Рецензия на «Японское хайку и техасский холдем» (И.А.Шевченко)
Доброго воскресенья! буквально вчера прочла статью Елены Войтишек о цветочных картах в Японии: «Ханафуда – карты четырёх сезонов. В основе так называемых «изящных развлечений», известных в Японии с глубокой древности, – поэтических турниров, состязаний в знании и мудрости, турниров хризантем и многих других – лежит важнейшее понятие японской эстетики – критерий мононо аварэ, что означает «очарование вещей». Этот принцип фиксировал внимание на «грустном очаровании хрупкого, ускользающего мира» и на «буддийском ощущении эфемерности бытия», предполагал выявление прекрасного в самой реальности, требовал от человека способности ощущать и ценить естественную красоту вещей. Японские интеллектуальные карточные игры, как это ни странно на первый взгляд, основаны на тех же принципах «очарования вещей» и поиска прекрасного в окружающем мире. Рассматривая интеллектуальные развлечения и, в частности, карточные игры в контексте всей духовной культуры Японии, возможно осознать их значение как своеобразного этикета и ритуала. Это прежде всего касается игр в поэтические карты утакарута и карты с пословицами – ирохакарута (см. об этом статью автора в «Восточной коллекции» № 4/03), хорошо известные уже в эпоху Эдо (нач. XVII в.). Цветочные карты ханафуда (хана – «цветок», фуда – «табличка, карточка, бирка, билет, карта»), изобретённые в первой половине XIX в., также до сих пор пользуются заслуженной любовью японцев. Ничего не известно о создателе цветочных карт, да и вряд ли это был один человек. Несомненно, что эти карты являются утончённым художественно поэтическим творением народа. Отражая особое поэтическое отношение японцев к луне, цветам, растениям и животным, ханафуда представляют собой колоду из 48 карт с изображением цветов и растений, соответствующих четырём сезонам двенадцати месяцев года: сосны, сливы, сакуры, глицинии, ириса, пиона, леспедецы, мисканта, хризантемы, клёна, ивы, павлонии. Не вызывает никаких сомнений, что цветы и деревья, использующиеся в цветочных картах ханафуда, выбраны на эту роль далеко не случайно: на протяжении многих столетий все они в традиционной культуре Японии значили неизмеримо много и про должают играть огромную роль в современной духовной культуре Страны восходящего солнца. Это в равной мере касается повседневной жизни и традиционных народных праздников, синтоистско буддийской культовой обрядности, литературы и искусства – словом, всех тех сфер, в которых отражаются представления японцев о чувственном восприятии четырёх сезонов года во всём их многообразии. В этих картах помимо изображений природных явлений можно найти намёки на исторические предания и легенды, в них отражается вся прелесть утонченного восприятия жизни и понимание ее естественного течения, чувствуются подлинная любовь японцев к природе, глубокие переживания человека, ощущающего себя частью единого и великого целого. Чаще всего значение того или иного растения в культурной жизни было предопределено тем поистине колоссальным комплексом духовных традиций, который унаследовала Япония от своего великого соседа Китая, что обусловлено историей многовековых контактов этих народов и той ролью, которую на протяжении тысячелетий играла китайская цивилизация в культурах сопредельных стран. Творчески переработав и развив заимствованные элементы, японцам удалось создать свой особый мир художественного восприятия действительности, который до сих пор не перестает удивлять тех, кто к нему прикасается. Изображения на цветочных картах соответствуют 12ти месяцам солнечного календаря.» Простите громоздкость цитаты. С теплом, Елена Евгеньева 07.02.2010 21:32 Заявить о нарушении
вчера не было времени высказать своё мнение о смысле 5-7-5. на мой субъективный взгляд, это не что иное, как 5 органов чувств (зрение, обоняние, осязание, слух и вкус) и 7 основных элементов для 5 органов чувств (7 нот, 7 цветов радуги). т.е. человек изначально обладает 5 органами чувств. соприкасаясь с прекрасным (хайку, музыка, изображение, парфюмерия, пища) - с числом 7, он воспринимает это 5 чувствами.
. почему-то параллельно подумалось о правиле Тициуса — Боде, гласящем, что расстояние планет от Солнца подчиняется закону геометрической прогрессии. В 1781 году был открыт Уран, на расстоянии, почти точно совпадающем с предсказанным по правилу Тициуса—Боде. . если рассматривать хайку как модель мира, мы видим ярко выраженную восьмёрку (или знак бесконечности). и часто именно омонимы являются тем перешейком, соединяющим кольца восьмёрки. . в европейском стихосложении прочно внедрён катрен. четверостишие 4*2=8 в японских сцепленных строках та же восьмёрка образуется по-иному 3+2+3=8 в европейском стихосложении, как в модели мира, не подразумевается продолжение - т.е. автор высказал мысль и пригласил читателя её прочесть. японские хайку подразумевают взаимодейсстие не только автор-читатель, но и параллельно один автор-другой автор. а именно такая модель более точно отражает модель ДНК - восьмёрки не только уходят в бесконечность, но для большей прочности на стенках восьмёрок ещё есть правильные пятиугольники. таким образом восьмёрка, написанная хайку, представляет собой изящное ДНК, тогда как европейские катрены не что иное, как прямоугольные восьмёрки - индексы на конвертах в советское время :) . можно философствовать до бесконечности, но всё упирается в модель мира на основе ДНК. европейское миропонятие беспомощно, как велосипед с квадратными колёсами. индивидуумам с европейским типом восприятия мира однозначно кажется достаточным понять мир один раз и на всегда. это понятие статично, тогда как восточный тип восприятия мира - это постоянное движение. и открытия при этом. даже в названии Япония слышится "я понял", тогда как сами японцы хитро прищуриваются "ни понял" :) Елена Евгеньева 08.02.2010 09:27 Заявить о нарушении
К образу (схеме) ДНК я пришел, когда изучал простые числа. Статья лежит у меня с 80-х годов "прошлого столетия", как-нибудь размещу на хайку-кампай.
С уважением, И.А.Шевченко 08.02.2010 13:00 Заявить о нарушении
да, это было бы очень интересно.
а ещё было бы здорово осуществить сцепочку ДНК-хайку через весь земной шар. отметить на карте местоположение участников. взять хайку из классики и хайдзын, живущий в самой восточной точке земного шара пишет 2 строчки, затем следующие 3 строчки пишет тот, что живёт чуть дальше на восток и т.д. а самое интересное - это последние строчки последнего самого западного хайдзына и те строчки из классики. Елена Евгеньева 08.02.2010 13:05 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |