Рецензия на «Прием произведений на 3 тур 2014 года» (Литературный Фестиваль Рунета)
"Печальный оркестр" http://www.stihi.ru/2013/01/31/5540 Попов Владимир Николаевич 17.09.2014 16:52 Заявить о нарушении
Хоронили шофёра Телегина
за посёлком, где реденький лес. Шёл за гробом торжественно-медленный похоронный печальный оркестр. И берёзы горели как свечи. За пригорком притихла река. Больно плакали русские женщины в одинаковых чёрных платках. Шалый ветер гулял непокорно и деревья качал сгоряча… Гроб лежал тяжело и покойно на мужицких широких плечах. А по травам осенним и бледным, расплескав тишину до небес, шёл за гробом торжественно-медленный похоронный печальный оркестр. Одноногий трубач, дядя Гриша, ковылял и тихонько трубил, пряча где-то под левою мышкой самодельный зелёный костыль. Шёл горбатенький Стёпа Иванов с барабаном. Чуть видный едва. И казалось, что два барабана, или может быть – оба горба. Бил в тарелки мальчишка знакомый. Выговаривал боль кларнетист. Дядя Федя обнялся с валторной. Сзади плёлся слепой баянист. Где-то ворон рассерженный каркал – мудрый ворон, себе на уме… И хотелось мне горько заплакать, только плакать ещё не умел. Хоронили шофёра Телегина за посёлком, где реденький лес. Шёл за гробом торжественно-медленный похоронный печальный оркестр. 1977 Попов Владимир Николаевич 17.09.2014 16:52 Заявить о нарушении
Эпично...Российская глубинка в феллиниевских образах. Спасибо, Владимир Николаевич...Скажу ДА...
Михаил Фокс 17.09.2014 20:52 Заявить о нарушении
Какой редкостный у Вас звук. И чистота отделки.
От меня ДА. Нина Злаказова 18.09.2014 12:16 Заявить о нарушении
В стихотворении замечательные детали. Особенно два барабана - или горба - Стёпы Иванова запомнились.
Подумаю. Елена Албул 18.09.2014 14:28 Заявить о нарушении
Прав Михаил: эстетика неореализма. Что, впрочем, естественно - 77-й год. Стих интересный. Буду ждать подсказки от товарищей. Есть сомнения - в некоторых местах спотыкаюсь. Причем не на мелочах.
Наиль Мелиханов 18.09.2014 19:47 Заявить о нарушении
Стихотворению ДА. Спасибо Владимиру Николаевичу и ведущему его страничку Андрею Васильеву за участие.
Елена Албул 19.09.2014 19:21 Заявить о нарушении
Молодец, Елена!
Рад за это стихотворение. Достойное. Не стану вдаваться во всякие измы, скажу лишь, что хоть оно написано давно, а вот сегодня читается, как новое, неожиданное в своей простоте и искренности. А я вот скажу ещё, что это стихотворение в те далёкие годы на фоне остальных смотрелось бы не настолько выигрышным, как сейчас. Как тут не вспомнишь Марину Ивановну: Моим стихам, как драгоценным винам Наступит свой черёд. Слава Богу, что мы ещё не иваны не помнящие родства! Спасибо редакторам сказавшим ДА. Виктор Коврижных 2 19.09.2014 20:46 Заявить о нарушении
В качестве вопроса для обсуждения среди редакторов и организаторов: а не логично ли установить временную планку для принимаемых стихов?.. Вот этот стих 1977 года натолкнул меня на размышления... Справедливо ли брать на рассмотрение любые стихи: написаны ли они в 1905 году, в 1937, 1977, 1989... Уж больно разные времена...
Ольга Ведёхина 19.09.2014 21:25 Заявить о нарушении
Вообще-то настоящее не имеет сроков давности. Всегда актуально. В этом стихотворении обозначены художественные, эстетические и нравственные ориентиры. О них иногда полезно напомнить. Всем пишущим сегодня. Особенно редакторам конкурсных площадок.
Виктор Коврижных 2 19.09.2014 21:35 Заявить о нарушении
Виктор, понятно, о чем Вы говорите... И даже догадываюсь, на что именно мне Вы хотите намекнуть...
И всё же я несколько о другом, о более "скучном": в любых конкурсах должны быть четкие критерии хотя бы по тем аспектам, которые не субъективны (последнего и так у нас достаточно)... Я не представляю конкурса композиторов или конкурса живописцев, где бы на равных принимались произведения 1970 и 2014 года написания - ведь между ними пролегает целая жизнь: меняются ритмы, звук времени, дух времени, зрительные образы, одни понятия вымирают, другие появляются... Мне кажется важным, чтобы в конкурсных произведениях отрезок времени создания стиха был ограничен. На мой взгляд, так более справедливо по отношению к конкурсантам... Ольга Ведёхина 19.09.2014 21:51 Заявить о нарушении
Я думаю, Ольга, это логично и достойно обсуждения.
Нина Злаказова 19.09.2014 21:58 Заявить о нарушении
Ольга, у меня нет возражений относительно поиска новых форм самовыражения с учётом меняющегося времени. Да,нужны ритмы и образы отражающую нынешнею жизнь. Но и нужны ориентиры, о которых говорил. Они, как бы мы не старались в творческих поисках новизны, остаются незыблемыми. Ведь мы не станем их деформировать, перестраивать под новые стандарты, делать удобной мораль, совесть, ответственность исходя из так называемых требований времени.
Я достаточно искушённый читатель и не новичок на Стихире. И имею представления о современной поэзии. Есть чему удивиться, да вот мало, слишком мало души, величия духа. Человека, одним словом. Много художника-эстета, блистающего изобретательным умом, но нищего, убогого в чувственном, эмоциональном начале. И в итоге рождается нечто великолепное, но холодное, без нерва, крови и тепла. Прочёл и тут же забыл. Не ложится на душу. Как бы мы не крутились, Ольга, не куролесили оригинальности ради, но без глубины чувства стихи мертвы. В стихотворении Попова виден этот человек наделённый светлыми началами, искренний в своих чувствах. И не только. В тексте есть поэтические находки, неожиданные образы. Правда, в стилистике прошедшей эпохи, но здесь присутствует культура слова и врождённое чувство языка, чем не может похвастать основная масса поэтов-новаторов от стихопроизводства. По поводу ограничения по времени написания. Автор, полагаю жив и слава Богу, и не нахожу уместным и учтивым отказывать ему в участии в конкурсе. Хоть от его имени выступает другой человек. Виктор Коврижных 2 19.09.2014 22:52 Заявить о нарушении
Виктор, я согласна с Вами, когда Вы пишете: "слишком мало души, величия духа. Человека, одним словом. Много художника-эстета, блистающего изобретательным умом, но нищего, убогого в чувственном, эмоциональном начале. И в итоге рождается нечто великолепное, но холодное, без нерва, крови и тепла." Есть такая проблема во многих, многих стихах, написанных недавно и пишущихся сейчас. Однако вопросов регламента, на мой взгляд, это не отменяет. В конце концов, можно сделать отдельные номинации...
Два слова о стихотворении Владимира Николаевича Попова. Вы пишете: "В тексте есть поэтические находки, неожиданные образы." Образ горбов-барабанов действительно прекрасен. Но вот берем строку И берёзы горели как свечи. А теперь... Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки. Сергей Есенин 1910 год ... Стих Владимира Николаевича и скорбный, и добрый, понятно, что написан очень тёплым, честным, порядочным человеком с переживающим сердцем. Это честный реализм. Вымирающая советская деревня, горькая правда о ее жителях... Но для меня на этом всё: я иных смыслов в стихотворении не вижу. Однозначность... Для меня - так. Я прекрасно понимаю, что мы все видим в стихах что-то своё и к поэзии относимся по-разному. Именно поэтому вопрос о временных рамках написания стихов хочется рассматривать отдельно... Ольга Ведёхина 19.09.2014 23:24 Заявить о нарушении
Не соглашусь с Вами, Ольга, насчёт вымирающей деревни в стихе Попова. Как никак хоронят тракториста в сопровождении местного оркестра. Где Вы видели такие похороны в вымирающих деревнях? 77-й год написания. Деревня жила трудной, но многолюдной жизнью. С середины 80-х началась "эмиграция" молодёжи в красивую и комфортную жизнь городов.
По поводу берёзовых свеч. С одной стороны - однозначно штамп. А с другой, если вдуматься? Ольга, любой штамп перестаёт быть таковым, если обретает новое значение и наделяется иным смыслом. И ещё когда он органично вписывается в общую картину, точно передаёт ощущение скорби и утраты. Сами же видите, что похоронная процессия, печаль во всём, берёзы что свечи и притихшая река, как будто и она подвержена скорби. Точные детали и сравнения. И тут уже нельзя говорить о штампах, как таковых, а о новом раскрытии образа. Виктор Коврижных 2 20.09.2014 00:01 Заявить о нарушении
Мне тут категорически не нравится строчка:
"Больно плакали РУССКИЕ женщины". Во первых рифма, увы не блещет точностью. А вот подчёркивание эпитетом русские совершенно неуместно. И так ясно, что русские, к тому же больно плачут все женщины независимо от национальности. Больно плачут - хороший троп, точный по ощущению. Но эта строчку несложно исправить, убрав эпитет и найти после "женщины" другое слово рифмующееся со свечами. Тем не менее, эта строка общей картины не портит. Виктор Коврижных 2 20.09.2014 00:15 Заявить о нарушении
А вот давайте уберём из-под стихотворения дату - её же не обязательно ставить, правда? Теперь прочитаем стихотворение. Где там именно советская деревня? Почему она именно вымирающая? Об этом в тексте ни намёка. Почему правда о её жителях - горькая? И вообще, это посёлок, а не деревня вовсе.
(Это я с Ольгой немного спорю). Что здесь точно есть? Есть картинка - очень явственная. В моём представлении - в брейгелевской какой-то стилистике, не знаю почему. Есть замечательные типажи, обрисованные буквально двумя штрихами, но совершенно живые. Я такие оркестрики видела - это точно один из них. И есть настроение, причём автор его не специально создаёт - он здесь просто повествователь, хотя и присутствует на полотне второстепенным персонажем. Настроение создаётся как будто само и не уходит после прочтения стихотворения. Если абстрагироваться от даты написания, то стихотворение перестаёт восприниматься в контексте литературно-публицистических щтампов прошлого, потому что оно само - совершенно не штамп. Всеми этими "вымирающими" смыслами наделяем его мы, увидев год. У меня-то претензии были другого рода: "расплескавшаяся до неба тишина", противоречащая оркестровой музыке, и нехорошая рифма "Трубил - костыль". Поэтому и думала. А стихотворение понравилось сразу. И то, что шофёр - именно Телегин, тоже здорово. Елена Албул 20.09.2014 00:31 Заявить о нарушении
О, Виктор раньше меня успел с "вымирающей деревней". Медленно я печатаю...
Елена Албул 20.09.2014 00:32 Заявить о нарушении
И я совершенно согласна с Вами, Виктор, по поводу штампов.
Елена Албул 20.09.2014 00:35 Заявить о нарушении
когда-тось "наше всё русской сцены" М.С.Щепкин на бойкий вопрос какого-то бойкого газетного корреспондента, - "а расскажите, Михал Семёныч, как это вам
удаётся быть практически всегда оригинальным на сцене ? как удаётся избегать штампа ?" ответил (я так полагаю себе, с интонацией кота Матроскина : Щепкин с Табаковым даже и внешне оч.похожи :), - "вы знаете, миленький, по поводу штампа скажу я вам вот что : у среднего актёра в арсенале имеется штампов 10, у хорошего - 50, а у меня их - где с 300". Вот так и сказал. Поэтому все эти высоколобые "охи-вздохи по поводу штампов" есть не более, чем рябь на воде. Сергей Богомолов 20.09.2014 07:47 Заявить о нарушении
Коли уже есть три "ДА", я останусь в воздержавшихся. Многие уже отметили некоторые обороты, которые меня смутили. Добавлю к ним "ветер...непокорно". Повтор первой строфы в финале - явно лишнее, можно, конечно, повторить, но на другой ноте. Пару штрихов убавить-прибавить.
И, согласитесь, хочется уже чего-то жизнерадостного. Пока лонг исключительно черно-белый. Только Е.Н. - зелёненькая ). Наиль Мелиханов 20.09.2014 09:16 Заявить о нарушении
Е.Н. не столь "зелёненькая", Наиль, как цвета топлёного молока. Вы знаете какой у топлёного молока цвет? Верно - жёлтого.
Как узрите рассвет цвета топлёного молоко, то знайте: нарушена Международная Конвенция "О не применении боевого химического оружия".)) Виктор Коврижных 2 20.09.2014 11:56 Заявить о нарушении
Я так понимаю, кроме Нины Злаказовой, никто из редакторов не видит проблемы в приеме на Фестиваль стихов без ограничения года написания...
Ну что ж, дело хозяйское... Ольга Ведёхина 21.09.2014 11:24 Заявить о нарушении
Проблему вижу. Думаю, это на усмотрение исполнительных редакторов.
Наиль Мелиханов 21.09.2014 12:17 Заявить о нарушении
Я проблемы, действительно, не вижу - слишком редко появляются стихи сорокалетней выдержки. Но можно поднять эту тему в Общих вопросах - там её можно обсудить со всеми организаторами и со всех сторон.
Елена Албул 21.09.2014 12:59 Заявить о нарушении
Думаю, что это проблема не технологического, а эстетического характера...Стихи такого срока давности всё же очень редкие гости на конкурсах и, кстати, они очень интересный фон для современных стихов. Тем более, даты под стихом могло бы и не быть и я на неё обратил внимание, уже приняв принципиальное решение сказать "ДА"...
Михаил Фокс 21.09.2014 21:53 Заявить о нарушении
Три "да" есть, и стихотворение Владимира Николаевича в лонге.
Наши поздравления! Литературный Фестиваль Рунета 20.10.2014 13:49 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |