Рецензия на «Мой город» (Чен Ким)

Стих неплохой, но с точки зрения музыкальной теории безграмотный. Высота звука ни коим образом не зависит от тональности и никак к ней не привязана.

Юрченко Павел   05.09.2013 13:38     Заявить о нарушении
Тональность `Малый академический словарь`
-и, ж.
1. муз.
Высота звуков лада, определяемая положением главного тона на той или иной ступени звукоряда.
[Модуляция] есть переход одной тональности в другую. А. Серов, Русская народная песня как предмет науки.
2. муз.
Регистр голоса (обычно певческого).
Романсы издавались Беляевым в двух тональностях — для высокого и низкого голоса. Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни.

Чен Ким   05.09.2013 13:48   Заявить о нарушении
Здесь приведено достаточно узкое определение. Видимо, потому, что это - не музыкальный энциклопедический словарь, а общий. Дело в том, что одна и та же тональность может быть представлена на разных уровнях звучания. Возьмём, к примеру, фортепиано и тональность до-мажор. Так вот. В данном случае тоникой (началом гаммы) является нота "до". Эта нота может быть представлена как минимум в шести октавах: контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава и третья октава. И, скажем, соответствующие ступени тональности "до-мажор" с тоникой в первой октаве будет по звучанию ниже ступеней тональности "соль-мажор" с тоникой в первой октаве, но выше ступеней тональности "соль-мажор" с тоникой в малой октаве. Тональность к ступеням не привязана, она повторяется с интервалом в 7 ступеней. Но это я примитивно объясняю: на самом деле всё несколько сложнее. В музыке существуют не только семиступенчатые лады, правда, сейчас они почти не используются.

Хотя, наверное, в чём-то Вы правы. На бытовом уровне такое употребление термина "тональность" вполне "покатит".

Юрченко Павел   05.09.2013 14:08   Заявить о нарушении
Ну вот и слава богу.
Я ж не "виртуоз Москвы", так что, действительно, бытовой уровень меня вполне устроит:)

Чен Ким   05.09.2013 14:10   Заявить о нарушении
Безусловно, неискушённый обыватель, читая это, не заметит никаких странностей. Но, вообще говоря, выражение "тональностью повыше" в себе самом содержит абсурд, как и высказывание автора Галкина про поломанные затворы.

И, кстати, я прочёл два приведённых Вами определения. Так вот. Могу авторитетно заявить, что они оба - безграмотны! Дайте, пожалуйста, ссылочку на эту "энциклопедию", интересно взглянуть на авторов.

Более того, второе приведённое значение автор ещё и "подпирает" ссылкой на цитату Римского-Корсакова! Так вот. Регистр певческого голоса тональностью не называется. Римский-Корсаков имел в виду здесь совсем другое. Здесь у него слово "тональность" фигурирует как раз в том же самом первом значении, которое тоже описано криво. Просто, когда произведение пишется для одного исполнителя, а затем его исполняет другой, с другим регистром голоса (скажем, написано было для мужчины, а исполнять будет женщина), его, так сказать, "дословно" переводят в другую тональность, скажем, на два тона выше. Ибо если, скажем, женщина будет петь романс, написанный для мужского голоса, в той же тональности, но на октаву (то есть, на шесть тонов) выше, то для неё это может оказаться слишком высоко! А петь в той же октаве, что и мужчина - слишком низко! Поэтому произведение переводят в другую тональность. Этот процесс называется транспонированием. Либо переход в другую тональность может быть заложен уже в самом произведении при его написании, что называется, как и указано в первом значении, модуляцией. Наглядный пример - песня Игоря Николаева и Наташи Королёвой "Дельфин и Русалка". Первый куплет поёт Игорь, второй Наташа, и во втором куплете, когда начинает петь Наташа, мелодия переходит в другую тональность. А, когда снова начинает петь Игорь, мелодия возвращается в первоначальную тональность. Послушайте, обратите внимание: http://zvukoffka.net/mp3/26114/ Там модуляция достаточно красиво сделана.

Всякие "учоныя" пишут подобные "энциклопедии", а Вы на них ссылаетесь... Кстати, в Википедии, хоть это и свободная энциклопедия, про тональность гораздо более грамотная статья написана. Будет интересно узнать подробнее и понять смысл этого термина - гляньте при случае.

Я вот, кстати, всегда опасаюсь применять в своих публикациях термины из незнакомых предметных областей, дабы не попасть впросак.

Юрченко Павел   05.09.2013 20:09   Заявить о нарушении
Немного оговорился, прошу прощения. Я написал: "И, кстати, я прочёл два приведённых Вами определения." А хотел сказать: "И, кстати, я более внимательно прочёл два приведённых Вами определения." Просто я глубоко не вдумывался в смысл написанного: надо было ехать с женой в магазин, она меня подгоняла. Не подумайте, что я общаюсь с оппонентами, не читая их ответов.

Юрченко Павел   05.09.2013 20:12   Заявить о нарушении
Сейчас ради интереса забил словосочетание "высокая тональность" в Яндекс, такое понятие действительно есть! ...Но в изобразительном искусстве. Нету в музыке понятий высокая и низкая тональность. Не-ту! И, думаю, никогда не было. Здесь было бы уместно и грамотно написать тоном повыше, а не тональностью повыше. Тон и полутон - это как раз понятия, которыми в музыке измеряется разность в высоте звуков. Это не абсолютная единица измерения, это, так сказать, разность, дискрет. Полутон - принятый в музыке минимальный дискрет в высоте звуков (в случае с фортепиано, это - расстояние между двумя соседними клавишами). Два полутона образуют тон. Поэтому понятие "тоном повыше", думаю, здесь вполне применимо.

Но это так, теоретические выкладки. Воспоминания из курса музыкальной школы. Наносит подобная неточность Вашей поэзии какой-либо урон или нет, безусловно, решать только Вам!

Юрченко Павел   05.09.2013 20:52   Заявить о нарушении
Юрий, я не собираюсь ввязываться в глупую полемику.
Извините.
Идите на сайт музыкантов.
Там вам все объяснят.

Чен Ким   05.09.2013 20:59   Заявить о нарушении
Вопросов нет. Мне, честно говоря, непонятно, что Вы в моих рассуждениях нашли глупого, но всё равно извините, если чем не угодил.

P.S. Правда, я не Юрий, а Павел: и по паспорту, и в миру.

Юрченко Павел   05.09.2013 21:08   Заявить о нарушении
Извините еще раз.
За Юрия.

Чен Ким   05.09.2013 21:11   Заявить о нарушении
Принято.

Юрченко Павел   05.09.2013 21:12   Заявить о нарушении
Да не обращай внимания.
Я так понял, Павел стихов не пишет. А в основном пользует стихиру как социальный сайт.

Чен Ким   09.09.2013 10:18   Заявить о нарушении
Во избежание неверной трактовки моих слов другими авторами и, как следствие, постановки Вас в неловкое положение я свою адресованную Шрайбикусу рецензию удалил.

Юрченко Павел   11.09.2013 20:54   Заявить о нарушении
Спасибо, Павел.
Вы простите меня за резкость.
Простите.

Чен Ким   11.09.2013 21:00   Заявить о нарушении
Да ничего. Я и сам был не прав.

Юрченко Павел   11.09.2013 21:23   Заявить о нарушении
И посты этого непонятного создателя поэтических переводов, льющего грязь и насаждающего провокации под чужими рецензиями, убрали-таки. Значит, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что основополагающие принципы построения любого цивилизованного общества в виде честности и высокой культуры общения между людьми восторжествовали. Чему лично я несказанно рад!

Юрченко Павел   23.01.2014 19:45   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Чен Ким
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юрченко Павел
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.09.2013