Рецензия на «Твердые формы-» (И.А.Шевченко)
Рада познакомиться с вами, Игорь! Включила вас в избранные, чтобы учиться по вашим статьям новому для меня восточному взгляду на поэзию. Обещаю сильно не надоедать - у вас масса полезных "разборок", по которым многое становится понятным, но хотя бы для первого раза загляните пожалуйста на мои опыты с твердыми формами: глаз замылился на свое, подскажите, насколько я далека от нужного направления. http://www.stihi.ru/2010/04/11/3078 и http://www.stihi.ru/2010/04/11/3764 С надеждой на помощь и с уважением! Алкора 12.04.2010 09:17 Заявить о нарушении
Пока вы пишете по-европейски. Какое из трехстиший мне разобрать?
И.А.Шевченко 12.04.2010 12:54 Заявить о нарушении
Из "Свечи" и "Розы" предлагаю те, что, как мне показалось должны соответствовать хайке:
томится роза душа наверх летит желанье прячет замки не прочны в огне прекрасней роза я не страшусь руки движенье трепешешь бабочкой пугливой ночь близится сердце грудь взрывает сгорает воск от страсти ночь влюбленных Алкора 12.04.2010 19:35 Заявить о нарушении
Алла!
Ваши стихи хороши, но с точки нашей культуры. Я разберу лишь Ваши трехстишия с точки зрения хайку: томится роза душа наверх летит желанье прячет замки не прочны в огне прекрасней роза я не страшусь Так как в Ваших трехстишиях упоминается «роза», то приведу пять примеров переводных хайку, в которых упоминаются цветы: 1 Зал для заморских гостей Тушью благоухает… Белые сливы в цвету. Бусон, перевод Веры Марковой 2 Аромат хризантем… В капищах древней Нары Темные статуи Будд. Мацуо Басё, перевод Веры Марковой 3 ЗАГОРОДНЫЙ ДВОРЕЦ КАЦУРА Очертанья дворца сквозь дождь едва различимы. Цветущий подбел… Мидзухара Сюоси 4 Из книг «ЗАИНДЕВЕВШИЙ ЛЕС»,«ПОСЛЕДНИЙ УДАР КОЛОКОЛА», «ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕРДЦА» Терпкая хурма… В старой Нара теснятся древние храмы… Масаока Сики 5 Душно – нечем дышать в селе у подножья Сигэ. Цветы мимозы… Иида Дакоцу Из книги «МОЙ ПРИЮТ В ГОРАХ» Цветы в этих примерах не более чем просто цветы. Все предметно и материально. Теперь разберем Ваши трехстишия по строчкам: 1) «томится роза» - выражение не для хайку. Роза – не более чем просто цветок. Цветок может качаться, может цвести и т. д., но не томиться. Авторское олицетворение цветка нужно исключить. 2) «душа наверх летит» - строчка не для хайку. Душа – понятие невещественное, нематериальное. В хайку оперируют лишь тем, что можно осязать, что объективно существует. Поэтому невозможно в хайку увидеть слова: «вечность», «бесконечность», «добро», «душа» и т. д. 3) «желанье прячет» - не для хайку. «Желанье» - невещественное понятие. Оперировать им в хайку нельзя. 4) «замки не прочны» - утверждение. В хайку показывают, а не утверждают. Попробуйте нарисовать эту фразу. 5) «в огне прекрасней роза» - утверждение. Можно нарисовать «розу в огне», но не утверждение «в огне прекрасней роза». 6) «я не страшусь» - субъективное утверждение, делать которые не принято в хайку. Если захотите научиться писать хайку, то, на мой взгляд, нужно потренироваться рисовать картинки, окружающих Вас предметов, обязательно указывая к примеру, время суток: Вечер. Сижу за столом с чашечкой кофе. Затем всмотритесь в написанное и почти всегда увидите какие-то связи. Например, сразу бросается в глаза прочтение «вечер сижу». Затем можно увидеть, что темнота вечера может быть похожа на темноту кофе. И может родиться другой вариант, в котором можно «подогнать» цвет кофе к цвету вечера: Вечер. Пью из чашечки разбавленный кофе. Так Вы начнете чувствовать красоту окружающего Вас реального мира везде и всегда. Понятно, что сейчас Вы можете не обратить внимания на мои слова, но я попытался донести свое понимание предмета хайку. С уважением, И.А.Шевченко 13.04.2010 00:11 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |