Рецензия на «Буревестник» (Саблезубая Кошка)
Для очаровательной победительницы марафона "Между каплями") Признаться, писать стихотворение про буревестника и "жаждет бури" на сайте, где большинство изучало литературу по советским учебникам , - смелый шаг. Аллюзии здесь лежат "рубашкой вниз" и выпирают, как опара из кадушки. И Лермонтов, и Горький, и даже Бах сейчас лукаво улыбнулись. Тема смысла жизни, выбора между яркой вспышкой и тягомотным тлением не нова в поэзии. И выбери автор в качестве инструментов для ее раскрытия сплошь новаторские тропы и образы - не получилось бы такого интересного попадания в тематическое , пардон за птичий термин, гнездо. Кажется, поэт сознательно останавливает свой выбор на видавших виды "безумстве" и "реять", но в результате , герой стихотворения уже нисколько не похож на своих литературных предшественников. Орнитологи, конечно, могут поведать об особенностях вертикального взлета некоторых пернатых и о весьма прозаических причинах бесстрашного поведения буревестников во время бури. Но, поскольку в произведении Марии Костюченко нет буревестника как такового, а есть лирический герой, "дразнящий волны", стоит говорить именно о нем. Интересно, что Он может быть мужчиной в "кризисе среднего возраста", стариком, разглядывающим фотоальбом, совсем еще молодой женщиной и даже подростком. Лирический герой обывательски зашорен, законсервирован, стиснут рамками быта и псевдоприличий, но он не утратил стремления к счастью, известности, славе. Судьба выдает герою счастливые полчаса иного мироощущения, кардинально нового отношения к себе, другой Правды. И тогда Буря становится символом жизни, а сонное хмурое солнце символизирует затхлое мещанское существование ("гнездо в каменьях, птенцы, рыбешки "). Интересно, что большая часть стихотворения пронизана динамическим порывом , а после слова "штиль" наступает замедление и торможение. Лирический герой и не герой вовсе: полчаса счастья - и снова изнурительное для души осознание своей обычности. Короткий полет и долгий финиш. Автор отказался от узорчатой метафористики - повествование максимально доступно и даже наполнено стилистически сниженными лексическими компонентами ("варясь в своих заботах", "бешено орать ", "вот-вот дождется", "покуда"). Из немногочисленных изобразительно-выразительных средств, использованных поэтом ,отметим ряды однородных членов ("гром и волны", "бешено орать в каком-то сказочном безумстве, и реять, и волны коснуться", "важным и заметным", "счастлив и могуч"), эпитет ("унылые дни"), оксюморон ("сказочное безумство") и риторический вопрос в финале. Именно эта особенность композиции ( восклицание в начале и вопрос , не требующий ответа, в конце) делает размышление о смысле существования обязательным и каким-то особенно горьким. Пикничок На Обочине 14.10.2013 00:50 Заявить о нарушении
Оооо... Аааа... И это все я? :)
Не, ну так не честно, я думала, вы разругаете в пух и прах, а тут прям хоть в школьный учебник вставляй. Спасибо вам, Пикничок, почувствовала себя примерно как тот буревестник. Саблезубая Кошка 14.10.2013 10:36 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |