Рецензия на «О пользе открытых конкурсов хайку» (И.А.Шевченко)

Игорь, мне кажется, что число людей, интересующихся хайку сильно занижено... Пишущих - возможно, но просто любящих и читающих - гораздо больше. Я, например, тоже никогда не заходила на http://haiku-konkurs.ru. хотя интересуюсь. :) Да и про конкурс АиФ-2009 узнала, когда он уже закончился, если честно... :) И, как оказалось, я не одинока.
Кстати, где можно сейчас познакомиться с конкурсными стихами? Некоторые прочитала в Вашей статье "Твердые формы", хотелось бы подробнее.

Спасибо
Мира

Мира Михайлова   26.04.2010 08:57     Заявить о нарушении
Не сказала самого главного. Идея открытого российского конкурса хайку -
конечно, замечательная.

Мира Михайлова   26.04.2010 09:00   Заявить о нарушении
Мира!
Все 50 с моими комментариями можно прочитать здесь http://stihi.ru/2009/05/20/5007 в рубрике "Заметки на полях" статья "Конкурс АиФ-2009". Правда, комментарии делал наспех, хотелось донести свою точку зрения до судей. Там же есть и ссылка на сайт АиФ http://www.aif.ru/contestappl/50hoiku.
Да, вот еще важный момент, который возможно упустил: жанр хайку я не ставлю выше других жанров, например, мини танка, сенрю, афоризмов и т. д. Если автору хочется олицетворять в трех строчках, пусть называет свои произведения не хайку, а трехстишиями. Мне кажется, что талант чаще всего раскрывается в каком-то определенном жанре, который наиболее близко подходит к внутреннему миру человека. Если человек любит находить общие закономерности, то может писать афоризмы или пословицы. В хайку автор любит жизнь и Создателя. Автор осознает величие окружающей его жизни, и это величие не дает автору права выдумывать, а лишь - показывать.
Впрочем, меня опять понесло.
С уважением,

И.А.Шевченко   26.04.2010 21:34   Заявить о нарушении
Игорь! В Ваших статьях, разборах, замечаниях всегда чувствуется такая заинтересованность... а часто и боль, когда встречаетесь с профанацией, подменой понятий, нечистоплотностью... Конечно, это должно быть чуждо людям, связанным с искусством вообще, а с поэзией хайку - тем более. Согласна, что в хайку автор любит жизнь и Создателя, и что все мы в чём-то подобны Ему. Более того, я убеждена, что в каждом из живущих есть частичка Творца... И не так важно, в чём она проявляется, главное - чтобы проявлялась... Поэзия хайку - это, действительно, нечто особенное... неуловимо-тонкое... Думаю, тут мало знать особенности формы и законы стихосложения... мне кажется, главное - это всё-таки ощутить "момент хайку" и суметь его выразить... Ведь как часто бывает - вот всё правильно написано - и к форме не придерёшься, и киго есть, и содержание самое что ни на есть замечательное, а вот не трогает - и всё тут! И наоборот... ошибок полно, а - ЧУДО СВЕРШИЛОСЬ... такое ощущение возникает...
То, что на Стихире все трёхстишия на страничках свалены (зачастую) в одну кучу, (если так можно выразиться :) ) связано с тем, что раздел обозначен /рубаи, хокку, танка/ и авторы не выделяют отдельно сенрю и др. Помню, было предложение ввести для коротеньких стихотворений, не подходящих ни под один жанр, термин "осколки" но это как-то не прижилось.
Но и неумение увидеть разницу между разными жанрами тоже присутствует, конечно.
Спасибо за ссылки.

С признательностью
Всегда
Мира

Мира Михайлова   27.04.2010 20:00   Заявить о нарушении
Да, это ощущение мне знакомо, например:

Я заглянул к себе ночью в окно

И увидел
что меня там нет

И понял
что меня может не быть

Владимир Бурич

Да, в обычном взгляде в окно автор увидел гораздо большее, нежели свою комнату. Да, это прозрение. Минитанка (по моей терминологии, так как о внутренних явлениях). Хайку, на мой взгляд, не обязано трогать. Может когда-нибудь напишу статью. Суть такова - если человек пишет хайку, то, в этих хайку как сменяются времена года сменяются и стили написания хайку, то на человека находит озарение, то печаль, то сочетание глубины и простоты и т. д. Я близок к тому, чтобы сказать, что хайку - это способ веры, молитва без лести и фальши.
Я хочу сказать, что если хайку технично, но не трогает, в этом нет ничего страшного. А если трогает, то чаще всего это не хайку.
Опять меня занесло)))


И.А.Шевченко   27.04.2010 23:35   Заявить о нарушении
Ну почему же "занесло"? :) И делать, и говорить надо обязательно с увлечение, иначе зачем?..
А если хайку воспринимать как молитву, то тем более, она должна трогать, забирать... Как говорит мой любимый Винни-Пух - по-моему, так! :)В ином случае к Творцу она не дойдёт и цели не достигнет. Это будут просто пустые правильные (пусть и красивые) слова. Но если хайку писалась с волнением - не высасывалась из пальца, а именно - здесь и сейчас! - искра обязательно возникает... И это прекрасно!

Моя утренняя молитва:

Удивительно это -
Как ни в чем не бывало жить
Под цветущей вишней.
/Исса/

И становится не так уж и важно, где я в этот момент нахожусь... :)

Мира Михайлова   28.04.2010 07:40   Заявить о нарушении
Мира!

Удивительно это -
Как ни в чем не бывало жить
Под цветущей вишней.
/Исса/

Сие творение на мой взгляд очень далеко от хайку. Особенно первая строчка. Основной принцип хайку - внутренний мир показывать через внешний. Надеюсь, скоро мне на помощь придет японовед А. Биркле, будет давать подстрочники с разъяснением. Автор свои эмоции должен ПОКАЗЫВАТЬ, а не говорит о них (принцип досказанности). Молитва не должна доходить, по-моему, она должна ИСХОДИТЬ, так как все высшее уже есть в человеке.
В ближайшее время попробую сделать анализ статьи еще одного члена жюри АиФ-2009 Е. М. Дьяконовой.
С уважением,

И.А.Шевченко   28.04.2010 16:11   Заявить о нарушении
Конечно, всё правильно, согласна с каждым пунктом! :) Поэтому я привела именно этот пример :) И - всё-таки, как здорово просыпаться и "как ни в чем не бывало жить под цветущей вишней"! :)И удивляться, что это ты, это с тобой случилось! :) Для тебя вся эта красота, созданная Творцом! и ты сам частичка этой красоты :)
А насчёт точности перевода я тоже всегда задумывалась... Что китайский язык, что японский... это настолько непостижимо, мне кажется... так много тонкостей и нюансов - просто теряется равновесие... Так что все огрехи списываю на объективные причины :) И это здорово, если специалист придёт на помощь! :)
Насчёт молитв тоже всё неоднозначно... Можно сколь угодно долго терзать молитвослов, но если идёт не от серца - повиснут мольбы и восхваления пустым звуком... И зачем вообще тогда их возносить, если Создатель не услышит? Для собственного удовольствия можно заняться чем угодно :)
Ой, теперь я завелась! :) Пойду лучше статьи дальше почитаю.

С признательностю
Мира

Мира Михайлова   28.04.2010 16:53   Заявить о нарушении
Повторяю всё время:

"Я заглянул к себе ночью в окно

И увидел
что меня там нет

И понял
что меня может не быть"...

конечно, не хайку... но тоже изумительно! :)

Мира Михайлова   28.04.2010 16:55   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором И.А.Шевченко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Мира Михайлова
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.04.2010