Рецензия на «Читательские обзоры. Март-2014» (Большой Литературный Клуб)
В этом маленьком обзоре я сделаю попытку разобраться с своих ощущениях по поводу того или иного стиха, т.е. он, обзор, будет исключительно чувственным читательским обзором : сплошное любительство(от слова [по]любить), никакого профессионализма. ---------------------------------------------------------------------------- EIRONEIA "Pavasaris" http://stihi.ru/2010/03/10/1972 передают по всем радиоточкам: земля земля я капелька росы по папоротникам по позвоночникам акупунктура музыки и зыбь так ящерка щекотным корнишоном среди умытых камешков скользит как животом легко и отрешенно всевидящая лапочка узи вот солнце вдоль велосипедной спицы бежит бежит сверкая и долой еще в засаде дерево томится уже любовь как танк идет тобой "Pavasaris" - "весна" по-литовски, то бишь, автор уже названием говорит мне, что здесь русская речь вполне может быть с некоторым прибалтийским акцентом : какие-то удлинённые гласные, какие-то "нерусские ударения"... Ну так практически сразу же и натыкаюсь : по папоротникАм по позвоночникАм - это так "в Литве роса на землю стекает", - "кам-кам, кам-кам..." Затем "эту зыбь" продолжает всевидящая лапочка УЗИ(ультразвукового исследов.), шарит по чьему-то беременному животу, ну да, - ящерка по камешкам "щекотным корнишоном" : "шух-шух, шух-шух..." ***И на первый взгляд может показаться, что это(второе) четверостишье является "несколько проходным" по отношению к первому и третьему, но это нисколько не так : оно содержит в себе точное, языковое понимание фразы "уже любовь как танк идет тобой". Поясняю : оба образа, - и "ящерка щекотным корнишоном среди умытых камешков скользит", и "животом легко и отрешенно [скользит]всевидящая лапочка узи" означает перемещение чего-то очень интимного(внутреннего, своего) по внешнему, и - по моему личному опыту прочтения - только после того, как проникнешься сутью этих "тонких перемещений по внешнему" можно понять то, что заключает в себе фраза "уже любовь как танк идет тобой".*** А дальше оказывается-то, что - такое дело - это мной ведь вся эта весенняя местность беременна, и вот уже и очередные роды меня в очередную(господя, какую уже по счёту-то...)весну : "уже любовь как танк идет тобой". Замечательный, нетривиальный звук создаёт, делает это стихотворение. ---------------------------------------------------------------------------- АННА ЛИПШТЕЙН "Ступени" http://stihi.ru/2013/11/09/1631 Сказать "люблю" — что прыгнуть со скалы и ожидать не смерти, а паренья — возможно, шансы есть, хотя малы они со всех возможных точек зренья. И сердце — примитивный механизм, готово разорваться — "либо-либо", но всё равно утягивает вниз, поскольку участь чувственного — гибель. Смолчать "люблю" — что пить болиголов и жить в галлюцинациях безумья, от страха веря в разности углов, но вожделеть саму возможность суммы. На роршаховских картах отмечать тот-самый-профиль в каждой третьей кляксе, и выжимать из муки благодать в строку пустой поэзии прекрасной. Понять "люблю" — что не сорвать цветок на многоцветном чистом разнополье, чтоб он раскрыться и увянуть мог предназначеньем по господней воле. Да, мотыльки — инстинктом — к фонарю ударами пространственных просодий, и потому я с радостью смотрю во тьму, где ничего не происходит. - ох-ох-ох, как оно сладостно и страшно-то - в первый раз подумать, а затем произнести, внутри себя и вовне, - "люблю..." (? - !? - !!) А затем потерять её,первую любовь : всё ! жизнь закончилась, я погибаю... "Смолчать люблю" - это воскресение из первой гибели. Да и из последующих тоже. Это сублимация любви, если в грамматических категориях это - её страдательный залог. Основа Искусства, "строка пустой поэзии прекрасной". Любовь - и возвышенная,чувственная и плотская - порой принимает(и дальше будет принимать) формы неожиданные, не укладывающиеся в принятое, в привычное, в ставшее нормой. Её "извращённые формы" вызывают табу и запреты, табу и запреты провоцируют "новые извращения". Молва может убить, довести до сумасшествия кого угодно, может спровоцировать пустую ревность, "разбить зеркало", внести раскол, начать войну. Очень страшно и опасно оно, пространство любви. Много тьмы там, но всё же "я с радостью смотрю во тьму, где ничего не происходит". Да, вот такая "дорога без конца": http://www.youtube.com/watch?v=HaPKNoFDM1k ---------------------------------------------------------------------------- СЕРГЕЙ БОГОМОЛОВ "Даль" http://www.stihi.ru/2012/06/10/8079 судьба у него такая со взглядом поверх и вдаль, поэтому не играет, сгорает на сцене даль. жалеет меня и лира, ведёт посидеть на луг, где нет ни войны, ни мира, а есть погруженье в звук его перелётной речи, в подвижный его кадык. и крыть это будет нечем, и я, вслед за ним, на миг замру от любви и скорби по всем на земле шутам, по их королям и лордам, по ним, по себе, по нам. - даль, возникшая между парой "актёр О.Даль - зритель С.Богомолов", это такое под-состояние(substation), которое жалеет меня и лира, ведёт посидеть на луг, где нет ни войны, ни мира, а есть погруженье в звук его перелётной речи, в подвижный его кадык и которое, рано или поздно, м.б. во время "спектакля", но скорее всего, когда-то после него, приводит к состоянию(station), где я замру от любви и скорби по всем на земле шутам, по их королям и лордам, по ним, по себе, по нам. ---------------------------------------------------------------------------- ***чуть позже здесь появится "симметричный ответ" :-))) - обзор пары-тройки стишковцов из отборочного тура, не вошедших в лонг-л. этого месяца, но которые мне по нра(ву). Сейчас не могу, роботу роботать нада. Ато ведь уволют. И будут правы :-)))*** Итак, из не попавших во мне отметились: ---------------------------------------------------------------------------- ВАДИМ ЛИАНДРЕС "Русалочное" http://www.stihi.ru/2013/02/12/6297 Он по ночам заходит в море, с волной качаясь в унисон. Не будет грех водой замолен, так хоть с собою унесен. В руках трезубец посейдоний, в ногах предательская дрожь. Он помнит теплые ладони. Он знает - больше не спасешь, ведь над водой всего лишь пена, а все, что важно - под водой. Ты превращаешь постепенно петлю и камень в поводок, но по утрам вода вскипает, в ней пузырятся облака, и суша, верная, скупая, не отдает его пока. Тебе по праздникам на берег. Ему - к воде по выходным. Ты знаешь, он же просто верит - не быть с иным, не став иным. Дежурный врач нальет немного, всего сто грамм - день был не прост: то ампутируй парню ноги, то отсекай девчонке хвост. - просто-таки невольно вспоминаешь легенды о том, "откуда берутся русалки", о несовпадении с миром, о непонимании. Трудно мне это хоть каким-то боком комментировать : боюсь задеть автора(ни о каком ЛГ я здесь даже и думать не могу). Лучше отмечусь парафразой : Терпеть весь мир, такой большой, внутри себя, такого маленького, сложно, и потому исходишь часто дрожью от этого неравенства. Иприт из главного газгольдера ползёт тебе в гортань (ты отвернулся как бы, а в самом деле - намечаешь жабры и закрываешь рот). ---------------------------------------------------------------------------- НОТТА БЕНЕ "лирическое отступление лирической героини в результате которого победитель терпит сокрушительное поражение" http://www.stihi.ru/2014/02/22/4435 Не потеряв лица, Я голову теряю, И ухожу в отказ, И нахожу терпенье Блаженно созерцать, Как яблоки роняют В тугой подол реки Усталые деревья. И пасечник - закат Проникнется ко мне И доброю рукой нальёт В ладони мёду. Я стану пить обрат Густых молочных дней, Дорогу выбирать К бессонному восходу. Судьбу благодаря, В нечёсанной траве Я обрету свою бедовую под утро. И заведу царя в найдённой голове. Пусть было всё не зря, И кончилось как будто. - здесь все образы - и "усталые деревья, роняющие яблоки в подол реки", и "пасечник-закат, наливающий мне в ладони мёду", и "обрат густых молочных дней" - все они не просто так, все работают на то, чтобы "в найдённой голове завёлся царь" (очень мне по душе в данном контексте эти два значения глагола "завести" : и а)обзавестись, и б) завести какой-то механизм - часовой(?), игрушечный(?)...). Об основах формирования человеческой Личности этот стиш. И об основах творчества тоже. ---------------------------------------------------------------------------- ***м.б. и ещё что-то появится :-)*** Сергей Богомолов 30.03.2014 07:39 Заявить о нарушении
Судя по нарастающему оживлению на "Читательских обзорах", Эдмар выступил в роли античного героя - "расшевелил" сообщество номинаторов)...До уровня трикстера он, конечно, не дотянул, немного "пережал" с ответственностью. Когда к первой рецензии стали прибавляться похожие по формату, то возникло ощущение медленно ползущего и слегка погромыхивающего состава, на каждом вагоне которого было написано - "Устрицы"...У Вас, Сергей, совсем иная позиция - позиция любителя, как Вы её сами определили. Вместо лязга вагонов - шуршание лёгкой тележки для приятного шоппинга)...Встреча читателя с текстом - это всегда встреча контекстов, а посему видение одного любителя) запросто входит в противоречие с представлениями другого любителя)...Скажу только о первом стихе. "...ящерка щекотным корнишоном" - вот у меня скорее здесь гастрономические ощущения, ибо с корнишоном знакомы прежде всего мои рецепторы ротовой полости), поэтому Ваше "шух-шух", связанное с ящеркой, приятных эмоций не вызывает - картинку вижу, бессознательное говорит о другом)..."...в засаде дерево томится" - а почему здесь про весну именно? До этого солнце играло на спицах велосипеда и, следовательно, героиня мчится на встречу с этим самым томящимся в засаде деревом, ибо она(героиня) в танке своей любви)) и ничего не замечает...И, как результат, литовская весна приобретает весьма юмористическое звучание)...Я бы обозначил стиль данного стиха как интонированное "покашливание" - и это можно услышать, и то, и невесть что третье...
Михаил Фокс 28.03.2014 23:48 Заявить о нарушении
да какая там тележка, Михаил, - вьюн, прилепившийся к тополю.
А позицию обозначайте, обозначайте, конечно же, - я люблю эти наши картонные мечи и их любительские турниры ;-). Сергей Богомолов 29.03.2014 00:02 Заявить о нарушении
Сергей, перенес в отдельную публикацию - http://www.stihi.ru/2014/03/29/7702
Будете добавлять, просигнальте) АФ Большой Литературный Клуб 29.03.2014 17:43 Заявить о нарушении
Андрей, я понял, спасибо,
буду продолжать здесь, просто потому, что здесь я могу то-сё править в теле рецензии. Хотя бы те же опечатки и прочую грамматику ;-). Сергей Богомолов 30.03.2014 06:06 Заявить о нарушении
Андрей, я там в "про Павасарис" большой абзац добавил, он выделен "АйТишным
ИМХОм" - тремя звёздочками в начале и в конце. Поэтому было бы совсем неплохо его добавить тоже. Спасибо. Сергей Богомолов 30.03.2014 19:04 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |