Рецензия на «Об одиночестве» (Григорий Оклендский)

Да, Григорий, в этом стихе одиночество - не одиночество-страдание, а одиночество-состояние, одиночество-созерцание, которое - созерцание - суть одиночество...
Первая строчка... соотношение слова и мысли... Это - какая мысль... если неконкретная - то лжи больше в слове, если конкретная - то мысль - .. задумался... не лжива ли? Тютчев имел виду, я думаю, что мысль изреченная - ложь просто уже потому, что мысль - у него - это некоторая область "непрерывного" свойства, а слово - вполне дискретно, поэтому при переходе от мысли к слову - всегда потеря, всегда ложь...

С Вашим рассуждением об одиночестве (у меня на страничке) - согласен. Есть одиночество как осознание сиротства, есть одиночество как осознание самой сути конкретного человеческого существа. Не всегда у меня так "одиноко"...))), например, в одном старом стихе "В чужой душе..." - хотя он о душе и там несколько иная идея :

…И, лишь своим теплом опушена,
Сама себе - печаль, сама - услада, -
Живет душа, и ей одна награда
За твердость иночества - тишина.

О, дар велик! И то, что есть во-вне
Прекрасного, цветущего, святого, -
От человечьих лиц до сказки слова -
Рождалось тайно в этой тишине.

...ЕСТЬ ЧАС ДУШИ. От хлопанья дверей,
От гомона, от зыбкости песчаной -
На час - всё прочь. И перекрыть все краны.

...А вынырнув, спокойней и острей,
Нежней и радостней, уверенней и проще
Искать и знак, и след - СИРЕНИ ГРОЗДЬ,
ОГОНЬ БЕЗ ТЕНИ, что оставил гость...
Жить - не в стенах, а в человечьей роще.

Страдание от одиночества как сиротства коренится, мне кажется, вв самой сути человеческого существа, которая - двустороння: с одной стороны,нам нужна стабильность, с другой - "природа есть изменчивость". Стабильность создают, в частности, наши прривязанности к другим. Потеря стабильности -привязанностей - мучительна. "Изменчивость" - способность осмыслить, что мы все равно "пройдем", не взяв "туда" никого и ничего, немного ослабляет привязанность...)))
Простите за многословие)))

Аркадий Дайон   28.05.2007     Заявить о нарушении
Григорий, помятуя о Вашей просьбе, сообщаю, что 9 встреча авторов Стихиры состоится http://www.stihi.ru/2007/05/28-1195
напишите , что и как?
Петр Давыдов

Хавер Тов   29.05.2007 09:21   Заявить о нарушении
напишите в рецах на Хавер тов

Хавер Тов   29.05.2007 09:22   Заявить о нарушении
Спасибо, Аркадий, за обстоятельные философские размышлизмы.
Чувствуется, что Вы обладаете значительными знаниями естественно-научного свойства и хорошо понимаете теорему Котельникова и ее гуманитарные приложения. :-)
---
В первых 2-х строчках ЛГ вопрошает, не рассчитывая ни на какие ответы, тем более «правильные». Сама антитеза «где больше» - абсурдна и горька – везде хватает, а сравнивать бессмысленно...
---
Вы давно перечитывали тот стих Тютчева «SILENTIUM!», из которого была выдернута эта крылатая, ставшая философской, реплика «Мысль изречённая есть ложь.» ? Я тут перечитал и вдруг осознал, что этот стих – призыв к конформизму: молчи, не высовывайся, не раскрывай душу... «Молчи, скрывайся и таи// И чувства и мечты свои...» Об этом же, но с другим знаком, писал, через сто с лишним лет А. Галич – писал жестко и беспощадно, отвергая страх и немоту: «Промолчи, попадешь в богачи... в первачи... в палачи...»
Посмотрите при случае – весьма любопытно.
---
Искренне рад Вам и Вашим мыслям – в стихах и прозе.
Заходите еще – продолжим знакомство! :-)

С уважением,

Григорий Оклендский   29.05.2007 18:24   Заявить о нарушении
Рад, Григорий! Вы напомнили мне древние времена, когда я изучал теорему Котельникова под чутким руководством Л.Т. Кузина в МИФИ...))))
Да, у Тютчева и Галича - "призывы" к конформизму, однако мотивы - совершенно разные. У Тютчева - "все равно тебя не поймут", потому что - "как СЕРДЦУ высказать себя?" (извините - непрерывные, волновые сигналы (см. ЭКГ!!!))))) не передать двоичными))))), т.е. он говорит о природе явления непонимания, о принципиальном ограничении. У Галича - о другом: не говорить - не только проще и экономичней, не говорить - это управлять событиями (промолчи - попадешь в первачи), причем в заведомо нужном направлении... а когда говоришь - неизвестно, к чему приведет... речь не о непонимании, а об использовании сказанного другими в заведомо гнусных целях... рефлексивное управление...)))))))
Галича безумно люблю, помню все песни, какие слышал. Но Тютчев... этот стих мне не надо перечитывать, он во мне поет...)))В нем, помимо содержания, такой... такая волна духа идет, очарования, лирики, музыки, волшебства, притягательности, чего-то недостижимо прекрасного... конформизм ли это - он говорит не столько о непонимании тебя другими, сколько о том - что - и не надо, что это просто так природа устроена, что то, что в тебе - самоценно, и умей понять это и насладиться этим...
безмолвно, как звездЫ в ночи... л ю б у й с я! и молчи!

Аркадий Дайон   30.05.2007 11:59   Заявить о нарушении
Аркадий, мое почтение! Приятно все-таки «побазарить» с умным интеллигентным человеком! :-) Единственное, что сдерживает (честно признаюсь, не в обиду Вам) – это отсутствие Вашей фотографии на страничке. Собеседника хочется видеть... Иначе ощущение, будто разговариваешь с voicebox. :-) Полагаю, что это дело поправимое.
---
Я сознательно заострил углы, говоря о конформизме Тютчева в означенном стихотворении. И ценю Вашу попытку его «оправдать». Готов согласиться, что его стих шире, глубже – в нем, безусловно, присутствует и нота одиночества, непонимания другими, невозможности выразить себя, свои чувства – что-то в этом роде... Интересно было бы проследить его личную судьбу в период написания стиха (датируется 1830г.) – возможно, это помогло бы точнее «расшифровать» скрытые нюансы. Оставим эту тему литературоведам, хотя не удивлюсь, если в чьей-то диссертации, либо статье, уже была проделана такая исследовательская работа... Ничего Вам не попадалось в Инете?
---
О Галиче. В его «Старательском вальске», о котором мы говорим, нет призыва (хоть в кавычках, хоть без!) к конформизму, с моей точки зрения. Это – призыв к НЕконформизму, протест против страха, осуждение «молчальников» – именно поэтому этот стих стал символом оттепели. Этот стих, как мне видится, - хриплый голос поэта в защиту высоких человеческих качеств, которые должно проявлять даже в суровую годину, когда на кону – твоя собственная судьба...
---
И в заключение. В который раз оценил Вашу высокую эрудицию. :-) Легко, можно сказать играючи, пользуетесь терминологией из биоуправления, анализа физиологических сигналов, дискретной математики... Судя по всему, у нас с Вами есть точки соприкосновения и в этих научных дисциплинах, но об этом – когда-нибудь... :-) А на Стихире – о влиянии поэтического поля на мысли, чувства и «души высокие порывы». Впрочем, возражения принимаются, если они все-таки есть... :-)

С уважением,

Григорий Оклендский   30.05.2007 17:16   Заявить о нарушении
Ах, Григорий! Спасибо, конешна... Но ведь это действительно так приятно - с ученым видом слегка до всего...)))))))
А упомянутые Вами области... я их всегда не столько знал, сколько - ... ощущал... просто внутренне очень вся эта проблематика близка...
... У Галича - Вы совершенно правы - боль этой песни говорит как раз о призыве не к конформизму, наоборот...

Аркадий Дайон   31.05.2007 12:37   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Григорий Оклендский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Аркадий Дайон
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.05.2007