Рецензия на «Размещение 26 стиха - главный конкурс 2014 года» (Редакция Журнала Окна)

Номинация: Виноградова Евленья, Автобиографическое

http://www.stihi.ru/2010/09/15/4491

Автобиографическое

Те дни тянулись сумеречно,.. долго...
Был в тягость Ельке с моря переезд.
Привитое в разлуке чувство долга
давило… Ощутимый интерес
не вызывала школа. Как зверушке,
взращённой в тёплой воле, на волнах, -
от пяток до нашкодившей макушки
не приживалось к месту… Но она
под непомерным гнётом старших братьев
горбатый ранец цветом...(не скажу!),
напяленный поверх страшилы-платья,
несла, как европейка паранджу.

Всё заодно в пути: петух клевачий;
в канаве лужа; на углу детдом
(там за окном в зелёнке детки плачут,
"... вот вырасту, - всех заберу потом...");
собаки, вечно страждущие сласти
с глазами-вишнями и кошки – не поймать!
Лишь к третьему уроку - к школьной пасти -
являлась и садилась за тетрадь…

Капитолина Павловна с указкой
размером с дрын ( ей сделал выпускник
на память о всеОбучной закваске)
хромала между парт, портфелей, книг...
Шептали в спину, (холодеет сердце)
о том, как ей в концлагере - давно -
ломали руки-ноги злые немцы…
Про это мы,.. да только из кино.
И потому дразнили, - дело было.
А Елька… да, жалела… Но её
учительница сразу невзлюбила, -
по пальцам била. Ждали – заревёт.

На кончике указки набалдашник
в довесок к бденью школьных дисциплин
исполнил токарь – двоечник вчерашний…
И надо ж было ляпнуть, вольной,(блин!)
- Вы, Колотилка Палкина!.. И всё тут, -
прилипла кличка, век не отодрать.
К ученью напрочь отлегла охота.
- К директору веди отца и мать!
… Беда у Ельки с тем чистописаньем.
А гнев от классной дамы тут как тут.
- Шарыпова! Да что за наказанье!
Откуда руки у тебя растут?!

… Как пуповиной, - школьною аллеей…
Уставшая листва, скользи, кружись…
Капитолина Павловна, больнее
указки Вашей оказалась жизнь…
… Вопрос… ответа нет, не одолею.
Вы в вечности … и голос в небесах:
- Евленья, да когда же ты сумеешь,
когда же ты научишься писать?!..

Михаил Свищёв   28.10.2014 23:36     Заявить о нарушении
Заявка принята

Редакция Журнала Окна   29.10.2014 07:09   Заявить о нарушении
3 балла

Александр

Редакция Журнала Окна   02.11.2014 14:50   Заявить о нарушении
Августовская

5 баллов

Редакция Журнала Окна   02.11.2014 16:05   Заявить о нарушении
3 балла - за финал

Grafomanka   03.11.2014 08:18   Заявить о нарушении
Пять баллов

А Бердзенишвили   03.11.2014 13:25   Заявить о нарушении
3 или 2. На усмотрение главредактора.

Дионис Соколов   04.11.2014 23:39   Заявить о нарушении
Пять баллов

Татьяна Казырина   05.11.2014 15:16   Заявить о нарушении
4 балла. Люблю истории. Это затягивает.

Алёна Максакова 2   06.11.2014 01:59   Заявить о нарушении
четыре балла

Лада Миллер   09.11.2014 07:24   Заявить о нарушении
"Те дни тянулись сумеречно(,).. долго..." - либо зпт, либо многоточие. Последнее всегда запятую поглощает, исключений нет. -0,1 балла.
"ранеЦ Цветом" - слишком аффектировать при чтении вслух приходится, чтобы не было цоканья...
"... вот вырасту, - всех заберу потом..." - зпт неоправданна при тире. Что-то одно просится оставить. -0,1 балла.
"собаки, вечно страждущие сласти()
с глазами-вишнями..." - при отсутствии зпт появляется смысл такой, что глаза - у сластей, не у собак... -0,1 балла.
"Шептали в спину(,) (холодеет сердце)" - зпт лишняя, -0,1 балла.
"Про это мы(,).. да только из кино. - см. выше, -0,1 балла.
И потому дразнили(,) - дело было. - зпт лишняя, -0,1 балла.
А Елька… да, жалела… Но её
учительница сразу невзлюбила(,) -" - зпт лишняя, -0,1 балла.
"в довесок к бденью" - представляю, как бы я произносила это со сцены... "ккбд"...
"И надо ж было ляпнуть(,) вольной(,)(блин!)() - зпт лишние, нет двоеточия, -0,3 балла.
- Вы, Колотилка Палкина!.. () И всё тут, -" - тире пропущено, -0,1 балла.
3,9 балла оценка.

Сиринга   09.11.2014 22:01   Заявить о нарушении
6 баллов

Михаил Свищёв   10.11.2014 00:29   Заявить о нарушении
4 балла

Геворк   10.11.2014 10:13   Заявить о нарушении
4 балла. закончить бы на слове "жизнь". У стиха не может быть двух концовок, ИМХО.

Михаил Замятин   10.11.2014 13:10   Заявить о нарушении
4 балла. Согласна с Михаилом - концовка, как гость, который уже попрощался, и потом еще раз вернулся сказать...

Галина Иззьер   10.11.2014 16:39   Заявить о нарушении
Баллов 5

Валерий Мотев   11.11.2014 11:46   Заявить о нарушении
Ранец не похож на паранжду, извините. Европеек в настоящих паранджах в Европе не бывает(не видела ни разу, а я в Западной Европе живу), зато в бурках - предостатчно.Бурка - это черное платье до пят, закрытые лоб и шея. Никакого горба у мусульманок пи этом нет. Ну и при чем здесь ранец? В чем заключался непомерный гнет старших братьев? Они заставляли ЛГ ранец носить, вместо портфеля? Или заставляли кирпичи в нем носить?
Что означает "школьная пасть"? Почему - пасть?
Далее. Собаки сласти не едят и не любят. Они любят косточки.
Дрын можно понимать двояко: дрын это 1.большая толстая палка или 2.мужской половой орган. А здесь речь идет всего лишь об указке. Она в любом случае не может быть величиной с дрын.
"Про это мы,.. да только из кино". Здесь все-таки нужны пропущенные слова. Из контекста понятно, что автор имел в виду,но лучше бы ясно сказать, что ученики знали.
Теперь о методах воспитания. Вы знаете, даже если вы моя ровесница, а мне за 50 лет, то я могу свидетельствовать - ТАКИХ методов воспитания в советской школе не было.
Последняя строфа понравилась. Думаю, если подработать, отличное стихо может получиться.
4 балла.

Елена Данченко   12.11.2014 00:07   Заявить о нарушении
"дрын это 1.большая толстая палка или 2.мужской половой орган. А здесь речь идет всего лишь об указке. Она в любом случае не может быть величиной с дрын. ...Вы знаете, даже если вы моя ровесница, а мне за 50 лет, то я могу свидетельствовать - ТАКИХ методов воспитания в советской школе не было" Без комментариев, но с улыбкой :)

Михаил Свищёв   12.11.2014 01:34   Заявить о нарушении
Елене Данченко: У каждого, видимо, была своя школа. Важно прислушаться

Галина Иззьер   12.11.2014 01:50   Заявить о нарушении
Мне понятна ваша ирония, Михаил, но вырывать строчки из контекста, для того, чтобы поулыбаться - всего лишь увлекательная игра, не имеющая отношения к существу разбираемого стихотворения.
Абзац начинается со строки: Теперь о методах воспитания. В стихотворении идет речь о битье учеников. Как-то во все это не верится - ведь речь идет не о школе Тома Сойера.

Елена Данченко   12.11.2014 02:54   Заявить о нарушении
Не хотелось бы никого обижать, но мне за 30 , я жила в мегаполисе, и у нас школьников били по рукам указкой или линейкой. Это не коснулось меня лично, но было. Вы выдаёте свой опыт за общий, и я не улыбаюсь этому.

Алёна Максакова 2   12.11.2014 04:25   Заявить о нарушении
Ответ Алене Максаковой. Улыбается Свищев, просто я ответила вам двоим одновременно.
Как-то не верится про мегаполис. Мой сын 1982 года рождения, и если бы учителя себе такое в Москве позволяли, я бы быстро собрала родителей и бы быстро отдали под суд такого "педагога".

Елена Данченко   12.11.2014 22:04   Заявить о нарушении
Елена, забавно вышло, потому что для толкования совершенно литературного слова "дрын" вы воспользовались словарем арго. А если пытаться переводить на, условно говоря, феню, то что ни скажи, смешно и, скорее всего, ужасно неприлично выйдет в любом контексте...

Михаил Свищёв   12.11.2014 23:18   Заявить о нарушении
Михаил, я воспользовалась Википедией, а также своим собственным знанием жизни, русского языка и литературы. Дрын - это палка, в просторечии.

Елена Данченко   13.11.2014 04:19   Заявить о нарушении
Для Елены и Евленьи ))
Я тоже поделюсь своим личным опытом ))

Потому как стихотворение отличное - это раз.
А еще потому, что уметь слушать собеседника - не обязательно врожденный талант. Этому можно со временем научиться. Надо только захотеть...

Но сначала заступлюсь за ,,школьную пасть,, - на мой взгляд - емкая, хлесткая, метафора - то, что называется - весомо, грубо, зримо.
За одно это - можно пять баллов поставить. ( субъктивное мнение )

Далее что было? - ага - про паранджу...
И в Европе и в Америке женщин в парандже встречала и встречаю нередко, и мне думается, что со временем их будет все больше и больше ))

Насчет дрына ( самое смешное! ))
( кстати, если что - мне за сорок )))
Наша учительница географии Глафира Петровна имела огромную указку - толстую, деревянную, примерно с нее ростом. Ну чем не дрын? ( кстати, если что - я сейчас про дрын приличный ))Она обожала этой указкой почесывать в ухе ( при этом перехватив инструмент посередине, ибо велик слишком )или легонько ( а иногда и более чем легонько ) хлопать по макушке нерадивых учеников...

Ну и на десерт - про собак
У меня дома живет Джесси - черный русский терьер
Обожает шоколад - аж дрожит, когда учует - съест, облизнется и снова просит, а глаза при этом... Кто собачник - меня поймет.

Доказательств вышенаписанного представить не могу - надеюсь поверят на слово ))

A подрабатывать стихотворение (на мой взгляд) не нужно - оно уже талантливое.
Таланты не подрабатываются )))

Лада Миллер   13.11.2014 06:29   Заявить о нарушении
Лада, а вот Игорь Царёв по сотне раз правил свои стихи, оттачивал...

Александр

Редакция Журнала Окна   13.11.2014 23:48   Заявить о нарушении
Ладе Миллер. И в талантливых стихах есть ляпы.И такие стихи нужно дорабатывать. Кстати, тут уже кото-то написал про синтаксис в вышеуказанном стихотворении - он откровенно плох. Сравнения не убеждают. Масса технических неточностей. Я все-таки за точность.
Никакой паранжди - именно паранджи, в классичесокм понимании, в Европе я не встречала. Паранжа - это одежда, скрывающая ЛИЦО женщины. Да, ходят в длинных до пят платьях, но ЛИЦ не скрывают. Сравнение ранца с ношением паранджи - неточное и неуместное. Паранджа не образует ГОРБ, а именно это и хотела сказать Евланья.
Даже в годы моего дества было немало девочек,носящих ранцы на спине. Это доволно органично и ничего общего с ношением КЛАССИЧЕСКОЙ паранжди, с закрыванием лица волосяной сеткой не имеет. Ранец, символизирующий горб и паранжда - ну, неуместное сравнение. Хотя яркое. Лучше бы сравнить девочку с верблюдом, верблюжонком.Или как-нибудь по-другому написать.
Указка не дрын. Дрын вставляется в забор, в качестве опоры. Указка, даже самая крупная, в любом случае меньше. Понимаю, что сравнение с дрыном тут, скорее символичное. Но осталось ощущение какого-то неприличного преувеличения.

Собаки не любители конфет и шоколада. Они любители косточек. Сама собачница, знаю о чем говорю. Ваш пес, видимо, исключение.

РЕГУЛЯРНЫХ телесных наказаний в советской школе не было и не могло быть. Не верю! - так кричал Станиславский своим актерам. И так говорю сейчас я. Ну, вот, не верю, и все. За это можно было навсегда работы лишиться, получив в РОНО волчий билет. Даже за один-единственный раз. А учительница, постоянно колотящая своих учеников палкой "размером с дрын" - невозможна. И снова знаю, о чем говорю - я, дочь учителя.
Что мы имеем в сухом остатке? Яркое небездарное стихотворение, с уймой неуместных нежизенных преувеличений,с техническими, стилистическими, синтаксическими неточностями и ошибками, уж извините.Ярким бывает фантик от конфетки. Но мы-то тут все стихи пишем, правильно? И если я увижу ошибки, неточности, неубедительность сравнения, для красного словца употребленного, я об этом прямо скажу.
Талант - это всегда здОрово. Но о технике тоже думать надо. Вы почитайте широко разрекламированную Веру Полозкову, это ж графоманские мрАки! Ей еще годы учиться и учиться нужно, чтобы иметь право себя поэтом называть.

Елена Данченко   14.11.2014 00:09   Заявить о нарушении
Два слова хочу добавить. Андрей Возенсенский был титулованным поэтом целой эпохи.ярким, создавшим свой собственный стиль.
Но даже он, выставляя свои стихи на Стихи.ру, принимал замечания с благодарностью. А ляпов у него было предостаточно.

Елена Данченко   14.11.2014 00:14   Заявить о нарушении
Лена, а я встречал девушек в парандже в Германии и в Австрии. Причём всё остальное тоже прилагалось - тачка, хенди. Забавно даже. Такой фенотипический оксюморон: дремучесть с современными гаджетами:-)

Александр

Редакция Журнала Окна   14.11.2014 03:43   Заявить о нарушении
Я ни разу не встречала именно в парандже и менно в Европе. В Кувейте встречала, и даже на каждлом углу. Вы понимаете, что классическая паранджа ЗАКРЫВАЕТ ЛИЦО. Нигде в Европе женщин с "закрытым забралом" не видела, даже замужних. В бурках ходят, но бурка - не совсем паранжда.Это длинное черное платье , с ложными рукавами. Закутана голова, шея. Лицо открыто.
Вы хоть раз видели, Александр, женщину в Европе с ЗАКРЫТЫМ лицом?
И, в последний раз, пардон, - ну, не сопрягается ранец, даже напяленный на страшное платье - с паранджой. Это у японок к кимоно прикручена подушечка сзади. Но не у мусульманок. Или, автор хотела сказать, что ранец закрывал ей лицо , как классическая паранджа?

Елена Данченко   14.11.2014 04:45   Заявить о нарушении
Саше ))

Я ни в коем случае не писала про творческий процесс вообще - ибо это сфера слишком интимная - чтоб вот так вот вслух и при свидетелях )) Ну разве что шепотом ))

Поэт переводит божеский язык на человеческий, а значит и отчитываться может лишь перед Ним - и за исправления свои, и за доработки, и даже - может быть - за глагольные рифмы.

Мы - читатели - можем оценить стихотворение, полюбить, раскритиковать - тоже можем - вежливо, со знанием дела, применяя филологическое образование, или коротко, огульно - типа - ,,жесть,, - все это право читателя.

Но советы давать какое слово куда вставлять... Помилуйте...
Поэт не головоломку собирает - он сердцем пишет.

Поэтому - бывает - сердце его и останавливается раньше времени...
Я в своем комменте писала про конкретное стихотворение Евленьи, которое на мой взгляд ( и только на мой! ) является законченным цельным произведением, и исправлять в нем что-то - только портить.

У Евленьи интересные стихи.
Они - живые.
Они могут удивлять, раздражать, вызвать желание искать и находить ляпы и долго и нудно их обсуждать.
Но...
Стихи эти - запоминаются,не замечали? Не наизусть, а... Настроением, светом, добротой запоминаются. Прочитал - и будто солнышко в авоське унес.

Это стихотворенье напоминает мне птичье гнездо.
Лохматое такое - ветки торчат во все стороны, небо через щели просвечивает.
Все в нем не так на взгляд придирчивого критика. Нессиметрично. Неправильно.
Одного он не видит - гнездо теплое, и в нем - птенцы.
А что еще надо?


Лада Миллер   14.11.2014 05:31   Заявить о нарушении
Елене
Ваши реплики меня развлекли ))
спасибо ))

Лада Миллер   14.11.2014 05:33   Заявить о нарушении
Лада, Вы так хорошо разобрали ситуацию, что просто не хотелось Вам мешать)) Но я с Вами согласна по всем пунктам

Галина Иззьер   14.11.2014 07:12   Заявить о нарушении
Елена, видел имеено с закрытым лицом. Естественно, что они не накаждом шагу:-)

Александр

Редакция Журнала Окна   14.11.2014 16:53   Заявить о нарушении
Лада, согласен, что поэт не должен согласно советам сразу бежать исправлять свой стих. Но бывают и исключения...:-)

Редакция Журнала Окна   14.11.2014 16:55   Заявить о нарушении
У Евлении неплохой стих, но по точности метафор - это попадание далеко не в яблочко. И ещё очень рано здесь говорить о таланте. Да, она стала писать лучше, чем писала пару лет назад, она на правильном пути, но здесь нельзя опережать события и захваливать.

Александр

Редакция Журнала Окна   14.11.2014 17:00   Заявить о нарушении
Галине - спасибо ))

Саше - согласна )) но исключения только подтверждают правила ))
И еще - мне кажется, иногда поэта просто необходимо хвалить - как ребенка - и тогда он обязательно напишет свое главное стихотворение ))

Лада Миллер   15.11.2014 08:53   Заявить о нарушении
Извините, Александр, прочитала, что вы видели волосяную сетку и классическую паранджу в Австрии и Германии. Была в обеих странах. В Автрии живет сын моего мужа со своей подругой - коренной австрийкой. Вот завтра я эту девушку и поспрашиваю. Не думаю, что ее сведения коренным образом отличаются о моих.

Елена Данченко   16.11.2014 00:04   Заявить о нарушении
Елена, и к какому выводу Вы придете, если они скажут, что тоже не видели паранджи в Германии?! :)))Я вот не видел большинства стран, которые вы здесь перечислили - но при этом верю Вам на слово, что они есть...

Михаил Свищёв   16.11.2014 00:10   Заявить о нарушении
Просьба на этом приостановить дисскуссию и под моим сообщением ставить только оценки.

С уважением ко всем

Александр

Редакция Журнала Окна   16.11.2014 12:57   Заявить о нарушении
пять баллов

Ольга Домрачева   17.11.2014 09:14   Заявить о нарушении
4 балла

Анда   17.11.2014 10:54   Заявить о нарушении
108,9 балла по 27 оценкам. Размещено в рейтинге http://www.stihi.ru/2014/11/17/4573

Рейтинги Журнала Окна   17.11.2014 17:26   Заявить о нарушении
Что ж, если Михаил верит мне на слово, что европейские страны существуют( что подтверждается глобусом), то, непонятно, почему мне, очевидцу, не верят, что с волосяной сеткой, то есть в классической паранжде никакие европейки не ходят?
Александр Молочников, не надо стирать мое замечание.
Вот, не ходят они в Европе так и все!
Невестка мужа, ктати, подтвердила. Андреа(так зовут девушку) - коренная австрийка.
В Афганистане - ходят. Очевидцы рассказывали и по телевизору я видела.

Елена Данченко   18.11.2014 01:26   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Редакция Журнала Окна
Перейти к списку рецензий, написанных автором Михаил Свищёв
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.10.2014