Рецензия на «Улыбка Басё 2 часть 5» (И.А.Шевченко)
мне кажется, вы уже просто издеваетесь над стихами. задав неоднозначный посыл, можно так разгромить практически любое хайку, и хорошее, и слабое. не слишком солидно для персоны вашего масштаба :) Эстеррр 11.11.2012 19:16 Заявить о нарушении
Эстеррр!
Вот мнение (из письма) Александра Долина: "Отличные статьи, Игорь! Вы просто критик от Бога. По-моему, никто, кроме Вас, так не понимает, а главное не чувствует сущности хайку". Вообще, я очень ленивый, боящийся Высших Сил и по-возможности мирный. Что может заставить меня выступить? Поверьте, только очень серьезный мотив. Ни в коем случае я не ставлю целью разбить трехстишия любой ценой. Если бы эти трехстишия были на моем конкурсе, то в номинации хайку они не попали бы даже в кандидатский список. А почему? По-моему я достаточно ясно и доступно изложил. И "посылы" мои исходят исключительно из текста. Где у меня "неоднозначный посыл"? С уважением, И.А.Шевченко 13.11.2012 13:30 Заявить о нарушении
вот этот стих
дом на горе в недостроенной крыше парочка облаков легко прочитывается без домыслов дом на горе (гора - это возвышенность такая, повыше холма, а вовсе не человеческое гОре) недостроенная крыша - обычное дело, строили-строили, пока не достроили, голые стропила. такое тоже бывает всегда, когда дом строят или перекрывают крышу. парочка облаков - вы смотрите сквозь голые стропила и видите облака в небе. такое опять же возможно. какой "дом в крыше"? всего домысла автора тут - что в момент взгляда на дом где-то в небе были облака и попали в поле зрения. :) знаете, у меня когда-то был похожий момент. в Минске реконструировали довольно известную гостиницу, фасад должны были обязательно сохранить, так что внутренние стены были все порушены, а фасад стоял, будто дом целый. до сих пор помню это удивление - я посмотрела в верхние окна и подумала: как здорово их вымыли, небо отражается ясно-ясно. и только потом поняла, что оно не отражается, а просвечивает сквозь пустые оконницы. я хочу сказать - чтобы понять хайку (или не хайку, если угодно), не стоит выдумывать какое-то извращенное прочтение. выворачивать небо так, чтобы это было нёбо, например. ну мне так кажется. потому что при желании так препарировать можно абсолютно любой текст, русский язык богат вариациями и толкованиями. но зачем? здесь я вижу глобальное противоречие: вы проецируете неудовлетворенность оценкой жюри на стих. сам по себе стих (не говорим сейчас о хайку/нехайку) вполне адекватен и читается без каких-либо вывихов сознания достаточно ясно. и если бы вы имели дело с обычной публикацией где-то в общей массе, вы бы могли спокойно пройти мимо или даже проанализировать его в вашей классической манере - без неприязни. но - вы неудовлетворены 1) отнесением стиха к хайку и 2) выбором жюри. и поэтому стих резко становится плохим и недостойным обычного объективного анализа. мне кажется, стоит разделять субъекты претензий. в целом МКХ5 показал, на мой взгляд, крайне неоднозначные результаты, это повод о многом подумать. но я считаю, что нападки и ссоры - не лучший путь. всегда можно обсудить спорные моменты без лишних истерик и личных наездов. а уж авторы-то, которые послали стихи на конкурс, и вовсе не виноваты в том, что выбор жюри не устраивает критиков :) Эстеррр 14.11.2012 13:30 Заявить о нарушении
Эстеррр!
Давайте по существу, о тексте. Вы не желаете видеть иного прочтения. Тогда представьте, что Вас оправдали в суде, но, зная, что Вы не любите ставить запятых, решение записали как Вите Преступнику: казнить нельзя помиловать С этим документом Вы должны пройти мимо палача. Только реально это представьте. ваша жизнь теперь будет зависеть только от того как прочтут это трехстишие. Если Вы не видите второго смысла, то и палач вправе не видеть Вашего смысла. "Казнить" - скажет он. Очевидно, что необходим знак препинания. Если нет, то начнут расти арбузные и хлебные деревья, появятся плотоядные животные, полтора землекопа, Иван Грозный будет воевать с Наполеоном и т. д. Автор не видел корявых смыслов "дом на гОре, дом в недостроенной крыше", поэтому и не ставил ни точек, ни запятых, тем самым позволяя читателям понимать текст как им угодно. "Дом в недостроенной крыше" на гОре людям могут построить, например, различные жуки - черный усач, долгоносик, сверлильщик, древогрыз и т. д. При продолжении дискуссии я буду называть новые имена)) С уважением, И.А.Шевченко 14.11.2012 17:21 Заявить о нарушении
ну хорошо, но в месяц на небе не было Ё. вы его придумали сами.
как тут автору быть? отсутствие двух точек никаким знаком препинания не обозначить. может, предположить, что читатель готов поверить автору и прочесть то, что он написал? а не те версии, которые можно измыслить, перебирая варианты? я -- за благожелательного читателя. у которого нет короедов в голове :))) Эстеррр 14.11.2012 22:30 Заявить о нарушении
Эстеррр!
При наличии запятой было бы понятно, что автор "видит" опасные смысловые пласты, но слабость произведения только становилась бы совсем очевидной. Дом на горе. В недостроенной крыше парочка облаков Во-первых, автор признал бы наличие рифов изначального строя стиха, но, во-вторых, и в главных, проявился бы отрицательный вектор, построенный на слове "гОре" как в "стрекозе и муравье". Ах, вы пели - это дело! Но вот скоро подует холодный ветер, и парочка с недостроенной крышей хлебнет гОря. И вот уже здесь будет играть другая омонимия - "крыша (т.е. голова) у парочки еще недостроена", рано им еще женихаться. Так что слабость стиха носит что называется системный характер. Я не вижу здесь никакой зацепки ни для того, чтобы отнести стих к жанру хайку, ни тем более для того, чтобы дать ему призовое место. Надеюсь моя позиция Вам понятна. Незавидная участь постигла бы этот стих на моем конкурсе, на него я бы просто не обратил внимания. Отдельным постом отвечу на второе замечание. С уважением, И.А.Шевченко 14.11.2012 23:56 Заявить о нарушении
да, все понятно. не могу сказать что я однозначно согласна, но ваша логика теперь, после спокойного объяснения, вполне прослеживается :) уже теплее :)
Эстеррр 15.11.2012 00:37 Заявить о нарушении
Эстеррр!
Я за мыслящего читателя, который совершает определенную работу вместе с автором. Итак, еще раз о Месяц на небе. Одному быть так просто Здесь автор увидел риф "месяц на небе одному быть", т. е. летать месяц на околоземной орбите, и поставил точку. Но выяснилось, что опять вся постройка шатается, так как первая строчка нехайковская - месяц ясный итак на небе. Значит, подразумевается что-то другое. Если месяц - по времени, то герой наш космонавт, первый тайваньский. Боялся он лететь, боялся, а вышел на орбиту, страх и пропал. Оказывается одному - так просто. Другой вариант обыгрывание буквы е/ё - это типовой сенрюшный прием. А по построению понятно, из-за "месяц на небе", что перед нами не хайку, а игра в слова. Хороший пример на эту тему (нёбо/небо) автора pol_doma я привел. Перед нами обратный пример. Я просто пользуюсь арсеналом сенрюшных средств, которые уже давно открыты авторами. Как известно, написание буквы ё факультативно, то есть необязательно. Таким образом часто можно подразумевать в тексте вместо буквы "е" букву "ё". Безусловной предпосылкой к этому является сенрюшный характер текста, как в данном случае - "месяц на небе". Понятно, что ни к какому виду хайку это творение я отнести не могу, лишь - к сенрю. Одно из основных свойств хайку - картинность и лаконизм. Или мы должны признать, что здесь лишнее слово "на небе" и тогда это не хайку по определению, либо признать, что речь идет о космонавте с сенрюшными "нёбами". Надеюсь, что моя позиция и в этом случае Вам понятна. С уважением, И.А.Шевченко 15.11.2012 00:37 Заявить о нарушении
все понятно, но есть возражение.
мне кажется, это неверная посылка: "что не хайку, то сэнрю". все-таки сэнрю имеет свои рамки, причем чаще всего принято считать, что это ирония, юмор, стеб, в общем, что-то приземленное. хайку и сэнрю - вовсе не два равноценных полюса, поэтому если вы не видите в стихе хайку, то немедленно применять к нему сэнрюшную логику - это, мне кажется, не очень правильно. а всё ваше "нёбо" растет именно из садика сэнрю :) "месяц на небе" - действительно не совсем хайку, поэтому, собственно, стих и попал не в категорию традиционных хайку. и да, в первой строчке присутствует некоторая избыточность, оправдать ее можно, наверное, тем, что автор имел в виду чистое небо, посреди которого - месяц. но это не сэнрю. будь я строгим критиком, я бы сказала, что это философский верлибр :) Эстеррр 15.11.2012 10:12 Заявить о нарушении
Эстерррр!
Посылка эта (если не хайку, то сенрю) исключительно Ваша. Я различаю очень много жанров трехстиший, и написал не одну статью на эту тему. Если говорить о крупных градациях, то 1. хайку, 2. японские трехстишия, основанные на эстетических яп. категориях, 3. сенрю, 4. просто трехстишия. Из-за нарушения лаконизма в первой строчке ни к 1, ни ко 2-му типу отнести трехстишие невозможно. Отнесение к сенрю основано на очевидных для мыслящего читателя прочтениях: о космосе, о нёбе, о супружеской жизни и т. д. Если не думать над ним, то можно просто отнести его к трехстишиям и забыть. Неверно делать выводы из того, что имел в виду автор. Во-первых, мы никогда правду об этом не узнаем. Во-вторых, истина, как известно, не на языке говорящего, а в ухе слышащего. Можно сказать с благими намерениями: "И мать твою никогда не забуду" или "Берегите природу мать вашу". Но как это прочтут? Верлибр здесь вообще ни причем. Трехстишие посылалось на конкурс хайку и заняло в каком-то разряде хайку призовое, насколько я понимаю, место. Значит и смотреть на него я буду с точки зрения хайку. Лаконизм - самый общий закон жанра хайку классического, выпендрежного, нео-, ново- и т. п. Нарушил общий закон, иди в обычные трехстишия или в сенрю. Был бы конкурс верлибра, то оценивать будут с точки зрения верлибра. Замечу, что сенрю, на мой взгляд, очень сложный жанр. Отнесение стиха к этому жанру часто весьма почетно, так как сенрю бывают многослойные, на грани хайку. Так что я иногда был вынужден вводить термин хайку-сенрю или сенрю-хайку. Но к этому стиху сей пиетет не подходит: "месяц на небе" - говорит о космонавте! И это первое или второе, что придет в голову мыслящему по-хайковски. Где-то потом, если, конечно, думать, а не охать, придет мысль и о нёбе. Надеюсь, моя позиция понятна. С уважением, И.А.Шевченко 16.11.2012 00:11 Заявить о нарушении
Эстеррр!
Спасибо за вопросы. Я не ожидал, что так много в моем анализе будет непонятно. Поэтому хочу написать отдельную статью о е-омомнимии. Не будете ли Вы против того, что я сошлюсь в начале статьи на нашу дискуссию? Еще раз спасибо за предельно тактичное ведение дискуссии. Этому мне нужно у Вас учиться и учиться)) С уважением, И.А.Шевченко 17.11.2012 00:38 Заявить о нарушении
ссылайтесь, не возражаю. только хотелось бы, чтобы вы обозначили, ссылаясь на дискуссию, что мы с вами так и разошлись в несогласии :)
я поняла вашу позицию, но осталась на своей :) Эстеррр 17.11.2012 01:17 Заявить о нарушении
Эстеррр!
Я напишу, опубликую, если Вас что-то не устроит с упоминанием Вашего имени - удалю или исправлю. Моя цель - не выяснить кто прав, кто виноват, а изложить свой взгляд на большую проблему. Почитаете - увидите)) С уважением, И.А.Шевченко 17.11.2012 03:22 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |