Рецензия на «О конкурсе Весеннее равноденствие» (И.А.Шевченко)
Игорь, спасибо огромное! :) Такая большая серьёзная работа - и так оперативно - просто удивительно! Очень интересно было узнать Ваше мнение. :) Насчёт своей хайку я была уверена, что именно так она и будет оценена, слишком разный у нас подход :) Ваш, наверное, более обоснованный. :) В КХ Младена голосуют сами участники, отбирая наиболее понравившиеся работы (5,7 или 10, в зависимости от общего числа представленных). Конкурсы анонимные, что, на мой взгляд, очень хорошо - нет оглядки на авторитеты. Результаты нашего голосования - здесь. http://stihi.ru/2009/03/28/3694 Сейчас ребятам скажу, чтобы зашли познакомиться. С признательностью Мира Мира Михайлова 29.04.2010 16:15 Заявить о нарушении
тоже с интересом посмотрел на ход голосования в конкурсе, реплики самих авторов... сравнил результаты.
ребятам, думаю это будет полезно. ещё раз убеждаюсь, что конкурсы и игры, формирующие взгляды авторов на жанр. должны быть более продуманными. всем с улыбкой, извините, что вторгся Японский Сонет 29.04.2010 16:29 Заявить о нарушении
Всегда Вам рад. В субботу ко мне в гости должен прийти Биркле, так что в воскресенье хочу поставить его комментарий к лягушке. Поразмышляем)))
И.А.Шевченко 30.04.2010 00:03 Заявить о нарушении
Мира!
Принципиальные расхождения были в оценке двух трехстиший 1 шаг за шагом краешек вселенной в рассветных лучах 8 место против 39 места у меня, и 2 Сколько ни пой Ветров мотив подытожат Кот и подснежник 42 место против 16 у меня. И.А.Шевченко 30.04.2010 00:17 Заявить о нарушении
Да, Игорь. Я просто хотела, в продолжение разговора об эмоционально-энергетической составляющей, заметить, что можно легко научиться избегать местоимений, употреблять глаголы в нужном времени, ставить точку, находить омонимы и общую строку, строить шлюзы... но совсем не обязательно в результате получится хайку... "Если хайку технично, но не трогает, в этом нет ничего страшного. А если трогает, то чаще всего это не хайку." - для меня это утверждение спорно...
Очень понравилась Ваша статья "Техника сочинения трехстиший и хайку черновой вари" http://stihi.ru/2009/01/07/3154. Спасибо Мира Михайлова 30.04.2010 18:28 Заявить о нарушении
Нет, Мира, когда Вы научитесь ставить правильно точки, избегать местоимений, это будет значить, что Вы стали техничной, и за технику я вам буду ставить 5. Но большой вопрос, научитесь ли Вы
1) находить не очевидные связи между опорами, 2) соединять эти опоры естественно и незаметно, 3) научитесь ли Вы уплотнять три строчки естественно и незаметно. Если же Вы это научитесь, то на всех клнкурсах я буду присуждать Вам призовые места, так как Вы будете хорошим хайдзином. Однако на конкурсе, работы которого вы мне прислали с первым пунктом справились лишь трое: засмотрелся в окно ещё одна страница в дневнике осталась чистой раннее утро вытряс из валенка дед косточку вишни жмуримся на солнце в трещинке асфальта кособокий одуванчик А с третьим пунктом "гармонирующей плотностью" справился лишь один автор: сломанная метла в последнем сугробе чиню перья И вообще лучше любое свое утверждение иллюстрировать примерами. Вот, например, хайку, которое считаю достойным: короткие дни... разговор медсестёр в коридоре Петр Савченко, Москва, АиФ-2009 Хорошая техника, нет ни одного глагола, зато все понятно. Опор здесь несколько: 1) короткие зимние дни, 2) короткие дни больного, 3) короткие рабочие дни медсестер, 4) (короткий) разговор. Соединение всего этого хозяйства естественное. Плотность сами видите какая. Чувства в хайку явно не показываются - это признак дурного тона или обычного трехстишия. Приведите мне пример ХАЙКУ, которое берет за душу. Хайку, на мой взгляд, должно быть похоже на гладь озера, а не выбивать слезы или восторг. Вспомним, что корни хайку в дзен-буддизме. И.А.Шевченко 30.04.2010 19:04 Заявить о нарушении
Игорь, конечно, техника необходима, разве кто-нибудь с этим спорит? :)И этому можно и нужно учиться всю жизнь! Но и не только этому. ( Это я как раз о философии дзен говорю...) И не обо мне ведь речь... я, вообще - лирик, просто хайку мне очень интересны и я пытаюсь понять суть, путём обмена мнениями... И на КХ хожу, как и большинство у нас, не за местами и пятёрками, а ради общения и познания мира.
Мне казалось, что мы - об общих вопросах... Мира Михайлова 30.04.2010 20:57 Заявить о нарушении
Ко мне не нужно строго относиться. Я могу писать строгую статью, а внутри смеяться. Но хайку учат всегда говорить конкретно, наши же стихи и песни часто ни о чем, о никуда, о нигде: "если кто-то кое-где у нас порой..." Рад общаться))
С признательностью, (получите!) И.А.Шевченко 01.05.2010 01:16 Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь, получила. :)
Как Вы и советовали, не заморачиваюсь :) Понимаю, что радеете за дело и чистоту рядов. Честно говоря, уже жалею, что затеяла этот разговор... (Хотя, если выяснилось, что из сорока с небольшим работ четыре - хорошие хайку - это ведь замечательный результат, разве нет? :) ) Сама почитала и Ваши статьи, и другую литературу - и многое для себя уяснила. За что - отдельный реверанс :)Просто мне хотелось понять, почему иногда несовершенная по форме работа вызывает интерес - и наоборот. Ведь далеко не все читающие - полные дилетанты. Примеров очень много, свой я привела, просто чтобы никого не обидеть. Если бы мне хотелось похвалы, скорее предложила бы для разбора другой наш конкурс Небесные Джонки-III, например... Выдержка из "итогов" http://stihi.ru/2009/06/11/3315 * Победители * * * Алексей Фан дождь со снегом прилепился к окну лепесток вишни * Наталья Стикина молодая листва ещё вчера ровесница сыну * Мира Михайлова бокал шардонэ... завязываются тугие гроздья * Алессандро не думал о счастье закачалась ветка облетевшей вишни * Мессалина уплывают лодочки через лужу юбка парусом Мне кажется, здесь у меня ошибок меньше... хотя, уже совершенно ни в чём не уверена... :) Насчёт приведённого Вами примера: короткие дни... разговор медсестёр в коридоре Петр Савченко, Москва, АиФ-2009 Согласна, конечно. И при всём при этом хайку ведь очень эмоционально насыщена. Но для меня, правда, отрицательно. Скорее всего медсёстры шёпотом разговаривают в коридоре о том, что дни больного сочтены... Но разве хайку не могут писаться о грустном? "И вообще лучше любое свое утверждение иллюстрировать примерами." - Есть много примеров, когда, пусть несовершенная по форме (но всё-таки хайку) вызывает ответное душевное движение (разве я говорила когда-нибудь о бурном восторге?) и, наоборот. Бывает, читаешь - ну всё на месте, вроде... И что?.. Но это мой и только мой взгляд, не думаю, что он будет кому-то интересен, да и просто боюююсь начинать новый разговор! :))) Удачи! Всегда Мира Мира Михайлова 01.05.2010 08:10 Заявить о нарушении
Мира!
Мы же не оскорбляем друг друга, мы обмениваемся доводами. И бояться этого не нужно. Даже если Вы не согласитесь ни с одним моим доводом, у меня к Вам будет хорошее расположение. Например, у меня очень высокое мнение сложилось об авторе Пол Дома, несмотря на то, что мы разошлись во мнениях. При всем этом он был предельно корректен и вежлив. Пользуясь случаем, скажу спасибо ему и его родителям. Тема, которую Вы затронули весьма интересна, так как показывает "шоры" на глазах российских читателей хайку. Считаю, что вызывать интерес может любая талантливая работа. Вот пример: Сгоряча женщины! - нет с ними сладу!.. хоть в пидорасы иди!.. Михаил Сапега, "Сапега обыкновенный", СПб., 2009 г, с. 56 Если Вы покажете это трехстишие нормальному мужику, то оно его заденет. Я это пробовал уже многократно. Но из того, что трехстишие цепляет, оно не становится хайку. Или, скажем, такие трехстишия: Время - движущийся образ неподвижной вечности. Ж. Ж. Руссо Брак - это чудо превращения поцелуя из удовольствия в обязанность. Хелен Роуленд меня цепляют, но я ни в коем случае не думаю, что это хайку. Теперь о Ваших примерах, в большинстве своем они даже близко не могут быть названы хайку. Называть их нужно просто трехстишиями пусть и талантливыми. Давайте проведем дискуссию под названием "Хайку ли это?" не думал о счастье закачалась ветка облетевшей вишни Думаю, когда читатели и авторы поймут, что это не хайку, можем поставить второй Ваш пример: молодая листва ещё вчера ровесница сыну Затем третий, и далее. Нужно обязательно понять разницу между хайку и трехстишием. Либо Вы должны называть все, что записано в три строчки словом хайку. Итак, слово за Вами. Я готов написать статью с доказательством нехайковости большинства приведенных Вами примеров, с моей точки зрения. Более того я готов доказать тезис, что, если приведенные Вами примеры считать за хайку, то любое трехстишие можно считать хайку. С уважением, И.А.Шевченко 01.05.2010 13:08 Заявить о нарушении
Игорь, ну о чём Вы? :) Я отношусь к Вам с большой симпатией, мне импонирует Ваша эрудиция, заинтересованность, увлечённость вопросом. А уважение к оппоненту или просто собеседнику имеет место быть просто по умолчанию :) Боюсь только одного - могу увлечься и меня тоже понесёт, а заниматься сейчас надо совершенно другим. Но, попробую покороче :).
Вы пишете: "даже если Вы не согласитесь ни с одним моим доводом..." - ну почему же? Я уже писала об этом, повторю ещё. Совершенно согласна, что хайку - совершенно особый жанр, который не следует путать с другими. Столь вопиющие примеры Вы могли б и не приводить :) Если предварительно не оговорено насчёт трёхстиший и сенрю, то на конкурсы хайку надо присылать хайку и их рассматривать. (Ведь было бы странно, если б на конкурсах сонетов, к примеру, представляли частушки, правда?):) Хайку должны отвечать требованиям жанра. Существует множество течений, направлений, школ, но основные принципы одни. И как можно с ними не соглашаться или спорить?! Киго, киредзи (или то, что его заменяет), "картинка", "здесь и сейчас" (!) (с возможным "мостиком" в другие времена и измерения, с сопоставление мига и вечности и т.д.), "эффект недостроенного моста"... - всё это в хайку необходимо. Вариативность сюжета... конечно, прекрасно, когда она есть. Но мне представляется даже более важным соблюдение традиции хайкай - когда стихотворение даёт возможность домысливать, дополнять, откликаться на малейший намёк, создавать новый яркий образ, отталкиваясь от незначительной детали. Вы очень хорошо сказали об этом в статье "Техника сочинения трехстиший и хайку черновой вари": "Автор хайку не называет чувство, а ВЫЗЫВАЕТ его, преподнеся читателю какую-нибудь конкретную деталь или детали окружающего мира, подталкивая читающего к развертыванию своей цепочки ассоциаций. При этом деталь мира сего и ее взаимодействие с другим изображаемым в хайку должна подаваться так, чтобы созданный образ сам резонировал с соз- (подсоз-) нанием читающего, без объяснений и разжевывания" Конечно! Главное - уловить тончайшие проявления предмета и явления, по мельчайшим деталям распознать эту сущность и точно, максимально достоверно, передать её в стихе, заставив читателя испытать чувство, послужившее толчком к созданию хайку. Именно об этом я и говорила всё время! Ведь если не было побудившего чувства, то нечего и передавать. И никакие технические приёмы и ухищрения в этом случае стих не спасут, это будет просто хорошо скомпонованный натюрморт. И ещё мне кажется очень важным соблюдать каруми - один из постулатов хайкай - это простота, лёгкость и естественность изложения. Далее. Вы пишете: "Теперь о Ваших примерах, в большинстве своем они даже близко не могут быть названы хайку. Называть их нужно просто трехстишиями пусть и талантливыми." Вообще-то я приводила пример по другому поводу (см. выше), а не как безупречные образцы хайку. Но, всё-таки не была бы так категорична. И рассмотреть, конечно, можно. Хочу заметить, что разбирать произведение можно ведь тоже совершенно по-разному. Думаю, это ни в коем случае не должно быть препарированием (чтобы не сказать - расчленением :) ) лягушки (Басё или какой другой - не так важно!) на предметном столике :). Всё-таки лучше, наверное, попытаться развернуть цепочку ассоциаций, как Вы и предлагаете (см. выше), проследить динамику отношений объектов или разные состояния одного объекта... * Алексей Фан дождь со снегом прилепился к окну лепесток вишни Конечно, здесь слишком много всего - дождь, снег, окно, лепестки... прошедшее время... но зато есть и ощущение безвременья... ненастья не только природного, но и жизненного... вот не успели завязаться плоды, а заморозок их может загубить... не так ли и в наших отношениях?.. и бесконечность всего... Да Вы ведь и сами отметили это стихотворение как хайку в статье "Твердые формы" * Наталья Стикина молодая листва ещё вчера ровесница сыну Да, "ещё вчера"... Но ведь именно это "ещё вчера" позволяет проследить переход из одного состояния в другое и природы, и нас самих... * Мира Михайлова бокал шардонэ... завязываются тугие гроздья А из будущих тугих гроздьев - снова Шардонэ... бокал, и ещё бокал... и завязывается разговор, и завязываются отношения... это самая ранняя весна, начало... чего?.. Сравните: * бокал шардонэ наливаются тугие гроздья :) * Алессандро не думал о счастье закачалась ветка облетевшей вишни Первую строку я бы заменила безоговорочно, тем более, масса вариантов сказать то же самое по-другому, но это дело самого автора... и ветка, конечно, пусть ещё качается... :) но зато какой шлейф ассоциаций! Изложить свои?.. * Мессалина уплывают лодочки через лужу юбка парусом Конечно, сравнение... но не очень и явное! Юбка прекрасно может парусить и выполнять ту же функцию, что и настоящий парус :) и если девушка хрупкая, а ветер сильный - погонит за милую душу! :) И прочтений сколько угодно - и туфельки-лодочки уплывают... и бумажные кораблики... и девушка в своих лодочках не идёт - плывёт, красавица! :) А сколько примеров из классики Вы можете привести, чтобы были соблюдены АБСОЛЮТНО ВСЕ ПРИНЦИПЫ сложения хайку? :) Ещё очень хотелось бы увидеть разбор какой-нибудь из Ваших хайку, именно в таком плане. Ага, нашла: Снег и лужи в парке. Болтаю с внуком и дочкой. "...используется омонимичность слова "болтаю". Сначала мы проходим через значение "размешиваю", а потом через значение "разговариваю" - типичный шлюз. Разные стадии таяния снега символ поколений (от менее подтаявших к подтаявшим весьма)." Очень хорошо. Что ещё хочу сказать?.. Конечно, "собственное мнение" излагать в хайку нельзя. Но своё мироощущение через эти вот короткие строчки - просто необходимо, иначе зачем всё остальное? И, вообще, это ведь так здорово, когда абсолютно разных людей, с абсолютно разными взглядами, вкусами, жизенным багажом объединяет прекрасное искусство хайку! Оно заставляет всё это отбросить и взглянуть на жизнь по-новому... улыбнуться и попытаться сказать о ней, как мог бы это сделать ребёнок. Непредвзято. И ещё. Совсем уж в заключение, т.к. надо уходить. К сожалению, не помню кто сказал: "Лучше нарушение традиций, чем серая убитая хайку". Согласна целиком и полностью! :) Всегда Мира Мира Михайлова 02.05.2010 16:03 Заявить о нарушении
Мира!
Вы хороший собеседник, и вообще на стихире я отдыхаю. Однако по сути вопроса. Вы пишите, что «столь вопиющие примеры Вы могли б и не приводить :)». Я привел пример «вопиющий» пример Сапего на том основании, что Владимир Шинкарев на обложке пишет «Поскольку этот сборник хайку Сапеги…». Вот и получается, что вокруг одни хайку: у Кудри «Хайкумена» - альманах поэзии хайку, у Вас на конкурсе хайку, у наших переводчиков и т. д. Давайте называть все это хозяйство трехстишиями и все станет на свое место. А вот принадлежность к хайку нужно доказывать. 1. не думал о счастье закачалась ветка облетевшей вишни Это не хайку на том основании, что в хайку «не думают», что в хайку не говорят и не оперируют невещественным. Если Вы что-то измените, вот тогда об этом измененном и будем говорить. А когда Вы начинаете говорить, что этот стих можно было бы считать хайку, начинается профанация жанра. Говорю прямо и доказываю Вам, что эти три строчки не хайку и быть ими не могут, так как противоречат основным принципам хайкусложения 1) «думал», как род мыслительной деятельности, 2) «думал» - прошедшее время, 3) «о счастье» - что это такое, его кто-нибудь видел, это абстрактное понятие, уже одно употребление этого слова перечеркивает «предметность» хайку, 4) «закачалась» - прошедшее время. Я не говорю об отсутствии основных признаков хайку – об опорах и их соединении. Вот это действительно вопиющий пример. Как этот пример можно приводить в качестве примера хайку. Как же этому трехстишию могут дать призовое место на конкурсе хайку? Это профанация жанра. Мои примеры часто носят показательный характер, как правило, я разъясняю какой-нибудь прием, если не нахожу подходящих чужих примеров. Примеры хайку я сейчас пытаюсь собрать в статье «Твердые формы». Но и там не все примеры – хайку. Затем я планирую прокомментировать их и оценить. Вот тогда уже можно окончательно ссылаться на те примеры. В чем я вижу профанацию хайку, в том, что говорят общие правильные слова, а на практике забывают о сказанном. Также кардинально не согласен с выражением: «лучше нарушение традиций, чем серая убитая хайку» применительно к конкурсам хайку и к жанру хайку вообще. На мой взгляд, на конкурсе хайку пусть побеждает самое серое хайку, а не самое выдающееся европейское трехстишие. Что собственно произошло на конкурсе «АиФ-2009», то же происходит и на Ваших конкурсах. Считаю, что на конкурсах хайку 1) должно быть дано определение хайку и принципы, на которых оно зиждется, 2) должны судить люди, хорошо понимающие этот жанр. Подбирать жюри должны организаторы конкурса. А для этого они должны внимательно знакомиться с анализами потенциальных судей. Демократия в этом вопросе, а тем более групповщина, на данный момент приводит к плохим результатам. Я безжалостно отсеиваю при судействе самые слезные и цепляющие стихи, если они не хайку: из икринки вылупляется рыбка… сиротой Тофик Агаев С уважением, (сила привычки:)))))))) И.А.Шевченко 02.05.2010 17:50 Заявить о нарушении
Я рада, что у нас всё-таки есть точки соприкосновения во взглядах, Игорь.
Приятно было познакомиться. С не меньшим уважением Мира :) Мира Михайлова 03.05.2010 07:35 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |