горечи, нет страстей – есть нежность…Зрелая нежность.

В краю непуганых синиц,
прибившихся к теплу,
ты машешь веером ресниц
как фея на балу.

В краю бескрайних февралей,
закутавшихся в мех,
из череды твоих ролей
мне эта ближе всех.

http://www.stihi.ru/2004/03/02-436

Подчёркнуто – без изысков ,хотя и с некоторой долей театральности – но нежные слова для посторонних порой выглядят достаточно выспренно…Но вы сами попробуйте составить список нежных слов – удержитесь ли от возвышенного слога?! Ой ли…
Взрослая спокойная любовь у Брятова – не затухающий костёр, а ровный, укрощённый огонь…

Кружат тени листопада,
Кличет сердце ворожбу.
Не испытывай судьбу,
Не люби меня, не надо.
Кружат тени листопада.

http://www.stihi.ru/2003/08/04-712

Любовь у Дмитрия – боль, крест. Почти вся любовная лирика, за исключением ,пожалуй, нарочито- дерзких, скандальных стихотворений – пьянящая горечь хмельного напитка.
Да и в этих, ироничных стихах –ощущение нереальности, неправильности….

Я выстроил двенадцать этажей.
На каждом этаже
(Зачем?
Бог весть!)
Бессчётное количество пажей
Блюдёт покой украденных невест.

Я воровал бессовестно,
Но я
Не трогал то,
Что правильно лежит –
Такая вот ненужная фигня,
Такие вот прилежные пажи.

Шикарный дом –
Панельный благовест.
С мансардами двенадцатый этаж.
Но там моих украденных невест
Тайком берёт какой-то смуглый паж.

Тот паж в своей прилежности уже
Бессовестнее чёрта самого.
Я выстроил двенадцать этажей,
Бог весть зачем.
Неужто для него?

http://www.stihi.ru/2004/03/30-279

Или – отрезвляюще –

Не забавляют глупые пирушки
И по столам расставленные склянки.
(Какую чушь шептал порой на ушко
Заботливой как мамка маркитантке!)

http://www.stihi.ru/2003/12/08-182

И – чтобы самому случайно не поверить, не повернуть:

А всё-таки любил я этот город
Как женщину, которую не скоро
Забуду и с которой, несмотря
На скупость семилетнего родства,
Вольготно было даже в сентябрях.

http://www.stihi.ru/2004/04/27-128

Mademoiselle, гитара не при деле,
Не прячьте восхитительные глазки
Под шляпкой от коварного злодея,
Готового на всё за ваши ласки,
За чистые, за девственные ласки.

Образ злодей – нарисован, образ возлюбленной – подчёркнуто нереален. Это – миф, это – облако, это – туман. И всё для того, чтобы спрятать, скрыть реальные черты – и свои, и возлюбленной, для того, чтобы скрыть разгульным весельем неприкаянное ожидание чуда…

Милая, робкая, глазки из жемчуга,
Ты уже девочка, но еще женщина.

Жизнь твоя мчится в обратную сторону -
К белому соколу, к белому ворону.

Лето к весне повернулось как будто бы,
Вечер как будто бы к раннему утру.

Что же слезой окропляются скулы?
Детская комната - взрослые куклы.

Мягкие, вроде бы, славные. Вот они.
Ветром из облака белого сотканы.

Словно дождями прозрачными нитками
Блики узоров на платьицах вытканы.

Черного ворона, черного сокола
Нет над тобою и облака около,

Но улыбнулись кругами на омуте
Взрослые куколки в маленькой комнате.

Милая, робкая, глазками в жемчуге.
Девочке будет труднее, чем женщине...

http://www.stihi.ru/2003/05/15-167

И герою – труднее… С такой нежностью – только и скроет от жестоких шуток – гусарский доломан…
Итоги ? Ранен.Ранен. Может быть, не «дуэлянты» а только «секундант» - но хотя бы выстрелы не ушли в «молоко»….)))

Разные поэты, разные стихотворения…Спокойная мудрость Брятова, страстная, увлекающаяся поэтика Ариса… Какая тут дуэль?! Да и не было её вовсе…
Просто – это попытка понять, попытка  сблизить уж если не самих поэтов, то по крайней мере их образы…И – попытка разобраться в себе самом – пытаясь лучше узнать других – лучше понимаешь себя…Я не рассматривал красоту метафор, изысканность рифм – оставим кесарю – кесарево. Рассматривать  не отдельные строчки, и даже не отдельное стихотворение, а какую-то часть творчества – для меня – лучший способ понять. И полюбить, быть может….

Спасибо Диме и Саше ,спасибо тем, кто смог дочитать до конца, и тем, кто после этого станет чуть внимательнее относиться  не только к себе и своим близким – а ещё и к другим, похожим и разным…
С уважением  - Олег