Рецензия на «О статье Е. М. Дьяконовой члена жюри АиФ-2009» (И.А.Шевченко)
Ой, что же делать, что же делать!? Мне и переводы Марковой нравятся, и "оживлять" неодушевлённое, и прошедшим временем "попользоваться" - а это всё вовсе не хайку? Куда же отнести свои трёхстишия:( Я так долго искала учителя и не скрывала этого, наоборот, просила всех помочь мне... Неужели это Вы? Пишите, разъясняйте, отстаивайте - с глубочайшим интересом слежу за Вашими статьями. С уважением Зина-Зиночка-Зинуля Зина-Зиночка-Зинуля 29.04.2010 10:21 Заявить о нарушении
Зина!
Кстати, к самой статье я отношусь очень хорошо. Считаю, что ее Вам будет полезно прочитать. Теоретическая часть хороша. С уважением, И.А.Шевченко 29.04.2010 23:59 Заявить о нарушении
Обязательно прочту. А Вы взгляните на мои последние работы-попытки хайку, как будет время.
С надеждой... Зина-Зиночка-Зинуля 30.04.2010 12:24 Заявить о нарушении
Зина!
Можете отобрать и выслать мне. Сообщите, пожалуйста, в каком виде лучше ответить: личным письмом, рецензией у Вас или у меня и т. д.? С уважением, И.А.Шевченко 30.04.2010 17:08 Заявить о нарушении
Дорогой Игорь! Письмо Ваше, наверное, почтальон "стаСЧил":) Если можно поместите Ваш ответ прямо сюда.
Зина-Зиночка-Зинуля 01.05.2010 21:02 Заявить о нарушении
Вот, что нашел в своем ящике из посланного Вам по электронной почте:
Добрый день, Зина! Все записанное в трех строчках называют трехстишиями. Их можно разделить на много групп. Например, на афоризмы, мудрые мысли, метафорические, минитанка и т. д. Хайку отличается от всего этого, это не мудрствование, не "что вижу, то пою", не прямое изливание своих чувств. Хайку - это композиция двух объективных явлений или предметов. В хайку не сравнивают прямо: плод луны, так как читателю останется только восхититься Вашей находкой. В хайку Вы должны разнести свою метафору, например, в нашем случае: Полная луна. С ветки в саду падает яблоко. Новолуние. На ветке в саду зеленое яблоко. Если в нашей поэзии сравнения соединяют, то в хайку их разносят. В Вашем примере слово "ночь" лишнее, так как есть "спелая луна". Рядом стоят "плод" и "яблоко". С уважением, Игорь Шевченко. И.А.Шевченко 01.05.2010 23:14 Заявить о нарушении
А как же моя "подборочка" из последних работ??? УПЛЫЛА....А жаль...
Зина-Зиночка-Зинуля 01.05.2010 23:35 Заявить о нарушении
Зина!
Я точно помню, что писал ответ, про часы, давал свои варианты. Значит я послал через почту на стихи.ру. Буду искать, второй раз писать очень не люблю. Если не найду через день-два, то напишу еще раз. С уважением, И.А.Шевченко 02.05.2010 01:07 Заявить о нарушении
Ой! Я тоже очень не люблю писать второй раз - кажется, если не получилось отправить письмо с первого раза, то компьютер украл кусочек энергии, твоё настроение, чувства, с которыми ты писал то письмо, и которые уже не повторятся...
Зина-Зиночка-Зинуля 02.05.2010 11:46 Заявить о нарушении
Зина!
У меня с компьютерами мистические отношения: эпизодически пропадают письма и грохается жесткий диск. Года три назад начал всегда ставить копии своих статей на стихире. Теперь копии писем буду стараться оставлять на компьютере. Итак, разбор заново: *********************************ХАЙКУ-1************************************ Тихий час. Сначала это ребёнок, уложив которого после прогулки и вкусного обеда, стараешься не шуметь, и лишь ходики стучат,всё громче и громче. Стучат и стучат, отсчитывая время закатов и восходов... когда опустеет твой дом, и ты, измученный старческой бессонницей, забудешься посреди дня... И только ходики продолжают свой бег... "Тихий час". Старинных ходиков Громкий стук... ****************************МОЙ АНАЛИЗ************************************ Недостатки: 1) явно противопоставлено: тихий/громкий, 2) очень близко стоят слова: а)«старинный» и «ходики», сейчас ходики, по-моему, не выпускаются, разве, может быть, в виде конструкторов для детей, б) «громкий» и «стук», может, достаточно «стук», в) «час» и «ходики», г) лучше заменять устойчивые выражения более простыми. Хотя, в данном случае, «тихий час» переносит нас в детский сад и указывает на дневное время. д) хайку одномоментны, поэтому словосочетание «старинных ходиков громкий стук» может восприниматься, как падение ходиков с ржавого от времени гвоздя. Мой вариант на эту же тему: спящие близнецы отражаются в зеркале стрелки ходиков Здесь уже нужно додумывать читателю многие моменты. *********************************ХАЙКУ-2************************************ Что за ливень! Уплывает со двора Забытый мяч. ****************************МОЙ АНАЛИЗ************************************ Здесь я помню свой вариант: ливень за воротами детский мяч Разница видна. *********************************ХАЙКУ-3************************************ *** Всё моросит... Осенних костров Горький дым... ****************************МОЙ АНАЛИЗ************************************ Плохо - «все»: протяженность во времени. Плохо «костров», так как тогда не почувствуешь горечь. Кажется, горечь можно почувствовать, захватывая дым ртом. Поэтому чуть лучше такой вариант: Осенняя изморось. В дыму костра горечь лука. *********************************ХАЙКУ-4************************************ На берёзках серёжки. Как блестят Мои новые туфли! ****************************МОЙ АНАЛИЗ************************************ Здесь наверное я вступлюсь в защиту. 1) казалось бы, что плохо употреблять множественное число существительных «берёзках». Но березкам здесь сопоставляются туфли, а не тУфля. 2) плохо употреблять омоним «сережки» без обыгрывания хотя бы общеизвестных значений. Однако, в хайку речь идет о женщине, на которой блестят сережки. 3) «на берёзках серёжки» можно понять, что речь идет о детском саде, в котором на каждой березке по сережке. Сережки смотрят с высоты на классные туфли директрисы. Это прочтение усиливает точка. Без точки было бы немного легче – вторая строчка была бы общей. На это мне возразить пока нечего: что есть, то есть. Может лучше не использовать общеупотребительных выражений со вторыми и третьими смыслами. *********************************ХАЙКУ-5************************************ *** Вдруг ветки хруст! Бьёт крыльями, взлетая, птица Часто-часто. (Может, без "взлетая"?) ****************************МОЙ АНАЛИЗ************************************ Чувствую, нужно написать еще одну статью о третьем существительном. Здесь рассказ: сначала хруст, потом птица. Эти явления взаимосвязаны, поэтому не могут быть опорами. Иногда я называю такие трехстишия – акын, т. е. автор пишет то, что видит. В чем минус? В большинстве случаев отсутствует вторая опора. ***************************************************************************** При всем этом могу отметить возросшую картинность, двучастность трехстиший. Т. е. это уже почти хайку. Думаю, что впредь, лучше и ставить в рецензии. Их почти не читают. По крайней мере, когда я смотрю на список читателей, в рецензии никто не заходит. А с другой стороны, если Вы разрешите, то можно и поставить в виде статьи, так как этот анализ будет интересен многим. С уважением, Игорь Шевченко. И.А.Шевченко 02.05.2010 12:58 Заявить о нарушении
Спасибо!!! Так здорово! Спасибо Вам огромное, что находите для меня время...
Про статью - "оформляйте"! Я вижу неподдельный интерес к Вашим работам со стороны других "хайдзинов и хайдзиночек":), можно даже подискутировать в рецензиях. С удовольствием... Зина-Зиночка-Зинуля Зина-Зиночка-Зинуля 02.05.2010 13:25 Заявить о нарушении
Не знаю, ждать ли выхода статьи или здесь сразу написать по трёхстишиям.
1. ЧАСЫ. а)Очень рада, что меня, как и Вас смущали "старинные ходики" и размышляла так же - ходики и так ретро, в итоге "масло масляное". б)В Вашем варианте осталась мысль о "вечности времени", о чём мне и хотелось передать через картинку. в)Немного смущают "близнецы" и "отражаются" - зачем это повторение, пока никак не улавливаю... 2.МЯЧ. Ваш вариант хорош бесспорно, но, кажется, что в моё настроение удивления и восторга что ли от увиденной картинки, вкрадывается некая грусть; от этого чуть-чуть меняется само восприятие данной хаечки. Как Вы думаете? 3.НАПУГАННЫЕ. Мне не удалось провести параллель, а хотелось сказать, что птичка взлетела, напуганная резким звуком, и ЧАСТО-ЧАСТО машет крыльями, в то же время, я-то тоже от неожиданности "струхнула", и сердечко моё заколотилось так же ЧАСТО-ЧАСТО, как её крылышки. Или это всё "не в тему"? 4.СЕРЁЖКИ Тут у меня всё простенько - весна, берёзки, как и женщины, нарядились; у них - серёжки, у меня - новенькие туфельки. И все довольны. Глупо, да? 5.ДЫМ а)Опять я рада - меня тоже смущало "ВСЁ", хотела же оставить просто "моросит":) б)Дым, дым от костров, их много, но они и не горят, а лишь дымятся потому что непогода, моросит уже давненько; дым горький, может быть правильнее "едкий", потому что он "ест" глаза, от этого у меня на щеках капли слёз, слёз сожаления об ушедшем лете и т.д., а может это капли мороси (опоры моста могут быть только существительное - существительное? А у меня получилось "моросит - дым", а связь "капли)... Слишком много накрутила, да, так нельзя в хайку, да? ОХ! Замучила я ВАС!:) Зина-Зиночка-Зинуля 02.05.2010 13:57 Заявить о нарушении
Зина!
Понятно одно, что нужно дорабатывать и мои варианты. Не буду писать статью. Сейчас готовлю подборку для журнала "Москва". Подборку опубликую. С уважением, И.А.Шевченко 17.05.2010 12:10 Заявить о нарушении
Здраствуйте, Игорь! Прочитала Ваше письмо к Устиновой. Знаете, мне кажется, оно должно вызвать интерес, и вот почему - в нём чувствуется забота о хайку как о жанре, его развитии в России.
С уважением и надеждой... Зина-Зиночка-Зинуля 18.05.2010 16:53 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |