Рецензия на «Кабинет Критики» (Творческая Мастерская Ежи)
О том, как сюцай увлекся выращиванием тыкв . Сюцаю Гунню Сисы пустой апломб был чужд. Он холил – осознание вселенской пустоты, Был крепок – в понимании Конфуция и Будды, И как-то раз увлёкся выращиваньем тыкв. Год выдался дождливым – и сотни слизняков Полакомиться тыквами пытались каждый день. Сюцай, как человек с аграрной практикой знакомый, Решил подвесить тыквы – в корзинках – на плетень. Отправившись к соседям, назанимал корзин И, в случае потери, обязался возместить За каждую корзинку – по отрезу парусины, – На средства от продажи им выращенных тыкв. И вскоре – удивлялся прохожий, стар и млад, Завидев сплошь увешанный корзинками плетень. А тыквы всё росли, – им только этого и надо, – Так быстро, что поганкам за ними не поспеть. Заканчивалось лето. В один прекрасный день Сюцай заметил – с ужасом, – что габариты тыкв Превысили корзинок допустимые пределы, Их разорвав – как стены ротанговых плотин. Пришлось сюцаю – срочно – нести свой урожай Лиловых и оранжевых, занятной формы, тыкв – На рынок и, продав их, – у надутых, словно жабы, Текстильщиков – со скидкой приобретать – текстиль. Раздав холсты соседям, сюцай остаток тыкв Употребил – как следует, для кулинарных нужд, – И много лет рассказывал, как ел их с аппетитом: Ведь скромному сюцаю пустой апломб был чужд. . http://www.stihi.ru/2007/11/14/2702 Чёрный Георг 15.11.2007 Заявить о нарушении
Чтобы никому не казалось, что стих написан в скачущем размере и с непонятными рифмами, сразу привожу ритмическую схему. ;))
-+/-+/-+/-0||-+/-+/-+ . . . . . . . А -+/-+/-+/--||-+/-+/-+ . . . . . . . В -+/-+/-+/--||-+/-+/-+/- . . . . . . А1 -+/-+/-+/-0||-+/-+/-+ . . . . . . . В Черный Георг 15.11.2007 02:38 Заявить о нарушении
Спасибо автору - своим объяснением он избавил рецензента от обременительных и скучных нападок на странную метрику стихотворения :)
А вот рифмы хороши. Сочетание неравносложных неточных рифм с относительно точными мужскими выглядит оригинально и придаёт стиху необычную мелодику (в том числе и за счёт неоднородности клаузул). . В тексте чётко и детально прописан сюжет. Ключевое слово, повторяющееся из строфы в строфу и часто попадающее на концестрочные рифменные позиции - тыквы. В данном стихотворении повторы разных видов - одно из главных композиционных средств (лексические, корневые etc): пустой апломб - вселенской пустоты, корзинки, плетень, у текстильщиков... приобретать текстиль. Работа с повторами требует вкуса и чувства меры - у автора эти качества присутствуют, поэтому столь рискованное стилистическое средство принесло тексту не вред, а пользу. . Кольцевая композиция придаёт сюжету завершённость, не становящуюся циличностью (как это часто бывает при использовании такой структурной схемы). Оригинально выглядит сочетание разговорной, официальной и высокой лексики в пределах одного стихотворения - оно очень уместно для создания комического эффекта. Речевая коллажность, причём ненавязчивая, сказовая, - одна из авторских удач. Стихотворение не перегружено излишней в таких случаях метафорикой, которая только тормозила бы развитие сюжета и расщепляла его в ненужных ассоциативных направлениях. Метафоры немногочисленны, но занятны (напрмер, стены ротанговых плотин). Эпитетов также немного, а те, что есть, носят изобразительный характер. В целом стихотворение не изобилует тропами - напротив, оно лаконично и строго направлено в русло сюжетности. В истории сюцая и тыкв есть притчевость, поданная читателю очень деликатно, без излишнего дидактизма, в мягкой юмористической форме. Но за внешним комизмом скрыт серьёзный подтекст. Видимых авторских промахов не отмечено :) Смарагда 16.11.2007 19:31 Заявить о нарушении
За внешней незамысловатостью сюжета, фабула повествования оказалась интересной. Как стилистическая находка тыквы удачно вплетены в канву стиха. И создаётся впечатление, что их и в самом деле много.Приятно, то стих не перегружен метафорами, изысканными эпитетами, парафразами, антитезами, гиперболами, сложными образами и пр.
важно: автор заботится о читателе и о критике и не напрягает их ненужными ггиперболами и аллегориями. Я ещё раз почитал Квятковского, и нашёл, что ближе всего по жанру этот текст к Георгикам, что подтверждает имя автора. И всё-таки хочется спросить автора, есть ли в его запасниках что-то поинтересней, бо скучно. Серж Ган 01.12.2007 06:31 Заявить о нарушении
(В истории сюцая и тыкв есть притчевость, поданная читателю очень деликатно, без излишнего дидактизма, в мягкой юмористической форме. Но за внешним комизмом скрыт серьёзный подтекст.)
Превосходная аннотация. Фантасмагория 12.03.2010 15:29 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |