Рецензия на «Читательские обзоры. Апрель-2014» (Большой Литературный Клуб)

Провинциальные заметки или есть ли жизнь за лонгом.

Распогодилось. Вербная неделя с её ветрами окончательно разметала остатки зимней хмари, позволив снова с интересом всмотреться в звёздное небо в неистребимой надежде на халявные чудеса. Апрель 61 года превратил звёзды из несбыточной мечты в цель. Далёкую, но реальную. Апрель 2014 позволил увидеть ещё несколько новых на стихирском небосклоне, в галактике БЛК. И вот проявилась одна звёздочка, другая, третья... лучше, конечно, пять звёзд ( а было и восемь! ), но ГР волей регламента ограничил количество новых открытий. Однако чудеса случаются и случаются регулярно. Пасхальная неделя в плане чудес время особое. Вот и в апрельский лонг из отборочного тура для нерезидентов впервые попало пять авторов.
Надо сказать, в этом туре на редкость много мифологических историй (и созданий). Один из таких мифов, где дольше всего живёт улыбка и подарила нам Лю Пикалова http://www.stihi.ru/2013/11/20/760
Её Чеширский кот персонаж не столько даже мифологии, сколько кошачьей демонологии, существо порой дикое, порой неукротимое, также, как и память, дрессуре не поддающееся, но оставляющее свои метки в человечьем существовании в виде царапинок - на сердце ли, на ножке кровати... а растворяться он начинает с хвоста, когда ты забываешь сколько класть сахара в чашку твоего мужчины и какая из них его любимая.Но пока ты помнишь его улыбку - этот мужчина твой.
По моему нескромному мнению, эта работа - одна из тех находок, которые случаются на отборочных для нерезидентов. Так было с Дваждыдва - "Когда бы не стихи", так было с Лёшей Исхаковым в декабре 2013г. Наверно, появление таких вот авторов и оправдывает существование отдельного отборочного тура. Бывают исключения - в этом туре в том числе - когда автор попадает в лонг через номинацию ГР, получив свои "неты" на отборочных( гранмерси Владу Сергееву за номинацию). И наоборот - Наталье Эткеевой одни редакторы дружно сказали "да", другие же не менее дружно - "нет", не допустив даже до анучек, "на поговорить".
Мифологический слой проглядывает и в ещё одной работе, попавшей в лонг от новичков - у Натальи Крофтс http://www.stihi.ru/2012/04/19/3826
Он в столкновении двух стихий, огня и воды, символами которых являются дракон и потоп.Здесь и сейчас победила вода - стихия пассивная, но беспощадная. Сама же описываемая ситуация - эвакуация живущих из зоны ЧС при затоплении знакома жителям России и придунайских стран непонаслышке и довольно точно описана автором. Хаос, отсутствие порядка и осмысленных действий как со стороны спасателей, так и со стороны спасаемых привычны и удивления уже не вызывают. И средства отображения этого хаоса автор выбрал соответствующие ситуации. Да, нелогично. Да, путано и невпопад. Драконочка стоит одна на пристани у пирса и в то же время её погнали на ковчег. Добравшиеся до палубы птицы, люди и прочие милуются, несмотря на потоп. Но повторюсь, какова ситуация - таковы и средства её отображения- здесь, в своей нелогичности, полностью оправданные, на мой взгляд. Спорным мне видится упоминание в хаотическом контексте орды -высокоорганизованного воинского способа существования, не уступающего римскому легиону в плане организации.
А финал хорош. Дракон как властелин неба, привыкший быть в центре внимания, вдруг властелином быть перестал. Как так, он зовёт, а его не слышат! Ему не подчиняются! Он потерял не столько подругу,сколько своё место в иерархии мира и именно эту беспомощность автору удалось выразить наилучшим образом.
Мифология и мифосущности представлены, кроме того, и Кощеем у Алекса Трудлера, и Батькой - Водяным у автора Наталья Казанцева 2, и Летучим Голландцем у Василия Купрейчика, и Жанной д'Арк у Таниты Раш, и неразменной монетой у Хазрата, и, в какой-то мере, степью в гумилёвском её понимании у Лёши Исхакова и Анны - Марии Ситниковой. Можно ли отнести к мифологии историю Камы, представленную нам автором Буквая? Скорее всего, да. Никто из перечисленых здесь авторов в лонг не попал. Есть ли у этих произведений какие-либо достоинства, которые не дадут им раствориться в небытии? Разумеется, есть. Пусть даже это мастерское, изощрённое владение сбоями ритма и демонстративное игнорирование рифмического благозвучия в сказке про Батьку - Водяного. http://www.stihi.ru/2014/04/03/4236
Думаю, войдёт в анналы БЛК и фраза " И кастинг был среди фиалок, новопреставленных утопленниц своих".
Несколько иные достоинства у стихотворения "Смерть Кащея" Алекса Трудлера http://www.stihi.ru/2014/01/05/5769
Я бы сказал, что это миф - разоблачитель; миф - опровержение бытующих о Кащее представлений как о старом, чахнущем над золотишком существе. Здесь Кощей предстает перед нами хоть и немолодым, но деятельным мужчиной, непоседливым, пускающимся в авантюры, умеющим уговаривать молоденьких девиц, хотя бы даже и царского просхождения. Ему некогда пересчитывать наличность, попутно зарабатывая ревматизм/геморрой. Он весь в трудах, боях и походах и богатства ничто по сравнению с семейным счастьем - а по сути, с необходимостью быть единственно нужным для избранницы. И именно кощеевский романтизм выделяет данную работу из груды штампов.

Борис Исхаков   26.04.2014 16:10     Заявить о нарушении
Продолжу.
Мифов о Жанне д'Арк если и меньше, чем о короле Артуре, то ненамного. Тема эта весьма любима европейцами, в особенности французами. Чаще всего в подобных мифах Жанна не простушка из Домреми, а внебрачная дочь герцога как минимум. А то и короля. Чем же выделяется на их фоне работа Таниты Раш? http://www.stihi.ru/2014/03/27/4512
На мой просвещённый взгляд тем, что главный герой в нём костёр, а не девушка. "Сладкий пепел костра", "едкий голод огня", "цепкая боль костра", "скорбная плаха костра"... Именно костёр имеет право задавать вопросы, определяющие суть мифа - где же твой конь, твоя вера, твои вассалы, твоя душа. Ответов, впрочем, нет. В этом мифе победа осталась за огнём.
Как и Танита Раш, Хазрат в центр своей мифологемы ставит неодушевлённую сущность - неразменную монету. В отличие от привычных для нас пятаков и рублей главный герой здесь - серебряный шиллинг, в котором присутствует частица "Иудиного серебра", т.е. тех ,которыми расплатились с Иудой за предательство. Если легенд о самих монетах и их похождениях тоже достаточно, то мифов о происхождении таких монет мне до этого произведения не встречалось. В этот же миф оказались вплетены и части уже существующих - о святом Граале ( по версии автора монета, помещённая в чашу, теряет свойства неразменности, жертвенность Спасителя выше тяжести предательства), а также мифы Древней Греции о Хароне и о рождении Афродиты. Вообще-то говоря, вопросов по данному стиху немало. Частью они были заданы Татьяной Комиссаровой на ЛФР, на часть из них автор дал ответ - иногда парадоксальный (почему именно шиллинг), иногда ничего по сути не объясняющий, ссылаясь на авторский произвол или легенды о Иштар.
Вот ссылка на само произведение http://www.stihi.ru/2013/03/08/8918

Борис Исхаков   26.04.2014 16:48   Заявить о нарушении
спасибо за интересный обзор.
нечасто случается такие читать.

Леонидова Кира   26.04.2014 17:17   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Кира. К собственному стыду должен заметить, что как минимум пара обзоров на ЛФР как бы и поинтереснее будет. Да и на старом БЛК попадались обзоры весьма и весьма, благо есть с чем сравнивать.

Борис Исхаков   26.04.2014 18:12   Заявить о нарушении
Хотелось бы упомянуть, раз уж пошла такая мифологическая тема, Виктора Коврижных. Многое из того, что он приносит на БЛК носит порой далеко неочевидный, но неоспоримый мифологический подтекст. И регулярно попадает в лонг именно с мифологизированными стихотворениями. Надо сказать эта его составляющая мне весьма импонирует, несмотря на приличную разницу наших гражданских позиций

Борис Исхаков   26.04.2014 18:31   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Огурцов-Задунайский.
Ваша осведомлённость и равнение на лучшие обзоры, безусловно, вызывает уважение.
Что касается мифов как таковых, то я не особая поклонница мифологизированной поэзии. Исключением для меня является Катерина Канаки. Её знание предмета помогает ей избегать излишне вольного обращения с мифами, что сплошь и рядом происходит с большей частью подобных текстов.
У Виктора Кврижных хорошие стихи. Но то, что вами воспринимается как мифологический подтекст, мной воспринимается как некое "коммунистическое христианство". Ну, ничего не могу с собой поделать) не нравится мне такой подтекст.
Кстати, в стихе Таниты Раш, вопрос, прозвучавший так: "Где же теперь твоя вера, Жанна?!", обесценил стихотворение для меня.
Ибо что было смерь на костре, если не прямое доказательство её веры.

Кира Леонидова   26.04.2014 19:28   Заявить о нарушении
Поскольку в абзаце с верой упоминается Спаситель "Его власть над чернью и королями", то вера может однозначно трактоваться как религиозная, вера в Бога. Но есть такой момент. По Писанию веры размером с крупицу достаточно для того, чтобы сдвинуть гору, усмирить голодных хищников или погасить огонь в данном случае. Если у Жанны была хоть крупица веры, но она сделала сознательный выбор в пользу мученичества - одно дело. Если же сознательного выбора не было и Жанна сгорела потому что не было этой защиты- вопрос правомерен. Судя по всему, автор склоняется ко второму варианту. Во всяком случае, Господь допустил такое развитие событий, почему вопрос и возник. Французская историография трактует это событие как решающее и поворотное в Столетней войне, англичане, скрипя зубами, пытаются обойти либо замолчать и выдвигают на первый план иные версии своего поражения.

Борис Исхаков   26.04.2014 20:15   Заявить о нарушении
По поводу "коммунистического христианства" хотел бы сказать, что это далеко не самый худший проект из созданных людьми. То же самое бревно Ильича на коммунистическом субботнике уже мифологический объект, хотя не прошло и века.

Борис Исхаков   26.04.2014 20:26   Заявить о нарушении
о, да, чернь жаждет чуда.
"Сойди с креста, если Ты Бог!"
Пусть Бог спасёт тебя из костра - это неверующая чернь.

Я, собственно, больше опираюсь на первое впечатление от прочтения, потому что далее можно трактовать как угодно, ум лукав.

Кира Леонидова   26.04.2014 20:27   Заявить о нарушении
бревно - это ещё понятно)
но когда о каком-то второстепенном поп-певце сказали - это, мол, легенда нашей отечественной сцены, я подумала, как же быстро всё становится легендой - буквально в течение жизни одного поколения.

Кира Леонидова   26.04.2014 20:39   Заявить о нарушении
Лёша Исхаков "Степь" http://www.stihi.ru/2013/08/06/7783
Степь одновременно и как пространстводля жизни, и как способ существования. Степь - это прежде всего горизонтальная коммуникация, смотрящий сверху вниз резко выделяется, видимый и очениваемый в том числе и в качестве объекта для агрессии. Поэтому позволить себе быть таким объектом могут только самые сильные, самые свирепые хищники. Таков ли ты, вопрошает Степь, хватит ли тебе характера быть ситуационно безжалостным, да просто хватит ли запаса жизненных сил не утонуть не раствориться в пространстве,остаться личностью.
Но есть и второй слов смыслов:
Посмотри, послушай и вылей свои чернила
Да сними на время свою "золотую цепь"
...дефицит объектов обычно рождает ценность...
...от обилия стимулов тесно смотреть и думать...
Здесь ГГ представляется мне как некий кот - баюн, с благословения Александра Сергеича разгуливающий по цепи. И Степь говорит ему : -не торопись акынствовать, научись видеть суть среди имитаций сути и не обращай внимания на яркость упаковки. Степь помогает ГГ отсекать "тёмный шум" рекламы, сводя на нет назойливость и многомиллиардный бюджет огромной отрасли.
Отчетливо, хотя и завуалированно антирекламный текст.

Борис Исхаков   26.04.2014 20:48   Заявить о нарушении
Перенес в отдельную публикацию - http://www.stihi.ru/2014/04/26/8873
Но похоже рано)

Большой Литературный Клуб   26.04.2014 20:52   Заявить о нарушении
у Лёши стих стал лучше, с той поры, когда он приносил его на октябрский тур.
но,всё же два момента меня смущают: " различать в узоре
Звукового орнамента всё что переплелось" - это слишком затейливо, по мм.
и возникающий в последнем катрене лес, который обозначен как "этот"
какой этот? ни о каком лесе даже намёка не было ранее.
а стих хороший, да.
не буду более мешать вам в этом хорошем деле, которое вы делаете.
приятно было побеседовать.

Кира Леонидова   26.04.2014 21:09   Заявить о нарушении
Спасибо за беседу,Кира.

Борис Исхаков   26.04.2014 23:16   Заявить о нарушении
"Если долго вглядываться в бездну, бездна начинает вглядываться в тебя"
Если долго вслушиваться в степь, степь начинает прислушиваться к тебе

Борис Исхаков   26.04.2014 23:23   Заявить о нарушении
Здрасте, Инга! Ну, как непонятно, кто ГГ. "Визжу, да вою, да крылами бью" в самом начале стиха. Т.е. либо птиц какой, либо дракон.
Хотелось бы услышать, Инга, какие такие недостатки не позволили Вам сказать "да" работам Алексв, невзирая на...попавшему в лонг и остальных, упомянутых в моём обзоре. Почему сказали нет Ларисе Казанцевой 2, я догадываюсь.

Борис Исхаков   27.04.2014 09:38   Заявить о нарушении
Амбажеман, видимо.
"Университетов не кончал, зато закончил Пажеский корпус..." :-)

Борис Исхаков   27.04.2014 10:58   Заявить о нарушении
Инга Сташевска, раз в траве для кроликов разбираетесь, значит и в кроликах тоже! :)
Скажу Вам по секрету, разбирали мой стих на одном конкурсе, столько умных терминов услышал.. В первый раз в жизни! :) Мои знания теории стихосложения стремятся к нулю, поэтому метонимии все эти, ежели они там есть,- случайно в стих просочились.. :)

Алексв   27.04.2014 13:44   Заявить о нарушении
И кстати, да.. В этот стих и правда, сплелись два, начатых по разным темам.. :)

Алексв   27.04.2014 13:48   Заявить о нарушении
Кстати, обзоры типа "есть ли жизнь за лонгом" - уже сама по себе гениальная идея. Такое вполне можно в отдельную ежемесячную рубрику вывести, если найдется достаточно фанатов.
Ведь и редакторы, и номинаторы благополучно могут кого-нибудь интересного просмотреть

Тейт Эш   27.04.2014 18:57   Заявить о нарушении
Инга, ну что Вы, ни в жизнь я не обижаюсь по такому поводу, себя и свои стихи оцениваю вполне скромно.. И если мне приходится на конкурсах писать отзывы (пару раз случалось) - они всегда на уровне "понравилось-не понравилось", "зацепило-не зацепило".

Алексв   27.04.2014 19:37   Заявить о нарушении
Начав читать"Абсурд номер три", я сперва подумал что это про хоббита, честно говоря :)
Тейт Эш,у ЛФР есть не менее гениальная идея - дежурный по Кафе. Резиденты получают в курилке гораздо больше внимания, чем нерезиденты, особенно от редакторов своих отборочных. Нерезидентам же заманить редакторов в курилку бывает не проще, чем попасть в лонг. Не секрет, что подробное рассмотрение стиха иногда меняет решение редактора в пользу автора. А фанаты - так они есть, предлагают себя в качестве экспертов, пустите, говорят, поэкспертствовать, ну прям очень нужно, говорят:)
В конце-то концов, когда Влад выкатил программную статью, в которой объяснял причины развода и появления нового БЛК, немало людей прямо сказали: надо будет- поможем. А там есть из кого выбирать.

Борис Исхаков   27.04.2014 21:05   Заявить о нарушении
Я к тому, что иногда в стише бывает всего пара удачных строк, и мимо лонга он пролетает как баклан мимо кормушки. Но это такие пара строк, за которые можно половину литературы простить. Именно этим меня, собственно, некоторые альтернативные обзоры и привлекают.

Тейт Эш   27.04.2014 21:13   Заявить о нарушении
Это да, здесь я полностью согласен.Встречается такое нередко. Только ведь и чутье нужно иметь неимоверное вкупе с аналогичной же неимоверной концентрацией внимания. Заполучить подобный микс забесплатно - мечта на уровне контакта с внеземным разумом.

Борис Исхаков   27.04.2014 22:29   Заявить о нарушении
Всем Доброй ночи. Спасибо О-З, что "подсветил" Степь. По поводу прочтения - каждый сам себе нарратор. Кире Леонидовне отдельное спасибо, что в октябре несмотря на "Нет" было "... но у вас есть все шансы стать нашим резидентом"
А из "тринетных" (да и вообще из всего резидентского в апреле) мне понравилось
"И стихи не стихи" Натальи Максимовой http://www.stihi.ru/2014/04/04/4625

Исхаков Алексей   29.04.2014 00:06   Заявить о нарушении
Да, по поводу "Этого леса" - я рассказываю о Степи отсюда, из "леса" непролазно забитого различными стимулами "тесно смотреть и думать" Москва как "лес" во всех смыслах и "степь" во всех смыслах...

Исхаков Алексей   29.04.2014 00:14   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Клуб
Перейти к списку рецензий, написанных автором Борис Исхаков
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.04.2014