Рецензия на «Конкурс Что происходит на свете? Голосование» (Временные Хроники)

Дорогие конкурсанты! Мы (по крайней мере я) очень ценим анонимные конкурсы с обзорами за то, что имеем возможность проникнуть в мысли человека, читающего наши стихи, обратить внимание на шероховатости, нами не замечаемые.
Все критические высказывания в адрес своего стиха я с радостью приму как попытку мне ПОМОЧЬ – прошу так же отнестись и к моим замечаниям!

1 Во втором четверостишии меняется схема рифмовки – с ААВВ на АВАВ. Сначала кажется, что используется плохая рифма «одеться-лето» (если бы не менялось рифмование, проблем бы не возникло, не было бы установки на поиск рифмы во второй строке). То же самое касается рифм последнего четверостишия (сначала кажется, что рифмуются «непогодит-подбросить»). Схема рифмовки все время гуляет: ААВВ…АВАВ…ААВВ…АВАВ… Возможно, стоило бы объединить 4 четверостишия в 2 восьмистишия: ААВВАВАВ – форма бы «прочитывалась» лучше, и лишних установок не было бы.
В третьем четверостишии при перечисление того, что «хочется», лучше было бы или использовать глагол «выпить» («напиться») во второй строчке («Хочется чая с лимоном и кофе с корицей»), или иначе выстроить третью и четвертую строки. Третье четверостишие воспринимается хуже остальных.
«Летящими к югу над нами». Понятно, что говорится «летящими над нами», но читается «к югу над нами» - начинаешь думать, где же над нами юг…
«Одеться в шапку и шарфик» – и все?)) Может, лучше было их просто «надеть»? Слово «непогодит» стоило бы взять в кавычки (как «авторское»)) …
.
2. Даже компьютер просит заменить слово «простынью» на «простынею».
Сравнение тумана с простынкой не очень удачно, простыня плоская (ладно бы с пуховым одеялом).
Слово «салют» вызывает радостные ассоциации, явно неуместные при таком содержании стиха.
«Карточный домик мне лёг кирпичами на грудь» - очень странный образ.
Однако выраженные в стихе чувства вызывают такой отклик, что сопереживание заслоняет все остальное, какие уж там баллы… .
.
3. «А́зимут — в геодезии угол между направлением на север (в Южном полушарии — на юг) и направлением на какой-либо удалённый предмет» (Википедия). Его нельзя «направить», его можно только «измерить», «отсчитать».
Непонятно, какая «стежка» и какие «брошки» имеются в виду («Глянцевой стёжкой прошив перекрёсток») .
«У фонарей драгоценные брошки» - предлог «у» лишний.
Кстати, если «брошки» это стекла или плафоны фонарей, то как их можно размыть?
Есть очень интересные рифмы («пустующих-на посту еще», «азимут-на зиму», «струями-да ну его»)
.
4. Ну, может быть, «красота-вода» не самая лучшая рифма… Но красоты в стихе много (так и хочется сказать «а воды почти нет»)). Про астры – замечательно!
«Ну, а пока еще листья на солнце горят,
Радуя взгляды, чуть-чуть красоте он послужит…» По смыслу понятно, что «он» это «клен». Но само слово «клен» осталось далеко, рядом-то – листья, солнце, взгляды… Трудновато для восприятия.
.
5. Возможно, стих тяжеловат – многовато размышлений «на единицу стихоплощади». Но много созвучного, есть интересные наблюдения (например, про стариков с глазами младенцев, про восклицания).
Да простит меня автор, но, наверное, в этом стихе мне маловато поэтичности как таковой – это скорее рифмованные мысли.
Несколько мешает скрытое «мы» («мчались, летели, «не кисли») – все-таки люди все разные, к чему такие обобщения, лучше говорить от себя лично (все это ИМХО, на оценку не влияющее).
.
6. Сначала стих показался слишком унылым, потом причины этого стали ясны… Героине можно пожелать именно того, что описано в конце – конечно, если восточные танцы помогут) С точки зрения техники стихосложения, грамотности речи в целом – вопросов нет, все очень достояно.
.
7. Ну, хочется, конечно, думать, что радости ЛГ связаны не только с погодой-непогодой (в стихе-то говорится главным образом об этом – появляется чувство некой несоразмерности материала рассмотрения и выводов).
Возможно, есть описка в строчках
«Но знаю точно - будет вечер звёздным,
То это непременнейше к добру!»
(Видимо, имелось в виду
«Но знаю – если будет вечер звёздным,
То это непременнейше к добру!»)
А в целом «незатейливый стишок» весьма обаятелен))
.
8. «Снега-хлеба» - рифма напрягает.
Во втором четверостишии сбив ритма (м рифма меняется на ж рифму). А ведь стоит просто поменять строчки местами, и все будет в порядке (кроме второго «верим» на расстоянии):
«Мы пишем о прошлом, спиною закрыв горизонт.
Не верим в любовь и заводим кота и собаку.
Оставив на откуп дороги судьбы Зодиаку,
Уходим из сказки печальною птицею Дронт»
Что означает «оставить на откуп дороги судьбы Зодиаку» - не поняла (как и многих других фраз и связей)
«И вы, как мальчишка, хватаете воздух губами». Кого называют на Вы? Или это мн.число? (хотя раньше употреблялось скрытое «мы» - «зимуем», «уходим») Если это мн,число, то надо «как мальчишки». Понятно, что в последней строчке цитата, но уж больно режет слух несоответствие времен («происходИТ» и «звенеЛА»).
.
9. В стихе много намеков (на некий «постыдный случай», на неизвестных нам Динго и т.п.) Наверняка, автору понятно, о чем он писал… Но как воспринимать стих читателю, что в нем видеть – я осталась в полном недоумении. Похоже, это просто элемент внутренней речи, вовне не обращенной.
«Собаки где бегают дикие Динго» - очень неудобочитаемая строчка.
Соседство бегающих собак с девушками тоже странно.
«Постыдный-дыни», «виды-фибры» - не лучшие рифмы.
Что такое «тускнее»? (Возможно, «тускнеет», слово просто не дописано?)
Но главное не это, а то, что абсолютно ничего не понятно… Возможно, меня отсылают к «Дикой собаке Динго», но я ее помню только в общих чертах, желания ее перечитывать-пересматривать не возникло.
.
(продолжение комп не принимает - слишком много знаков)

Марта Журавлева 2   07.10.2014 16:35     Заявить о нарушении
10. Перечисление черт октября трудно воспринимать. При перечислениях лучше использовать однотипно построенные фразы, здесь же все «скачет». Попробую восстановить опущенные (подразумеваемые) подлежащие:
«Бродит печальный октябрь по лужам,
(ОН) С чёрным зонтом и в плаще не по росту,
РУКИ озябли, повисли, (ОН) простужен
И бесприютен. И частые СЛЕЗЫ
В жёлтых глазах. (ОН) Пригорюнился что-то»
(то про него самого, то про руки, то снова про него, то про слезы…) – не лучший вариант.
«Не взглянет, не греет» - лучше было бы сказать или «не взглянет, не согреет», или «не глядит, не греет» (нужны глаголы одного вида – или совершенного, или несовершенного).
Конец и вовсе не понятен. Или идет речь о любимом человеке (тогда эта тема появляется ниоткуда – было же про другое). Или, если вернуться к названию («Любимый октябрь»), приходится предположить, что это с октябрем ЛГ утешалась до рассвета на кухне (пардон, как?..) То ли концовка, то ли название – что-то здесь явно недодумано.
Кстати, мешает несоответствие времен «происходит» (наст.вр.) – «утешались» (прош.вр.) Может, когда-то утешались, а сейчас ЛГ об этом вспоминает, а попутно описывает то, что происходит? (А какая связь того и другого?)
А может, «любимый» это все-таки октябрь и лучше было бы сказать «тешиться будем с любимым на кухне»? (Кстати, в этом случае даже вопроса «как» у меня не возникает… почему-то… словно все встает на места!))
Еще вариант – поставить перед «до рассвета» многоточие. Тогда будет подчеркнута пауза, временной разрыв, и создастся ощущение, что все изложенное выше, говорилось «когда-то» (как о настоящем), а теперь ЛГ вспоминает об этом – отсюда и прошедшее время. Но «тешиться будем», как мне кажется, было бы интереснее (позитивнее, чем «утешаться»… И «загадоШней»). В любом случае предлагаю подумать…
.
11. В стихе множество всяческих несоответствий. Как гром мог оставить альбом фотоснимков? Он был с фотоаппаратом? Или сам стал видимым (как это?) и кому-то его удалось запечатлеть на снимках?
Почему прекрасное кружение листвы в вальсе подается как результат «непрекрасного» глумления ветра?
«Обновлёны» - неправильное ударение («обновлЁнный» или «обновленЫ»).
У птичек перья стали густыми, деревья оголились – здесь явное противопоставление, лучше было использовать союз «но» («но голыми стали деревья»).
«Букеты» (цветы) могут, конечно, расти на территории огорода (между грядками)… но «в своём огороде срезает последний букет» звучит странно (ладно бы она капусту срезала-срубала или, скажем, кабачок).
О соседстве солений-закаток с ноктюрном хризантем даже не знаю, что сказать, для меня это строчки из совершенно разных стихов…
.
12. Есть небольшие замечания (по мелочам), но в целом стих приятный. Понравилось сравнение листьев с рассыпанными письмами.
Если все-таки о замечаниях…
Глаголы «теряет» и «расшвырял» - по смыслу слишком разные. «Теряют» пассивно, непреднамеренно. «Расшвыривают» активно, энергично. Лучше было бы определиться и развивать одну из этих линий.
«Ворох мыслей» - как-то не очень принимается… (Слово «ворох» какое-то… «шуршащее», что ли))
«О давней ушедшей любви». Одно из определений лишнее. (Можно было сказать «о давней любви» или «об ушедшей любви» - ничего бы не изменилось). Если имелось в виду «о давно ушедшей любви», то стоило сказать именно так.
Не уверена, но кажется, что фраза «Не отыскать такоГО письмА» звучала бы лучше.
.
13. Обычно листья сначала желтеют, потом облетают, а в этом стихе или связь обратная («лист облетает, желтеют последние вязы»), или вяз называется самым стойким по отношению к осенним переменам… «Подернется льдинкой» - вряд ли удачное сочетание. Льдинка – это небольшой кусочек льда, отколотый или отломанный… (Льдинка - Маленький кусочек льда (разг). Словарь Ушакова) Как можно подернуться кусочком?.. (Тонкую ледяную «пленочку» я бы «льдинкой» не назвала)
Первый снежок может идти, когда земля еще довольно теплая – падать и сразу таять. Так что связь первого снега и замерзания лужиц спорна.
«Долбоносят» - слово, конечно, выразительное… Наверное, оно вносит иронический оттенок, не очень созвучный общему тону стиха.
«Позже хохлатые сменят из здесь свиристели» (явно простая опечатка – конечно, «их»).
Питер, Балтика, белые ночи… Можно было просто прямо написать, кто автор! (А ведь у автора еще явная любовь вводить в поэзию познавательные факты! - Вот так взяли и рассказали нам о порядке и хронологии прилета птиц!)) (Светимся, товарищи анонимщики, светимся!))
«Белые ночи меняем на тёмные дни,
Листьев полёт - на кружение первого снега» - класс, очень красиво!
«Сахар припая у кромки гранитного брега» - немножко странно. (По Ожегову): «Припай - Неподвижный лед образующийся вдоль берега, побережья». Лед похож на сахар?.. Ну, может быть, конечно…
.
14. Все достаточно легко, «воздушно». Многое понравилось: «свете-ветер», «следует-дует» и др. Возможно, стих не докончен: ощущение, что он не «закругляется», а «обрывается». Конечно, ветер, да еще с таким характером, какой описан, волен и плавно затихать, и «обрываться», но ведь авторское перо живет по иным законам (?)) По технике замечаний нет .
.
15. Очень хорошие рифмы, интересные мысли, все при всем.
Если о мелочах…
«Мысли в мозгах - если есть, если нет - то мыслишки,
как центрифуга у ржавой стиральной машины».
Это мыслишки как центрифуга? Понятно, что нет, что имеется в виду связь «крутятся, как центрифуга» (если так можно сказать, хотя лучше – «крутятся в центрифуге»). Но ведь слово «крутятся» осталось далеко, связь почти разорвалась, а «мыслишки» - рядом…
А ржавая стиральная машина работает полноценно, в ней тоже все «крутится», с той же интенсивностью? (слово «ржавая» несколько снижает энергетику стиха)
.
16. В целом – очень выразительно, интересно.
«Брошен с повинной» - не поняла. С повинной можно, скажем, явиться, повиниться – это проявить активность, а «брошен» - страдательное причастие (краткое). Имеется в виду то, что сентябрь явился с повинной, надеясь на прощение, а его все равно бросили во вьюгу? Тогда почему «фаталист»? Фаталист не стал бы особо надеяться и пытаться сгладить свою судьбу…
«Синий зрачок» - тоже странно, противоречит самому понятию «зрачок». Как через «синий зрачок» лучи попадут на сетчатку? (Зачем нам зрачки-то?) Это радужка может быть синей-зеленой и т.п.
«Ветер наотмашь оттянутой веткой хвать по ухмылке». Понятно, что согласование – «наотмашь хвать», но читается как «наотмашь оттянутой».
«Маршрут (Википедия) — направление движения объекта, относительно определённых географических ориентиров и координат, с указанием основных пунктов». Он, маршрут, может быть изменен, но вряд ли может «уклониться» (вместе со всеми ориентирами-населенными пунктами))
«Трассу готовить для птичьих ватаг» - наверное, лучше «трассы», они ведь разные, их много.
.
17. Дай Бог, чтобы такого на свете никогда не происходило – наверное, единстве нное, что здесь хочется сказать! Какие уж тут баллы-голосования! (Хотя с точки зрения мастерства все на высоком уровне, это несомненно)
.
18. Теперь я знаю новую, неизбитую рифму на слово «осень» - «в Лаосе»!)) Рифмы в этом стихе практически все «вкусные»!
В начале стиха многовато лишних слов («ведь», «может», «скажем», «даже»), строчки негладкие.
«Филигранные грани» сродни «маслянистому маслу».
«Намертво сросся с радостью» - очень странно звучит. По смыслу… Радость слишком живая, чтобы с чем-то срастаться «намертво», любая мертвенность ей не соприродна.
Все очень мило, но встает вопрос… Так это что же, наша нежная девушка любимого «с собой носит»?)) Это он такой худой или настолько ленивый (плюс бестолковый), что разрешает ей поднимать такие тяжести?))
.
19. Ну, дети тоже в разные игры играют, не только в войнушки… Еще в «магазин», «в больницу», «в дочки-матери» и т.п. – с мирными темами! Содержание-дети они берут из мира взрослых: что видят, о чем слышат, то и разыгрывается. Да и войнушки сейчас не у домов бушуют, а в компьютерах…
«Почти автомат настоящий». Понятно, что подразумевается «почти настоящий», но читается как «почти автомат».
«Понарошку» пишется вместе.
«Вы» - это, как я поняла, вежливое обращение? Лучше бы с большой буквы, чтобы не воспринималось как множественное число («"Мужик", - Вами батя гордился»). Ой, а к девочкам, получается, стих не обращен? Про меня «батя» никогда не говорил «Мужик!», хотя и гордился… время от времени…))
«Стреляли в старушку и в кошку». Думаю, не стоит обобщать. Очень многих детей учат не стрелять и даже не целиться в людей, особенно «в мирных», а также в животных (если это не игра в охоту). Редкие дети способны на такую «стрельбу» - по старушкам с кошками…
«Но мяч далеко закатился...» Только что было лишь про войнушки-автоматы, откуда в стихе такой мирный и безобидный мячик? Острота стиха снижается (так и хочется сказать, его, мяча, «круглостью»))
«И рот разрывался от скуки»… В смысле, от зевоты? Но скука – это не обязательно зевота. Может быть, скажем, остановившийся взгляд… Было бы более понятно, если бы «рот разрывался», скажем, «от крика».
«Врага научиться звать другом». Изначально играющие сравниваются с детьми. Но дети как раз очень способны «врага звать другом», им не надо этому учиться. С «недругами» дети попросту не играют (вспомните классическое «я с тобой не играю» = «ты мне не друг»). Исходное сравнение «провисает».
Есть неудобочитаемые строчки («привычна, всем с детства знакома», «в безделье чесались так руки» и др).

Шорт с оценками отправляю)

Марта Журавлева 2   07.10.2014 16:35   Заявить о нарушении
Спасибо за обзор, Марта!

Маргарита Шушкова   07.10.2014 18:06   Заявить о нарушении
Марта, спасибо! С "маршрутом" напортачила))) А что если так - После "вожак" зпт и дальше "ведь отклониться нельзя ни на йоту" ?
И... конечно"трассы"! Ну а "зрачок" и "сентябрь-фаталист" пусть пока полежат:) Буду думать)))

Спроситель   07.10.2014 21:31   Заявить о нарушении
Ну, оно в любом случае немножечко странно… Собственно, почему ни на йоту? Мне кажется, птицы летят не по таким жестким линиям – просто чувствуют направление…
Если «йота» нужна как рифма к «отлету», то стоит ли уж так за него держаться? Причина-то отлета на самом деле одна – смена сезона, похолодание, никаких ста, вроде бы, и нет…
Кстати, с флангами тоже странновато (я уж не стала писать, а то и так простыня получилась)… Разве вожак определяет, кому где лететь, разве меняет летящих местами? (Хотя я, конечно, не орнитолог, так уж точно и не знаю)
Да, очень понравилось «Чернь позолоту теснит в перелесках...»!
А вот что такое «Лисий наряд уж не сводят с ума!»? Может, «не сводит»? (= «рыжее одеяние леса потускнело, опало, и уже нас с ума не сводит», правильно я понимаю?)
(тс-с-с, не надо говорить "напортачилА" - конспирация ж!)) Лучше "тут получилось" и т.п. Пусть сами думают, кто писал - девочки или мальчики!))

Марта Журавлева 2   07.10.2014 23:28   Заявить о нарушении
Кстати, уважаемые Спросители - пожалуйста, ставьте номера стихов!)
Еле вычислила, про какой стих речь - я ж всех наизусть не помню!...))

Марта Журавлева 2   07.10.2014 23:30   Заявить о нарушении
спасибо, Марта за подсказку, в чем-то Вы правы.
А мне так нравилась, именно, эта строчка)

Вера Да Юра   07.10.2014 23:39   Заявить о нарушении
ЗагадоШно... Но позитивно)))

(Совершенно не понимаю, как и полагается, о каком стихе и о какой строчке речь, но реакция автора положительная...))

Марта Журавлева 2   07.10.2014 23:49   Заявить о нарушении
От №16 - "Лисий наряд уж не сводИт" - прошу прощения за невнимательность - здесь опечатка! Марта, по поводу перелётов птиц есть много гипотез, но то, что они не отклоняются от маршрута, это доказано. В противном случае они не попадут в пункт привычной зимовки. А это неизменно! В клиньях постоянно происходят замены, т.к. впереди должны лететь сильные птицы. А они , как и люди, со временем стареют и слабеют:)Вожак всегда впереди, так что доверим ему
решать построение:))) Ну, а "сто причин для отлёта" при желании всегда можно найти:) НЕ будем же мы окончательно опускаться до прозы, чтоб так уж всё было понятно и точно))) Какая наступит скука!:)

Спроситель   08.10.2014 08:38   Заявить о нарушении
Буду знать (про перестановки))! Но, может быть, "йота" все-таки слишком? Хотя полностью согласна, что Вам виднее (я ж об этом "там" даже не писала, это тут к слову пришлось...))

Марта Журавлева 2   08.10.2014 09:52   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Временные Хроники
Перейти к списку рецензий, написанных автором Марта Журавлева 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.10.2014