Рецензия на «Буревестник» (Саблезубая Кошка)

Для очаровательной победительницы марафона "Между каплями")

Признаться, писать стихотворение про буревестника и "жаждет бури" на сайте, где большинство изучало литературу по советским учебникам , - смелый шаг.  Аллюзии  здесь лежат "рубашкой вниз" и выпирают, как опара из кадушки. И Лермонтов, и Горький, и даже Бах  сейчас лукаво улыбнулись.

             Тема смысла жизни, выбора между яркой вспышкой и тягомотным тлением не нова в поэзии. И выбери автор в качестве инструментов для ее раскрытия сплошь новаторские тропы и образы - не получилось бы такого интересного попадания в тематическое , пардон за птичий термин, гнездо. Кажется, поэт сознательно останавливает свой выбор на видавших виды "безумстве" и "реять", но в результате , герой стихотворения уже нисколько не похож на своих литературных предшественников.

              Орнитологи, конечно, могут поведать об особенностях вертикального взлета некоторых пернатых и о весьма прозаических причинах бесстрашного поведения буревестников во время бури.

              Но, поскольку в произведении Марии Костюченко нет буревестника как такового, а есть лирический герой, "дразнящий волны", стоит говорить  именно о нем.

              Интересно, что Он может быть мужчиной в "кризисе среднего возраста", стариком, разглядывающим фотоальбом, совсем еще молодой женщиной и даже подростком.

                   Лирический герой обывательски  зашорен, законсервирован, стиснут рамками быта и псевдоприличий,  но  он не утратил стремления  к счастью, известности, славе.  Судьба выдает герою счастливые полчаса иного мироощущения, кардинально нового отношения к себе,  другой Правды.  И  тогда  Буря становится символом жизни, а сонное хмурое солнце символизирует затхлое мещанское существование ("гнездо в каменьях, птенцы, рыбешки ").  Интересно, что большая часть стихотворения пронизана динамическим порывом , а после слова "штиль" наступает замедление и торможение. Лирический герой и не герой вовсе: полчаса счастья - и снова изнурительное для души осознание своей обычности. Короткий полет и долгий финиш.

              Автор отказался от узорчатой метафористики - повествование  максимально доступно и даже наполнено стилистически сниженными лексическими компонентами ("варясь в своих заботах", "бешено орать ", "вот-вот дождется", "покуда").

             Из немногочисленных изобразительно-выразительных средств, использованных поэтом ,отметим ряды однородных членов ("гром и волны", "бешено орать в каком-то сказочном безумстве, и реять, и волны коснуться", "важным и заметным", "счастлив и могуч"),  эпитет ("унылые дни"), оксюморон ("сказочное безумство") и риторический вопрос в финале.

            Именно эта особенность композиции ( восклицание в начале и вопрос , не требующий ответа, в конце) делает размышление о смысле существования    обязательным и  каким-то особенно горьким.
               

Пикничок На Обочине   14.10.2013 00:50     Заявить о нарушении
Оооо... Аааа... И это все я? :)
Не, ну так не честно, я думала, вы разругаете в пух и прах, а тут прям хоть в школьный учебник вставляй.

Спасибо вам, Пикничок, почувствовала себя примерно как тот буревестник.

Саблезубая Кошка   14.10.2013 10:36   Заявить о нарушении
орнитологи, говорите?
ню-ню...

Злой Библиотекарь   14.10.2013 20:35   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Саблезубая Кошка
Перейти к списку рецензий, написанных автором Пикничок На Обочине
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.10.2013