Рецензия на «Кабинет Критики» (Творческая Мастерская Ежи)

О том, как сюцай увлекся выращиванием тыкв
.

Сюцаю Гунню Сисы пустой апломб был чужд.
Он холил – осознание вселенской пустоты,
Был крепок – в понимании Конфуция и Будды,
И как-то раз увлёкся выращиваньем тыкв.

Год выдался дождливым – и сотни слизняков
Полакомиться тыквами пытались каждый день.
Сюцай, как человек с аграрной практикой знакомый,
Решил подвесить тыквы – в корзинках – на плетень.

Отправившись к соседям, назанимал корзин
И, в случае потери, обязался возместить
За каждую корзинку – по отрезу парусины, –
На средства от продажи им выращенных тыкв.

И вскоре – удивлялся прохожий, стар и млад,
Завидев сплошь увешанный корзинками плетень.
А тыквы всё росли, – им только этого и надо, –
Так быстро, что поганкам за ними не поспеть.

Заканчивалось лето. В один прекрасный день
Сюцай заметил – с ужасом, – что габариты тыкв
Превысили корзинок допустимые пределы,
Их разорвав – как стены ротанговых плотин.

Пришлось сюцаю – срочно – нести свой урожай
Лиловых и оранжевых, занятной формы, тыкв –
На рынок и, продав их, – у надутых, словно жабы,
Текстильщиков – со скидкой приобретать – текстиль.

Раздав холсты соседям, сюцай остаток тыкв
Употребил – как следует, для кулинарных нужд, –
И много лет рассказывал, как ел их с аппетитом:
Ведь скромному сюцаю пустой апломб был чужд.
.

http://www.stihi.ru/2007/11/14/2702

Чёрный Георг   15.11.2007     Заявить о нарушении
Чтобы никому не казалось, что стих написан в скачущем размере и с непонятными рифмами, сразу привожу ритмическую схему. ;))

-+/-+/-+/-0||-+/-+/-+ . . . . . . . А
-+/-+/-+/--||-+/-+/-+ . . . . . . . В
-+/-+/-+/--||-+/-+/-+/- . . . . . . А1
-+/-+/-+/-0||-+/-+/-+ . . . . . . . В

Черный Георг   15.11.2007 02:38   Заявить о нарушении
Спасибо автору - своим объяснением он избавил рецензента от обременительных и скучных нападок на странную метрику стихотворения :)
А вот рифмы хороши. Сочетание неравносложных неточных рифм с относительно точными мужскими выглядит оригинально и придаёт стиху необычную мелодику (в том числе и за счёт неоднородности клаузул).
.
В тексте чётко и детально прописан сюжет. Ключевое слово, повторяющееся из строфы в строфу и часто попадающее на концестрочные рифменные позиции - тыквы. В данном стихотворении повторы разных видов - одно из главных композиционных средств (лексические, корневые etc): пустой апломб - вселенской пустоты, корзинки, плетень, у текстильщиков... приобретать текстиль. Работа с повторами требует вкуса и чувства меры - у автора эти качества присутствуют, поэтому столь рискованное стилистическое средство принесло тексту не вред, а пользу.
.
Кольцевая композиция придаёт сюжету завершённость, не становящуюся циличностью (как это часто бывает при использовании такой структурной схемы). Оригинально выглядит сочетание разговорной, официальной и высокой лексики в пределах одного стихотворения - оно очень уместно для создания комического эффекта.

Речевая коллажность, причём ненавязчивая, сказовая, - одна из авторских удач. Стихотворение не перегружено излишней в таких случаях метафорикой, которая только тормозила бы развитие сюжета и расщепляла его в ненужных ассоциативных направлениях. Метафоры немногочисленны, но занятны (напрмер, стены ротанговых плотин). Эпитетов также немного, а те, что есть, носят изобразительный характер. В целом стихотворение не изобилует тропами - напротив, оно лаконично и строго направлено в русло сюжетности.

В истории сюцая и тыкв есть притчевость, поданная читателю очень деликатно, без излишнего дидактизма, в мягкой юмористической форме. Но за внешним комизмом скрыт серьёзный подтекст.

Видимых авторских промахов не отмечено :)

Смарагда   16.11.2007 19:31   Заявить о нарушении
За внешней незамысловатостью сюжета, фабула повествования оказалась интересной. Как стилистическая находка тыквы удачно вплетены в канву стиха. И создаётся впечатление, что их и в самом деле много.Приятно, то стих не перегружен метафорами, изысканными эпитетами, парафразами, антитезами, гиперболами, сложными образами и пр.
важно: автор заботится о читателе и о критике и не напрягает их ненужными ггиперболами и аллегориями.
Я ещё раз почитал Квятковского, и нашёл, что ближе всего по жанру этот текст к Георгикам, что подтверждает имя автора. И всё-таки хочется спросить автора, есть ли в его запасниках что-то поинтересней, бо скучно.

Серж Ган   01.12.2007 06:31   Заявить о нарушении
(В истории сюцая и тыкв есть притчевость, поданная читателю очень деликатно, без излишнего дидактизма, в мягкой юмористической форме. Но за внешним комизмом скрыт серьёзный подтекст.)

Превосходная аннотация.

Фантасмагория   12.03.2010 15:29   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Творческая Мастерская Ежи
Перейти к списку рецензий, написанных автором Чёрный Георг
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.11.2007