Рецензия на «Что нас не устраивает в своих стихах?» (В Садах Лицея)

В принципе моим стихам не хватает совсем чуть-чуть. Языкастости Пушкина, крутости Лермонтова, загадочности Блока и изощрённости Цветаевой, плюс песенности народных жанров. А так...
В отличие от прозы поэтическая стихия, и в частности каждое стихотворение каждый раз пытаются выразить одно и тоже, это внутренний мир автора, его самого. Так что не хватает каких-то душевных составляющих, что и отражается в конкретных словах и языковых формах.

Сергей Клепалов   15.03.2009 09:04     Заявить о нарушении
В такой близости от классиков чаво бояться.

Сергей Клепалов   15.03.2009 15:20   Заявить о нарушении
действительно, близко, впечатляет http://stihi.ru/2007/11/05/922

Степ   15.03.2009 16:09   Заявить о нарушении
Действительно, многоуважаемый Степ, с тех сторон это самое лучшее.

Сергей Клепалов   15.03.2009 18:33   Заявить о нарушении
а с других сторон какие лучшие?
только, простите, желательно без остро политической тематики, общефилософские, лирика... У Вас стихов довольно много, я вот равных этому не нашел пока

Степ   15.03.2009 19:13   Заявить о нарушении
Ну, не знаю. Может быть, Бунт, Чужеземке, Русская Божественная трагедия. Немного. Знающие люди говорят, что у меня проза(эссе) гораздо лучше получается - например,Пролетарий, рвущий цепи капитализма.
А по мне так - в рецензиях и отзывах куда больше интересного - диалоги с Виталием Гайдачуком.

Сергей Клепалов   15.03.2009 21:31   Заявить о нарушении
Из лирики - Любимой. Лирики почти нет.

Сергей Клепалов   15.03.2009 21:33   Заявить о нарушении
Сергей, посмотрел Ваши стихи и эссе. Мне понравилось, что Вы вполне отдаете себе отчет в трудностях этой работы и не пишете агиток, хотя по содержанию я скорее (даже очень) близок к оценкам Гайдачука. "Трагедию..." прочел не без интереса. Но ощущения сложные. Есть более сильные места, есть не очень, но с Вами тяжело - Вас нельзя учить-переучивать, Вам вредна критика, на мой взгляд. Ваша речь настолько самобытна, что ее неправильность представляет если и не художественный, то практический интерес, хотя и некоторые "ошибки " кажутся бесспорными. В общем, Вам, по-моему, надо просто писать, очень хотелось бы, чтобы наряду с большими вещами более или менее регулярно появлялись и небольшие стихи, может быть, нам повезет, и у Вас появится еще что-нибудь столь же ценное, как отмеченный мною стих.

Степ   16.03.2009 01:32   Заявить о нарушении
Спасибо огромное (неграмотная фраза, но сердечная). Я правда не понял насчёт агиток (вроде бы у меня их как раз избыток). Критика нужна, но мне она вредна по особенным психологическим причинам. Я знаком с одним крупным поэтом. В поэтических кругах, как я понимаю, есть такой приём, и он эффективен, разбить (и вполне заслуженно) в пух и прах стихи начинающего, чтобы у него появился стимул более глубокого проникновения в тему. Но мне не хватает тщеславия - и результат был обратным. Тем более стихи для меня не главное увлечение, а одно из. Если у Вас найдётся минуточка свободная, прочитайте эссе "Зачем я пишу стихи - исповедь фашиста" (некая попытка написания духовной биографии). Но Вы правильно подметили, поэтическая нива мне интересна для неких языковых эксперементов, а это непаханный край, 100 раз наступишь - один раз удачно. Оснавная фишка здесь сейчас - это использование языка(причём именно родного) не как инструмента передачи информации, а как её источник, причём глубинный и наимощнейший, и весьма оригинальный. Но всё это бродит на уровне интуиций и едва уловимых идей, а логически всё это оформить недосуг.
Что касается отмеченного Вами стиха, в нем, мне так кажется, удалось приблизиться к гармоничности стихии народной песни. Но это идеал, если бы кому-то удавалось это делать часто, наша словесность имела бы живого классика.
Признателен Вам за приятную беседу. Не чаял встретить собеседника, интересующегося затронутыми темаим на таком уровне интеллектуального проникновения.

Сергей Клепалов   16.03.2009 10:18   Заявить о нарушении
использование языка(причём именно родного) не как инструмента передачи информации, а как её источник, причём глубинный и наимощнейший, и весьма оригинальный.(с)

потрясная задача! И ведь правда же это, в общем, было видно до того, как Вы тут ее сформулировали, значит, что-то получается. Пишите, обязательно пишите!
Что мне понравилось в нескольких Ваших стихах: язык действительно из глубин, но очень современный почему-то, это свойство принципиально важно!
Естественное соседство глобальных, философских категорий и бытовых, ярких деталей. Литература без деталей мертва, у Вас получается...

Я понимаю, душа требует, и разные стихи должны быть, но если Вы хотите расширить круг читателей (а это значит - единомышленников), то должны быть и стихи, лишенные политики. Есть же общечеловеческие проблемы, общенациональные - не забывайте про них, ладно?

Думаю, еще пообщаемся, хотя, конечно, я не вполне уверен, что смогу оказать Вам сколько-нибудь существенную помощь.

Степ   16.03.2009 11:56   Заявить о нарушении
Насчёт призыва - обязательно пишите. Его можно адресовать любому. Это как у Цветаевой в предисловии к одной из книг - там просто вопль по этому поводу.
Насчёт языка из глубин в стихах. Это как раз элементарно просто. Я коротко, без доказательств. Язык деградирует - поэзия это тот передний край атаки, где создаётся будущий язык, но его правильное развитие невозможно без обращения к его живительным и гармоничным истокам, к его золотому веку - отсюда идёт простая механическая установка на это в момент (надо написать творчества, но это громко сказано) - откуда, как Вы правильно изволили заметить, частенько и лепится чернуха.
Общенациональные проблемы мне близки, но с лирикой туго.
По поводу общения и невозможности помощи. Вы глубоко не правы. Чем ценно виртуальное общение, по крайней мере, здесь. Это то, что в подобных диалогах, пробегает такое количество искорок, идейных вспышечек, до которых и за тыщу лет не дойдёшь один.
Для затравки пару мыслей, которые пришли первыми в голову.
Древнерусскому языку, как и общеславянскому, было свойственно правило открытого слога, а более древний строй языка явно более соответствует глубинным вибрациям, так сказать, народной душе, чем современные формы.
Т.е. фраза - по дорожке через поле- звучала грубо бы так - по дорожЕке черезО поле - и т.п. - отсуда (тут я специалист никакой), наверно, распространенные стихотворные размеры, присущие русскому языку - откуда, ипользуя сей факт, можно добиться уже осознанно большей степени напевности в стихах, которая-то и присуща органично нашему языку.
Или сушествует у человека левополушарное мышление - отражает формальные логические процессы - пересчёт денег, способность к письму как процессу закарючек и т.п. - есть и правополушарное, связанное с интуицией, творчеством. Сейчас левополушарное мышление преобладает (как факт - неплохо и нехорошо), что естественно отражается и на состоянии языка. Но проблема в том, что язык, по всей вдимости (создание языка - величайший творческий акт)создавлся в условиях, когда у человека преобладало правополушарное мышление - если сделать сдвиг в этом направлении (не знаю, кончно,как), то можно, например создавать более гениальные произведения или развивать язык в более естественном направлении.
Ваш Стеб.

Сергей Клепалов   16.03.2009 13:39   Заявить о нарушении
не знаю, о том ли я, но мне тоже приходило в голову, что звучание некоторых слов несет в себе больше, чем фонетическую составляющую, оно (само звучание) порождает ассоциации, которые заложены в нас каким-то механизмом, генетически, может быть...
Вот у меня стих
Иду пешком на Луховицы - именно из-за этого слова стих и появился, потом еще у одной девушки увидел это название в стихе, тоже вроде бы ниоткуда, значит, что-то в это звукосочетании есть...

Степ   16.03.2009 14:45   Заявить о нарушении
Стихи про Луховицы я как раз внимательно читал - они проникновенно лиричны, как и многие Ваши стихи, я бы даже сказал народны. И это Ваш путь, но если по нему пойти другим авторам, то может получиться плохо.

Сергей Клепалов   16.03.2009 15:19   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором В Садах Лицея
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Клепалов
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.03.2009