Рецензия на «Царьград» (Елена Грислис)
Что можно сказать об этом стихе? Прежде всего - о форме. Размер выдержан. Рифмрвка - плохонькая и неровная. То рифмы вроде стол-дом, то нормальные. Несколько столкновений звуков мог княжить. над Днепром А Софии и ночью Утолив все . Стих явно затянут. . Что касается изложения, то с этим - откровенно плохо. Полно неуклюжих конструкций и изрядно раскиселено. 1 строфа . "У днепровских порогов лежит Город чудный, где звон колоколен Нам поведать доселе спешит Об истоках, стремленьях и воле" . прведать доселе спешит - корявая конструкция. Куда спешит-то? И что означает "доселе"? И вообще, при чем тут колокола. Вроде как церковь претендует на прославление вечного, а вовсе не земных дел земных владык. Эпитет "чудный" повисает в воздухе - ибо неясно, что имеет в виду автор. Красивый? экстравагантный, необычный? милый? Четвертая строка - целиком бормотание. Какие истоки? Какое стремление? Какая воля? М.б. намек на фашистский фильм "триумф воли"? . "Той купели, которой уж нет. Время смыло мятежные страсти! Только мощи святых да поэт Знают правду иль дарят участье," . Так оказывается, здесь корявый межстрофный перенос. Правда. от этого не легче. Конструкции типа воля купели, истоки купели, стремленья купели - просто смехотворно звучат. Почему смытие с восклицаком - непонятно. Да и если смыло - то чего даже через церовные колокола долбить о том, что прошло. Мощи, знающие правду - опять самопародия. Про поэта - не понял, о ком идет речь. Помледняя строка - очередная коряга. И по построению и по смыслу. То ли знают правду, то ли дарят участие, ни фига не зная. То ли дождик то ли снег... . "Постигая веков глубину Через призму немногих провидцев, Что стремились осмыслить страну В летописной истории лицах:" . Постижение глубины - ну ладно, еще переварить можно. Но призма провидцев - от призмы уже несварение. И при чем тут провидцы?! По смыслу вроде бы глубины веков надо бы постигать потрудам историков и летописцев. Последние две строки - корявая фраза по построению. Осмыслить страну в лицах - это и по содержанию криво. И вообще-то --------------- ПРОВИДЕЦ, -дца, м. Книжн. Тот, кто может провидеть. ПРОВИДЕТЬ, -вижу, -видишь; несов. перех. Книжн. Заранее представлять себе будущее; предвидеть ---------------------- Ну и какое отношение имеет осмысление прошлого к предвиденью будущего? . Увы, и далее - ничуть не лучше. Отмечу только наиболее выпирающее. . " Киев - свободный и вольный." - Киев вольным городом не был. Ну разве что Новгород. . "Корнем рода, стволом для ветвей," -При чем тут вообше Киев. Это - вопросы генеалогии. "Плодом власти" - что за чушь. Киев - плод власти?! . Княжить мог, и княжил кто угодно. И не по закону, а разве что по обычаю. Великих княжеств было не одно. "Мономаховой шапкой во тьме Всех князей стал престол будоражить." -Ужоснах! Представьте себе мономахову шапку во тьме. . "Глав семей от общин уж свободных," -?? "Стал предтечею войн межусобных." -Междуусобные войны велись задолго до Мономаха. . Далее - просто имена князей ни о чем не говорят. Их много было. "великое право" - а это о чем? Венец жизни - типа перед похоронами? "мирной славянской державы." - да не было мира ни меж князьями ни вокруг. Да и державы единой по сути не было. До монголов ни один "великий князь" не властвовал над всей Русью. . Концовка написана не так коряво, но со смыслом - не очень. Автор призывает объявить Киев столицей всея Руси? И при чем тут православие. В ненышней России это не единственная конфессия. И существующая не только в России. Утолить все печали грусть - пожелание конечно хорошее - только в данном контексте - невероятно абстрактное. Кто и чьи печали будет утолять? И из каких побуждений. Тем более что ранее вроде как о розни шла речь, а не о печали и грусти. О них-то ранее ни слова. . Вот, как-то так. . С уважением Тимофей Бондаренко 31.08.2011 09:56 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |