Хоронили шофёра Телегина
за посёлком, где реденький лес.
Шёл за гробом торжественно-медленный
похоронный печальный оркестр.

И берёзы горели как свечи.
За пригорком притихла река.
Больно плакали русские женщины
в одинаковых чёрных платках.
Шалый ветер гулял непокорно
и деревья качал сгоряча…
Гроб лежал тяжело и покойно
на мужицких широких плечах.
А по травам осенним и бледным,
расплескав тишину до небес,
шёл за гробом торжественно-медленный
похоронный печальный оркестр.
Одноногий трубач, дядя Гриша,
ковылял и тихонько трубил,
пряча где-то под левою мышкой
самодельный зелёный костыль.
Шёл горбатенький Стёпа Иванов
с барабаном. Чуть видный едва.
И казалось, что два барабана,
или может быть – оба горба.
Бил в тарелки мальчишка знакомый.
Выговаривал боль кларнетист.
Дядя Федя обнялся с валторной.
Сзади плёлся слепой баянист.
Где-то ворон рассерженный каркал –
мудрый ворон, себе на уме…
И хотелось мне горько заплакать,
только плакать ещё не умел.

Хоронили шофёра Телегина
за посёлком, где реденький лес.
Шёл за гробом торжественно-медленный
похоронный печальный оркестр.

1977

Попов Владимир Николаевич   17.09.2014 16:52   Заявить о нарушении
Эпично...Российская глубинка в феллиниевских образах. Спасибо, Владимир Николаевич...Скажу ДА...

Михаил Фокс   17.09.2014 20:52   Заявить о нарушении
Какой редкостный у Вас звук. И чистота отделки.
От меня ДА.

Нина Злаказова   18.09.2014 12:16   Заявить о нарушении
В стихотворении замечательные детали. Особенно два барабана - или горба - Стёпы Иванова запомнились.
Подумаю.

Елена Албул   18.09.2014 14:28   Заявить о нарушении
Прав Михаил: эстетика неореализма. Что, впрочем, естественно - 77-й год. Стих интересный. Буду ждать подсказки от товарищей. Есть сомнения - в некоторых местах спотыкаюсь. Причем не на мелочах.

Наиль Мелиханов   18.09.2014 19:47   Заявить о нарушении
От меня - "нет"...

Ольга Ведёхина   19.09.2014 10:56   Заявить о нарушении
Стихотворению ДА. Спасибо Владимиру Николаевичу и ведущему его страничку Андрею Васильеву за участие.

Елена Албул   19.09.2014 19:21   Заявить о нарушении
Молодец, Елена!
Рад за это стихотворение. Достойное. Не стану вдаваться во всякие измы, скажу лишь, что хоть оно написано давно, а вот сегодня читается, как новое, неожиданное в своей простоте и искренности. А я вот скажу ещё, что это стихотворение в те далёкие годы на фоне остальных смотрелось бы не настолько выигрышным, как сейчас. Как тут не вспомнишь Марину Ивановну:

Моим стихам, как драгоценным винам
Наступит свой черёд.

Слава Богу, что мы ещё не иваны не помнящие родства!
Спасибо редакторам сказавшим ДА.

Виктор Коврижных 2   19.09.2014 20:46   Заявить о нарушении
В качестве вопроса для обсуждения среди редакторов и организаторов: а не логично ли установить временную планку для принимаемых стихов?.. Вот этот стих 1977 года натолкнул меня на размышления... Справедливо ли брать на рассмотрение любые стихи: написаны ли они в 1905 году, в 1937, 1977, 1989... Уж больно разные времена...

Ольга Ведёхина   19.09.2014 21:25   Заявить о нарушении
Вообще-то настоящее не имеет сроков давности. Всегда актуально. В этом стихотворении обозначены художественные, эстетические и нравственные ориентиры. О них иногда полезно напомнить. Всем пишущим сегодня. Особенно редакторам конкурсных площадок.

Виктор Коврижных 2   19.09.2014 21:35   Заявить о нарушении
Виктор, понятно, о чем Вы говорите... И даже догадываюсь, на что именно мне Вы хотите намекнуть...
И всё же я несколько о другом, о более "скучном": в любых конкурсах должны быть четкие критерии хотя бы по тем аспектам, которые не субъективны (последнего и так у нас достаточно)... Я не представляю конкурса композиторов или конкурса живописцев, где бы на равных принимались произведения 1970 и 2014 года написания - ведь между ними пролегает целая жизнь: меняются ритмы, звук времени, дух времени, зрительные образы, одни понятия вымирают, другие появляются... Мне кажется важным, чтобы в конкурсных произведениях отрезок времени создания стиха был ограничен. На мой взгляд, так более справедливо по отношению к конкурсантам...

Ольга Ведёхина   19.09.2014 21:51   Заявить о нарушении
Я думаю, Ольга, это логично и достойно обсуждения.

Нина Злаказова   19.09.2014 21:58   Заявить о нарушении
Ольга, у меня нет возражений относительно поиска новых форм самовыражения с учётом меняющегося времени. Да,нужны ритмы и образы отражающую нынешнею жизнь. Но и нужны ориентиры, о которых говорил. Они, как бы мы не старались в творческих поисках новизны, остаются незыблемыми. Ведь мы не станем их деформировать, перестраивать под новые стандарты, делать удобной мораль, совесть, ответственность исходя из так называемых требований времени.
Я достаточно искушённый читатель и не новичок на Стихире. И имею представления о современной поэзии. Есть чему удивиться, да вот мало, слишком мало души, величия духа. Человека, одним словом. Много художника-эстета, блистающего изобретательным умом, но нищего, убогого в чувственном, эмоциональном начале. И в итоге рождается нечто великолепное, но холодное, без нерва, крови и тепла. Прочёл и тут же забыл. Не ложится на душу.
Как бы мы не крутились, Ольга, не куролесили оригинальности ради, но без глубины чувства стихи мертвы.
В стихотворении Попова виден этот человек наделённый светлыми началами, искренний в своих чувствах. И не только. В тексте есть поэтические находки, неожиданные образы. Правда, в стилистике прошедшей эпохи, но здесь присутствует культура слова и врождённое чувство языка, чем не может похвастать основная масса поэтов-новаторов от стихопроизводства.
По поводу ограничения по времени написания.
Автор, полагаю жив и слава Богу, и не нахожу уместным и учтивым отказывать ему в участии в конкурсе. Хоть от его имени выступает другой человек.


Виктор Коврижных 2   19.09.2014 22:52   Заявить о нарушении
Виктор, я согласна с Вами, когда Вы пишете: "слишком мало души, величия духа. Человека, одним словом. Много художника-эстета, блистающего изобретательным умом, но нищего, убогого в чувственном, эмоциональном начале. И в итоге рождается нечто великолепное, но холодное, без нерва, крови и тепла." Есть такая проблема во многих, многих стихах, написанных недавно и пишущихся сейчас. Однако вопросов регламента, на мой взгляд, это не отменяет. В конце концов, можно сделать отдельные номинации...

Два слова о стихотворении Владимира Николаевича Попова.
Вы пишете: "В тексте есть поэтические находки, неожиданные образы." Образ горбов-барабанов действительно прекрасен.
Но вот берем строку

И берёзы горели как свечи.

А теперь...

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.

Сергей Есенин
1910 год
...

Стих Владимира Николаевича и скорбный, и добрый, понятно, что написан очень тёплым, честным, порядочным человеком с переживающим сердцем. Это честный реализм. Вымирающая советская деревня, горькая правда о ее жителях... Но для меня на этом всё: я иных смыслов в стихотворении не вижу. Однозначность... Для меня - так. Я прекрасно понимаю, что мы все видим в стихах что-то своё и к поэзии относимся по-разному. Именно поэтому вопрос о временных рамках написания стихов хочется рассматривать отдельно...

Ольга Ведёхина   19.09.2014 23:24   Заявить о нарушении
Не соглашусь с Вами, Ольга, насчёт вымирающей деревни в стихе Попова. Как никак хоронят тракториста в сопровождении местного оркестра. Где Вы видели такие похороны в вымирающих деревнях? 77-й год написания. Деревня жила трудной, но многолюдной жизнью. С середины 80-х началась "эмиграция" молодёжи в красивую и комфортную жизнь городов.

По поводу берёзовых свеч.
С одной стороны - однозначно штамп. А с другой, если вдуматься? Ольга, любой штамп перестаёт быть таковым, если обретает новое значение и наделяется иным смыслом. И ещё когда он органично вписывается в общую картину, точно передаёт ощущение скорби и утраты. Сами же видите, что похоронная процессия, печаль во всём, берёзы что свечи и притихшая река, как будто и она подвержена скорби. Точные детали и сравнения. И тут уже нельзя говорить о штампах, как таковых, а о новом раскрытии образа.

Виктор Коврижных 2   20.09.2014 00:01   Заявить о нарушении
Мне тут категорически не нравится строчка:
"Больно плакали РУССКИЕ женщины".
Во первых рифма, увы не блещет точностью. А вот подчёркивание эпитетом русские совершенно неуместно. И так ясно, что русские, к тому же больно плачут все женщины независимо от национальности. Больно плачут - хороший троп, точный по ощущению.
Но эта строчку несложно исправить, убрав эпитет и найти после "женщины" другое слово рифмующееся со свечами.
Тем не менее, эта строка общей картины не портит.

Виктор Коврижных 2   20.09.2014 00:15   Заявить о нарушении
А вот давайте уберём из-под стихотворения дату - её же не обязательно ставить, правда? Теперь прочитаем стихотворение. Где там именно советская деревня? Почему она именно вымирающая? Об этом в тексте ни намёка. Почему правда о её жителях - горькая? И вообще, это посёлок, а не деревня вовсе.
(Это я с Ольгой немного спорю).

Что здесь точно есть? Есть картинка - очень явственная. В моём представлении - в брейгелевской какой-то стилистике, не знаю почему. Есть замечательные типажи, обрисованные буквально двумя штрихами, но совершенно живые. Я такие оркестрики видела - это точно один из них. И есть настроение, причём автор его не специально создаёт - он здесь просто повествователь, хотя и присутствует на полотне второстепенным персонажем. Настроение создаётся как будто само и не уходит после прочтения стихотворения.

Если абстрагироваться от даты написания, то стихотворение перестаёт восприниматься в контексте литературно-публицистических щтампов прошлого, потому что оно само - совершенно не штамп. Всеми этими "вымирающими" смыслами наделяем его мы, увидев год.

У меня-то претензии были другого рода: "расплескавшаяся до неба тишина", противоречащая оркестровой музыке, и нехорошая рифма "Трубил - костыль". Поэтому и думала. А стихотворение понравилось сразу. И то, что шофёр - именно Телегин, тоже здорово.

Елена Албул   20.09.2014 00:31   Заявить о нарушении
О, Виктор раньше меня успел с "вымирающей деревней". Медленно я печатаю...

Елена Албул   20.09.2014 00:32   Заявить о нарушении
И я совершенно согласна с Вами, Виктор, по поводу штампов.

Елена Албул   20.09.2014 00:35   Заявить о нарушении
когда-тось "наше всё русской сцены" М.С.Щепкин на бойкий вопрос какого-то бойкого газетного корреспондента, - "а расскажите, Михал Семёныч, как это вам
удаётся быть практически всегда оригинальным на сцене ? как удаётся избегать
штампа ?" ответил (я так полагаю себе, с интонацией кота Матроскина : Щепкин с Табаковым даже и внешне оч.похожи :), - "вы знаете, миленький, по поводу штампа скажу я вам вот что : у среднего актёра в арсенале имеется штампов 10, у хорошего - 50, а у меня их - где с 300". Вот так и сказал. Поэтому все эти высоколобые "охи-вздохи по поводу штампов" есть не более, чем рябь на воде.

Сергей Богомолов   20.09.2014 07:47   Заявить о нарушении
Коли уже есть три "ДА", я останусь в воздержавшихся. Многие уже отметили некоторые обороты, которые меня смутили. Добавлю к ним "ветер...непокорно". Повтор первой строфы в финале - явно лишнее, можно, конечно, повторить, но на другой ноте. Пару штрихов убавить-прибавить.
И, согласитесь, хочется уже чего-то жизнерадостного. Пока лонг исключительно черно-белый. Только Е.Н. - зелёненькая ).

Наиль Мелиханов   20.09.2014 09:16   Заявить о нарушении
Е.Н. не столь "зелёненькая", Наиль, как цвета топлёного молока. Вы знаете какой у топлёного молока цвет? Верно - жёлтого.
Как узрите рассвет цвета топлёного молоко, то знайте: нарушена Международная Конвенция "О не применении боевого химического оружия".))

Виктор Коврижных 2   20.09.2014 11:56   Заявить о нарушении
Я так понимаю, кроме Нины Злаказовой, никто из редакторов не видит проблемы в приеме на Фестиваль стихов без ограничения года написания...
Ну что ж, дело хозяйское...

Ольга Ведёхина   21.09.2014 11:24   Заявить о нарушении
Проблему вижу. Думаю, это на усмотрение исполнительных редакторов.

Наиль Мелиханов   21.09.2014 12:17   Заявить о нарушении
Я проблемы, действительно, не вижу - слишком редко появляются стихи сорокалетней выдержки. Но можно поднять эту тему в Общих вопросах - там её можно обсудить со всеми организаторами и со всех сторон.

Елена Албул   21.09.2014 12:59   Заявить о нарушении
Думаю, что это проблема не технологического, а эстетического характера...Стихи такого срока давности всё же очень редкие гости на конкурсах и, кстати, они очень интересный фон для современных стихов. Тем более, даты под стихом могло бы и не быть и я на неё обратил внимание, уже приняв принципиальное решение сказать "ДА"...

Михаил Фокс   21.09.2014 21:53   Заявить о нарушении
Три "да" есть, и стихотворение Владимира Николаевича в лонге.
Наши поздравления!

Литературный Фестиваль Рунета   20.10.2014 13:49   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Литературный Фестиваль Рунета
Перейти к списку рецензий, написанных автором Попов Владимир Николаевич
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.09.2014