Рецензия на «Всё, что вы хотели знать о психоделике, но боялись» (Психоделика)

Терминология – штука коварная, термин похож на булавку, пришпиливающую живую бабочку к альбомному листу ради удобства анализа. Может быть, поэтому я так долго воздерживалась от каких-либо теоретизирований по поводу психоделики как поэтического явления. Вторая – не менее реальная причина – заключается в том, что я не считаю себя специалистом ни в литературоведении в целом, ни в поэтике в частности. Ну вот, когда предварительные извинения за предстоящие ляпсусы произнесены, можно и высказать некоторые досужие соображения :)
Многие участники и гости наших психоделических семинаров говорили о том, что для них психоделическая поэзия – это прежде всего мощное и на первый взгляд необъяснимое воздействие на эмоциональную сферу читателя. Я бы сказала, в первую очередь – на интеллектуальные эмоции, если бы не была связана привычкой необходимого определения любого употребляемого термина. Поэтому пусть будет просто эмоциональная сфера. Некое мыслечувство.
Поскольку я не умею мириться с необъяснимым, то пробовала объяснить для себя такое воздействие эффектом нарушенного ожидания.
Восприятие текста, говоря языком когнитивной психологии, опирается на фреймовый анализ – механизм, обеспечивающий вероятностное прогнозирование развития сценария любого речевого произведения независимо от его жанра. В сознании читателя/слушателя в результате обобщения речевого опыта хранятся типичные фреймы развертывания высказывания, развития ситуации в виде своеобразных матриц. Выбор той или иной матрицы зависит от ключевых слов/понятий, ее запускающих. Грубо говоря, если мы слышим в начале предложения «Если ты сейчас же не…», то знаем, что за этим наверняка последует «тогда я + угроза». Подобные матрицы существуют как на логическом, так и на эмоциональном уровнях.
Фреймовый анализ широко применяется современной когнитивной лингвистикой к интерпретации поэтических текстов. Я показывала стихотворения Георга и некоторые свои, которые Георг относит к психоделическим, доктору филологических наук (без спроса фамилию называть не рискую), которая занимается фреймовым анализом поэтических произведений. Ее вердикт гласил: «Вы не укладываетесь во фреймовый анализ», что подтвердило мои предположения об эффекте нарушенного ожидания.
Казалось бы – читатель ожидает определенного развития мысли, получает другое. Ну и что? Вполне подходит под определение парадокса, явление далеко не новое, хоть и не стареющее. Тут, вероятно, разница заключается в том, что парадокс обычно – лаконичная, хлесткая формула, расставляющая сразу все точки на і. В тех же стихотворных текстах, которые мне кажутся психоделическими, стандартные фреймы восприятия взламываются метафорически, исподволь – и тем более убедительно, чем неожиданней, точнее и талантливее метафора. Не зря метафору считают инструментом не только стилистики, но и мышления.
Подхожу ко второй, не менее для меня важной, особенности психоделической поэзии. Для меня это – расширение границ мировосприятия не ради эстетического наслаждения, а некое выхождение за рамки обыденного мировоззрения, освобождение от мыслештампов, более глубокое понимание – через вчувствование – мира в себе и себя в мире.
Такие вот по большей части интуитивные, субъективные и весьма сумбурные соображения.
Прошу прощения за многословие :)

Камирра   03.01.2009 13:24     Заявить о нарушении
Камирра, спасиб за субъективные соображения (и отдельный реверанс за многословие) ;)

Прокомментирую так. Во-первых, я бы назвал (интеллектуальные) эмоции следствием “взлома” фреймов, и точечного освобождения от “обыденщины” (под которой я подразумеваю не бытовое мировоззрение, а всякое устоявшееся м вообще). В свою очередь, разрушение или (расширение)) фрейма является результатом, по-моему, не просто другого ракурса, на некий предмет, отношение, понятие, но той искрой, которая возникает от столкновения разных взглядов и на какой-то миг высвечивает, может быть, в е с ь предмет, в с е его стороны, т. е. то, что ни понять, ни ощутить мы вроде бы не в состоянии...

Если говорить об “интеллектуальности” возникающих эмоций, то это скорее связано с тем, что говорил Степ и тем, что показало продолжение эксперимента – вероятно, чтобы “считать” психоделическую составляющую стиха, нужен определённый уровень подготовки, определённый опыт чтения и восприятия достаточно сложных текстов, где присутствуют метафоры, символы и т. д. Тогда действительно интеллектуальная сторона восприятия неизбежно будет “накладываться” на эмоции.

Дмитрий Дёмкин   03.01.2009 15:30   Заявить о нарушении
эффект нарушенного ожидания - это не психоделика, это женская лирика "до и после полуночи". а что такое психоделика - читайте там, девушка:

http://www.stihi.ru/rec.html?2008/12/14/6114

Отче   03.01.2009 17:11   Заявить о нарушении
Мыслештампы - дело наживное. Пройдёт время, и автору снова придётся выходить на новый уровень "расширения границ". Это экстенсивный метод, и он небеспределен. Совсем другое дело - используя штампы, варьировать ими, усложняя мастерство "оформления" содержания. Ведь для того, чтобы написать НОВУЮ музыку, не обязательно выходить за рамки 20гц-20кгц. Важна мелодика, ритм. Так и в стихах - важна фактура ткани (лексика, сиктансис) - шёлк, рогожа, бархат и т.д.

Эстетическое наслаждение воспринимается индивидуально. Диапазон широк: от "садо" до "мазо". А "глубокое ПОНИМАНИЕ", это область сознания, тем не менее. Как завершающий этап чувственных переживаний. И это в литературе (как и в любом виде искусств) было всегда! И это вовсе не обязательно психоделика.

*стандартные фреймы восприятия взламываются метафорически, исподволь – и тем более убедительно, чем неожиданней, точнее и талантливее метафора*

Возможно, это ключ к разгадке.

Стон Критика   03.01.2009 22:17   Заявить о нарушении
Иришик, замечательные замечания по поводу психоделики ты написала. Всё-таки, с настоящими профессионалами не поспоришь. ;)) Ключевое слово здесь - "настоящими", разумеется. ;))

А я с твоими наблюдениями и выводами совершенно согласен. Дим, твои дополнения ведь тоже им по сути нигде не противоречат. Что до того - в чем причина слома фреймов в психоделическом тексте, - я, с вашего позволения, поразмышляю немного о этом - и завтра напишу, что мне самому кажется. И по поводу соотношения интеллектуальности/эмоциональности психоделического текста - тоже завтра выскажусь, хорошо?

А вообще - к удивительно интересным вещам мы начинаем приближаться, - правда, ребята?

Черный Георг   03.01.2009 23:29   Заявить о нарушении
Славное рассуждение, беда одна - согласно вышеупомянутому уважаемому Степу "псиделическая" в этом тексте есть "прилагак - джокер".
Исключите его - и появляется интересный штришок к определению "тайны поэзии".
"Подхожу ко второй, не менее для меня важной, особенности (психоделической) поэзии. Для меня это – расширение границ мировосприятия (не ради эстетического наслаждения), а некое выхождение за рамки обыденного мировоззрения, освобождение от мыслештампов, более глубокое понимание – (через вчувствование) – мира в себе и себя в мире."
(с)
За исключением забранного в скобки - готов подписаться.
Ирина (Камирра) - с Новым Годом, Удачи!

Никола   04.01.2009 00:28   Заявить о нарушении
Витясям в бобровых шкурках, а также Отче НАШИМ и Белочкам МОИМ, распыляющим сладкий опиумный дух "женской лирики" и "тайн поэзии", - физкульт-пррривет! :)))

Вселенная Чёрного Георга   04.01.2009 00:48   Заявить о нарушении
Ага! Вот это дело! ))
С Новым Годом всех!
Термины - штука опасная. Используя определенную терминологию мы не можем быть до конца уверенными, что собеседник (тем паче - сетевой) нас вполне понимает.
Поэтому желательны примеры с разбором. На пальцах, так сказать... )
Вот, не откладывая дела в долгий ящик - вопрос.
Нельзя ли с озвученных позиций усмотреть признаки психоделичности в следующем тексте (поскольку себя я лучше всех знаю, то и текст - мой, соответственно):

Не был я в Венецуэле,
Потому и обессилел...
Мои рифмы устарели,
Мои ритмы засбоили.

Рою старые тетради -
И чихаю я от пыли,
В этом маленьком параде
Старых чувств, надежд, усилий...

Где же взять такую рифму,
Чтобы слово било в точку,
Чтобы пульсом бились ритмы,
Чтоб звенели звонко строчки,

Чтоб была строфа литая,
Чтоб стихи - как из металла!

Чтобы ты, меня читая,
Понимала...
Понимала.

http://www.stihi.ru/2006/12/19-1430

Петрович-На-Ангаре   04.01.2009 11:14   Заявить о нарушении
Нет, Петрович, это не психоделика, увы.
Это традиционное ироническое стихо, довольно симпатичное. Но в нём все метафоры просты и линейны, как тут принято выражаться. ))

Мне тоже хотелось предложить - учинить маленький опыт: например, взять расхожую фразу и попробовать перевести её в психоделическую плоскость. Наглядно показать таким способом методику. Может быть, Ирина сумеет нам продемонстрировать? Или Георг? Пожалуйста!

Стон Критика   04.01.2009 12:26   Заявить о нарушении
А помните, ребята, мы же говорили о том, чтобы изредка, примерно раз в месяц, проводить однодневные психоделические блицы? Вот там как раз можно будет пытаться писать психоделические стихи на заданные темы. Только темы надо придумывать достаточно интересные и неоднозначные.

Чорный Георг   04.01.2009 19:13   Заявить о нарушении
СтОну Критика

Так ведь о том и речь! Мыслештампы разрушаются в восприятии ч и т а т е л я , а текст – катализатор, он использует фреймы, штампы, стандарты таким образом, чтобы подобное разрушение происходило (или было возможным). Под штампами и стандартами подразумеваются не попсовость, а вообще устоявшиеся представления, реакции и тд , то, что в понятие фрейма и входит…

“А "глубокое ПОНИМАНИЕ", это область сознания, тем не менее” – совсем не обязательно.

Георг, ну это и были дополнения, попытка связать понятия и ответить на некоторые вопросы…

Петрович, может я и ошибаюсь, но вижу в стихе “раскрытие” слова, его значений, тот самый нетривиальный взгляд. Но мы говорим о другом – не о раскрытии слова (в широком смысле), а выход з а его пределы.

Дмитрий Дёмкин   04.01.2009 20:56   Заявить о нарушении
Вот блиц было бы неплохо устроить. У меня маскарадное стихо тоже типа блицево сочинилось ))

Дмитрий Дёмкин   04.01.2009 21:06   Заявить о нарушении
Ирин, отличное размышление... С выводом - ты написала о том, что такое искусство. Ибо все остальное - в области ремесла)))

Михаил Микаэль   05.01.2009 09:08   Заявить о нарушении
Дмитрий, мне непонятно, зачем разрушать устоявшиеся представления и реакции? Мне это представляется формой бес(на)силия, как в анекдоте - хирург в отчаянии кромсает плоть пациента с криками: "ничего не получилось!" Зачем вредить языку, его структуре? Не лучше ли пойти по пути обогашения через создание? А то поразрушаем... Останется только застрелиться. Ведь можно избавиться от мыслештампов, просто их не употребляя, придумывая новые - пока нештампы, но которые всё равно ими станут, усвоившись. Почему надо смотреть на этот процесс, как на негативный? Зачем взламывать стандартные фреймы? Ради минутного эффекта? Ну ахнет кто-то, впечатлившись, а дальше что? Кто-то подхватит, если это будет остроумно, а если нет - забудется. Меня волнует вопрос: сверхзадача - какова? Чтобы выпендриться? Нет же?
Мне кажется, Ирина максимально приблизилась к ответу, сказав: "более глубокое понимание – через вчувствование – мира в себе и себя в мире". Но не через освобождение от мыслештампов (тоже мне - страшилка!), а через их модернизацию. Вот, например: "села муха на варенье" - как это можно оформить психоделически, не нанося вреда устоявшемуся фрейму, а наоборот, применяя приём трансфиксии? ))

Стон Критика   05.01.2009 17:20   Заявить о нарушении
“А "глубокое ПОНИМАНИЕ", это область сознания, тем не менее” – совсем не обязательно.

А более развёрнуто?

Стон Критика   05.01.2009 17:26   Заявить о нарушении
Стон, эт не “вредение” (от слова “вредина”))) языку, эт его преодоление или, быть может, продолжение (кому как нравится). Слом (или расширение)) фреймов не означает, что мы приносим вред языку, язык или обходится вообще, или обогащается. Ну, скажем – человек был глух от рождения, а потом ему сделали операцию и – voila – он стал слышать. Этж не значит, что он ослеп или потерял обоняние, осязание и тп. Это значит, что он приобрёл нечто, что в терминах зрения и тд н е в ы р а з и м о. С другой стороны, такая метаморфоза естественно приведёт к разрушению сложившихся представлений и реакций на некоторые предметы…

“Понимание - универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений. П. наделяет смыслом объекты социально-культурной и природной реальности и вводит их тем самым в привычный и связный мир человека” – словарь терминов логики

С оппозицией сознательно–бессознательно такая “у н и в е р c а л ь н а я операция мышления” не связана

Дмитрий Дёмкин   05.01.2009 20:29   Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий. Мне стало более ПОНЯТНО понятие о понимании.))

Стон Критика   06.01.2009 12:26   Заявить о нарушении
""психоделика - это новейшее направление современной русской поэзии, вбирающее в себя все традиции достижений символизма и реализма, принципов правдивости в трансгрессии, трансфиксии гиперреальности, где происходит двусторонее, - авторское и читательское выхождение за рамки обыденного мировоззрения, освобождение от мыслештампов, более глубокое понимание – через вчувствование – мира в себе и себя в мире."
Надо выбить на мраморе. Абалдеть!

Ты, видишь, Ирина Каменская, до чего ты можешь довести людей!)))

Михаил Микаэль   06.01.2009 20:57   Заявить о нарушении
Теперь, Ир, о твоих соображениях. Парадокс. "И гений - парадоксов друг". Это очень верно замечено. Конечно, есть определение парадокса в стихе, чего только нет)) Но если расширить рамки (то бишь фреймы), то искусство по-сути парадоксально - как это в обыденном мире возникает нечто особенное, гармоничное, прекрасное - скульптура Микеланджело или Рабле? Это всегда выход за схему, переход в невиданное. Переворачивание, "постановка с ног на голову". Это неважно - медленно разворачивается стих или хлестко переводит в иное измерение. Само существование такого текста уже "пощечина стандартам"... И это великолепно видно, скажем, в романистике. Здесь не финал дает осознание целого, как в рассказе, но уже первая страница, иногда абзац. Этот Гаргантюа, или Гулливер... Мы сразу попадаем в мир абсолютно непривычный, взламывающий схемы. Это все равно как в науке - жить в пространстве Ньютона, и вдруг оказаться в пространстве Эйнштейна, искривленном, с его плоскими жуками ползающими по земной поверхности.
Я бы сказал, что то, о чем ведется речь, связано с выходом из соцреализма, шире - психологического романа или соответствующих моментов в стихосложении. "Из зеркала русской революции"))) Из "отражения"... Но литература всегда была творением, созидательным актом демиурга.
Соображение об интеллектуальности текстов рассматриваемого рода - верные, мне думается, просто потому, что интеллект в нарушении общепринятого, привычного хода вещей и состоит.
Да, есть иные книги, мы их любим, они могут быть опорой непосредственного поведения. Скажем, Ремарк, "Три товарища". Превосходная книга, но не просто книга - я сам сиживал в каких-то барах с коктейлем, подражая настроению этого текста, с кем не бывает по-молодости)) Это иное, не Рабле. Вряд ли кто станет вживаться в образ Гаргантюа)))
Хотя... если всмотреться... мы найдем и явную связь с "Тремя мушкетерами", и "переворачивающий эпизод" с мощным мотором на развалюхе... и главное - о потере любимой, как это страшно... Что случилось особенного? Разве труден анализ фреймами))) Но есть общая аура, она обыденное размещает "в ином измерении"... Это так, замечание в скобках)))
Возвращаясь - твои рассуждения любопытны, побуждают к размышлению. Отлично! Новое не из чего строить, кроме как из старого. Плюс малость - абсолютно неповторимая личность творца)) Была бы она, психоделика приложится))

Михаил Микаэль   07.01.2009 03:42   Заявить о нарушении
Я, Нателла, тупой. И малообразованный. И, думается, что таким и помру. Это стихотворение я читал, интересные, очень хорошие иронические стихи. А в конце - поворот и все такое)). Это абсолютно обычный прием неожиданной развязки сюжета. При чем здесь психоделика? Вы же знаете принцип бритвы Оккама - не следует плодить лишних сущностей.
Ну, возьмите любой - я повторяю, любой хороший рассказ - концовка будет неожиданной. "Дары волхвов" тоже психоделика что ли?)) Или уж точностью неожиданной, бывает этакое, блестнет финал ...
Мне кажется, Вы уж чересчуо "за уши притягиваете"...))

Мне думается кроме того - нечто есть за понятием "психоделика", и люди пытаются разобраться. Вот, Ира Каменская дала интересный поворот - здесь есть о чем попробовать говорить... Но я не столько о фреймах, о которых я, при всей моей удивительной, и самого меня поражающей тупости, осведомлен. А о главном из сказанного: "если бы не была связана привычкой необходимого определения любого употребляемого термина." Вот это очень и очень дельная мысль. И у меня - вот тебе на! - те же самые привычки))

Когда речь идет о высоких материях - современном стихе, путях его развития, и разговор должен быть серьезным. Но, помилуйте, это Ваше определение, все же... "какая гадость эта заливная рыба!" ... такое только студентам учить - у садиста-препода))

А вот надо, скажу по своей наивности, невежеству, скудоумию, ленности, нездоровой склонности к пустопорожнему говорению, нежеланию трудиться мозгами и страсти к выступлениям на публике - так вот, работая над собой и изживая эти вредные привычки, я скажу, что следует дать словарь всех терминов употребленных Вами, и попытаться изложить так, чтобы всякий понял. Даже я.
Потому что и тупой человек имеет право узнать - что такое психоделика?

Михаил Микаэль   07.01.2009 07:49   Заявить о нарушении
Смешновато.

Михаил Микаэль   08.01.2009 07:39   Заявить о нарушении
Cмешновато мне не определения, Нателла и все такое прочее. А вот что:
1. Некоторая пафосность, мне кажется, что это лишнее.
2. Нежелание очень спокойно разъяснять термины, понятия.

Поймите - если вещи уже поняты, ясны, то можно о них сказать понятно, образно, привлекая тем самым пишущих и читателей. А если идет поиск, все пока что зыбко, то есть - происходит самое интересное, построение нового, то и говорить тогда, как мне кажется, надо честно - может так, а может так, давайте думать...

И я вовсе не притворяюсь - мне неясно пока что очень многое. Но это же отлично! Есть над чем поразмыслить... Но если со мной, ничего не объясняя толком, всего насего пикируются (условно со мной), то я повернусь и уйду. Только и всего... Что плохого в моем предложении, скажем, дать доступное определение использованных Вами терминов? Это было бы очень полезно... и так далее))

Михаил Микаэль   08.01.2009 10:30   Заявить о нарушении
Да, забыл)). Очень приятно, что почитали одно из приложений к Венецианцу. Не могу судить о психоделике, потому и помолчу о ней в романе. Однако, если вести речь о чем-то этаком, то его, возможно, мешками можно грести из другого романа, "Праздники Каинв"
http://venetian.612formulas.com/appendices/chapter00.html

а если и там этого нет до хрена и без краев - тогда мне ничего вовсе непонятно, и я ровным счетом ничего не понял.

Михаил Микаэль   08.01.2009 10:48   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Психоделика
Перейти к списку рецензий, написанных автором Камирра
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.01.2009