Рецензия на «Бедный графоман! Адела Василой» (Школа Нового Конкурса)

Здравствуйте, Адела! Вижу, что мало читателей здесь бывает. Наверное автор уже чувствует себя гостем. А я себя - графоманом. Не судите строго. Хочу спросить и поделиться мыслями.

< Когда человек чему-нибудь научается, в нём возникает стремление довести своё умение до совершенства. Это такой инстинкт, а против инстинкта, как известно, не попрёшь. То есть, бороться с ним невозможно. >
Это точно инстинкт? Припоминаю три инстинкта: выживания, размножения и стадный. Стремление к совершенству скорее будет духовным (например, в Агни Йоге такое прочёл). Фрейд ограничивался лишь "основным" инстинктом, а современные его последователи уже стоят на позиции либидо+мортидо (т.е. два первых инстинкта). Сублимация инстинкта - это и есть стремление к совершенству?

< И только потом он сообразил, что открыв другому человеку тайну придуманных им знаков, он может научить его прочитать те мысли, которые были зашифрованы им в письме. Поэтому вряд ли на каком-нибудь языке мира письменность называют "читательностью". >
Вспомнил, что слово "литература" произошло от латинского "литера", т.е. "буква". Получается "буквенность" или "словесность" по-русски. Это звучит более нейтрально по отношению проблеме взаимопонимания писателя с читателем. У Вас "читательность" звучит как разрушение тайны знаков, что можно принять за претензию к читателю. Конечно, смысл - это не то, что содержится в словах, т.е. слова являются тем, что формирует смысл (реакцию) в голове читателя. За это их называют гробиками для мысли. И вот теперь я с Вами соглашусь, но уточню, что целиком мысли нельзя ни изложить на бумагу (набрать на клавиатуре), ни прочесть. Вся надежда на то, что стихи - это больше чем слова.

< Поэтический талант включает следующие важные качества личности:
1. Хороший, гибкий интеллект, оригинальное абстрактное мышление.
2. Образное мышление, образно-цветовая фантазия.
3. Музыкальный слух, чувство ритма.
4. Эмоциональность, психологическая интуиция.
5. Очень хорошее владение языком, так называемое "чувство языка". >
Любопытно! Любо, что разложено по полочкам, а пытно, что не хватает ясности. Предлагаю ввести уточняющее противопоставление по каждому пункту. Не с точки зрения поэзии, но глядя на неё.:)
1.Интеллект - это способность делать более тонкие различия. Как Вы уже отметили - в разных областях человеческого опыта есть свои специфические тонкости. В науке одни, в искусстве другие, в спорте - третьи и т.д.. Нас интересует интеллект поэтический (или его эквивалент). Под гибкостью можно понимать приспособляемость к самым различным областям опыта, т.е. некую универсальность интеллекта. Тогда анти-поэтичностью будет именно специфика. Противопоставление абстрактному - конкретность, а оригинальности - банальность. Выходит, что формирующаяся личность поэта должна обладать качествами непостоянства в повседневных занятиях с одновременным проявлением способностей к таковым. Жизнь привлекает его многообразием опыта, но, потребность абстрагироваться сильнее желания получить конкретный (особенно банальный) результат.
2.Образность мышления - это своеобразное анти-мышление. Цельность в противовес аналитичности. Заглатывание вместо прожёвывания. Хищность против травоядности. Романтика пирата, избегающего прямого столкновения с регулярными войсками. А образно-цветовая фантазия (в купе с этим образным мышлением)? Честно говоря - затрудняюсь с конкретными примерами :) Визуализация своих ощущений-переживаний на процесс "переваривания" образа? Сдаюсь! Дайте ссылочку для общего развития :(
3.Чувство ритма - это святое для стиха и не нуждается в противопоставлении. Святое нуждается в преклонении перед ним. Ритм является составляющей частью смысла, который принципиально не выражается словами. Он всегда "идёт внагрузку", как и отвлеченность тропов (хотя последние всё же и являются словами).
4.Психологическая интуиция - это не экзотический фрукт, но Её Преподобие Тайна. Она существует не в труднодоступной экваториальной стране, а почти что преследует каждого по пятам. Её противоположность - душевная глухота, неспособность к сопереживанию. У поэтов "босые души". Признак личности поэта сродни женской - в слабости и подверженности иррациональным порывам. Наверное это то, что называют совестью или правдолюбием. И это совсем не то, что принято понимать под интуицией в её психологическом аспекте! В психологии изучают законы и мотивы поведения человека. Как бы отстранённо от клиента.
5.Хорошее "чувство языка" не совместимо со штампами речи (костностью языка). В сравнении с п.1 можно выделить вербальную составляющую, т.е. ту часть мышления, которая предназначена для общения с конкретным слушателем (аудиторией). На базаре, по работе, в парламенте, на исповеди и др. Это близко к понятию стилистики.
В добавление хочу ещё кое-что рассказать. Я это вычитал в одной книге по астрологии, где давался обзор натальных карт целого ряда русских писателей (поэтов,прозаиков,публицистов). В ней были указаны признаки (сила планет), которые должны выделяться у таковых. А первый признак: писатель имеет потребность излагать свои мысли в письменной форме. Звучит банально, но с этого, прежде всего, и стоит начинать. Можно назвать это графоманством и отнести к п.1. или отдельным пунктом. Согласно астрологии поэтами действительно рождаются, но гораздо реже, чем становятся. :) Состоявшийся поэт - это явление редкое. Во многом из-за обязательной известности (или, как говорят, народности): "поэт в России - больше, чем поэт". Если я правильно понял, то целью книги (астрологического исследования) вовсе и не было указать на признаки, но попытаться их определить.

уПС. Бегло прочитал полемику по предыдущей рецке. Хочу согласиться с Т.Бондаренко вот в этой части :
< Если на начальном уровне еще можно говорить о каком-то обобщенном уровне поэтической подготовки (да и то неоднозначности хватает - см. хотя бы конкурсные оценки), то расставлять по "поэтическому дару" гениев МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ неверно. >
И вот почему. Главнейшее качество любой личности - это её целостность. Талант может быть лишь её составляющим элементом. Талант обязательно проявит себя именно в раннем возрасте, когда признаки этой целостности вовсю себя демострируют. Но талант не эквивалентен личности. Деятельная личность активно развивается, даёт дорогу другим талантам, потребностям, приспосабливается к жизни в социуме и др.. Талант ещё должен "вписаться" в злободневность жизни, а личность (личина) обнаружить в своём росте признаки индивидуальности (уникальности). Гений - это человек, опередивший своё время. Для этого мало родиться в это самое время и с этими талантами. Гениями не рождаются, а умирают.

Урий Зорин   25.12.2009 14:18     Заявить о нарушении
Извините, я действительно сюда редко захожу. и в основном для того, чтобы принести что-то новенькое. Привыкнув, что тут редко пишут рецензии, перестала за ними следить. Возможно, я даже видела Вашу рецензию ранее, но не было времени ответить, а потом забыла. Приношу Вам свои извинения.

Во-первых, давайте вспомним, что есть инстинкт. Согласно науке, инстинкт — это "совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях".
Когда-то учёные стремились определить и упорядочить "все инстинкты", наподобие аксиом в математике, однако со временем "врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения" оказалось так много, и их открывают всё больше и больше, что точного перечня уже никто не составляет. К примеру, вот что я нашла в "Википедии":

«Язык как инстинкт» (1994) — книга, написанная Стивеном Пинкером для широкого круга читателей. В ней автор выдвигает идею о том, что способности к языку присущи человеку с рождения. Он опирается на идею Ноама Хомского о том, что в основе всех человеческих языков лежат единые грамматические принципы. В заключительной части книги Пинкер объясняет феномен человеческого языка как инстинкта.

Если уж сам человеческий язык полагают инстинктом, то стремление к совершенству - точно инстинкт! :)) Собственно, это своеобразное упрямство, стремление делать что-то всё лучше и лучше присуще людям с раннего детского возраста - в процессе игры ребёнок упрямо повторяет одни и те же действия, добиваясь какой-то конкретной цели, которую предписывают правила. А обучение для него - та же игра, и всякая другая деятельность усваивается им лучше всего в процессе игры. И неизменной мотивацией всегда является совершенствование - амбициозное стремление сделать что-то лучше других, доказать своё превосходство, добиться признания.

А Фрейд был сексуально озабоченный тип, не доверяйте ему - он всё стремился свести к "основному инстинкту", который даже не основной, потому что приоритетным, без всякого сомнения, является инстинкт самосохранения. Сначала выжить самому, а потом уже "подумать" о продлении рода. В определении инстинкта недаром говорится об условиях - они-то и "ставят точки над i" какая мотивация становится для индивида главной в тот или иной момент времени. А популярность Фрейда объясняется тем, что он затронул такую животрепещущую и пикантную тему - если сравнить с "литературным процессом" на Стихире, то подобной популярностью пользуются "поэты", эксплуатирующие эротику.

Что касается стремления к совершенству, то оно вписывается в круг более широких явлений как важная составляющая часть - а именно, в исследовательскую деятельность человека. И не только человека, разумеется - инстинкт поиска, исследования территории и закрепления за собой "права на территорию" присущ всем высшим животным. Принесите котёнка в квартиру - сперва он трусливо забьётся в какую-нибудь щель (инстинкт самосохранения, который "включается" в незнакомой обстановке, в виду потенциальной опасности), затем, если ничего "страшного" не происходит, он потихоньку начинает обследовать ближайшие предметы, всё расширяя "круг исследования", а исследовав все доступные места и не обнаружив опасности, он может вспомнить и о том, что голоден, и выпить молочка, налитого Вами в тарелочку. Вот таким образом инстинкты управляют поведением животных - а разве ребёнок в гостях ведёт себя иначе? Всё по той же схеме...

Так вот, совершенно очевидно, что инстинкт исследования удачно дополняет инстинкт выживания, обеспечивая не только жалкое существование, но и более комфортные условия. Поэтому он и эволюционировал, что оказался чрезвычайно полезным - постепенно некоторые животные научились не только "пользоваться комфортными условиями", но и изменять их под свои нужды - строить гнёзда, норы, плотины и т.п. - вплоть до использования камней и палок в качестве оружия или инструментов (как обезьяны, к примеру). Причём элемент обучения в "исследовательской деятельности" становился всё более существенным. А в основе обучения лежит, во-первых - подражание (наблюдения за действиями "мастера" и стремление их повторить), во-вторых - многократные экзерсисы, имеющие целью усвоение "учебного материала", и наконец, в третьих - амбиции "отличника", то есть стремление добиться наилучших результатов. Иначе, стремление к совершенству. А эта мотивация включается тогда, когда человек чувствует в себе силы, дающие ему повод думать, что он добьётся существенных успехов. Хорошие "промежуточные" результаты и быстрый прогресс могут создать необходимые условия для этого.

Что касается письменности и литературы, то это принципиально разные вещи. Письменность - это "техническое изобретение", на основе которого возникла литература, как род человеческой деятельности и плод ума. Что касается "гробиков для мысли", то это не совсем так. Язык ведь и возник как средство общения, для лучшего взаимопонимания. Конечно, он несовершенен - а каков он был в неолите? Так что жаловаться не приходится - он совершенствуется непрерывно и процесс этот только убыстряется. Но в основе непонимания может быть множество разнообразных факторов - разница в мыслительных способностях субъектов, различия культур и субкультур, к которым они принадлежат, неидентичная информация, которой они располагают... и многое другое, включая их неспособность к ясному и чёткому изложению своих мыслей. Поэтому "гробики" из слов мы частенько сооружаем по собственной неопытности и неумелости.

На сегодня хватит, больше не могу... :))

Адела Василой   30.10.2010 03:43   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Школа Нового Конкурса
Перейти к списку рецензий, написанных автором Урий Зорин
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.12.2009