Рецензия на «Я не хочу играть и петь...» (Шавкат Султанов)

Сделал Вам построчный разбор стихотворения. Только из уважения к Вам.

Я не хочу играть и петь для торгашей, 12
Заплытых жиром лиц работников торговли. 13 Не заплытых, а заплывших
От них не надо мне их золота, грошей, 12
Но я играю и для них, ведь я- не волен. 13

Я не маэстро и не "Голос-соловей", 12 "Говорят на замечательного певца - "человек - соловей", а о голосе человека говорят "соловьиный голос"
Но вот, когда они махнут:"А ну-ка, сбацай!" 13
Сломать все пальцы я готов руки своей, 12
Чтоб только струн своей гитары не касаться. 13

Но я пою для всех за праздничным столом, 12
Перебирают пальцы струнные аккорды. 13
И голос мой, так, вроде- баритон 10
И эти рядом, сытенькие морды. 11 "столом – баритон" – слабая рифма на «О»

То вилкой постучат они в стекло, 10 по-русски – «О стекло». Ведь речь идёт о
застолье, то есть стучат вилкой о посуду, а там предлог «в» оправдан, если стучат вилкой в окно.
То громыхнут тарелкой со словами: 11
"А-ну, налей мне рюмочку ещё! 10
Я тост скажу, пока поёт хозяин!" 11 Рифма «стекло – ещё» - никакая.

Все в цацках, бриллиантах, жемчугах, 10
Гремят, что в душах, чёрными камнями. 11
Куда до песен бардов им, куда? 10
Ещё и тычат, быдла, жирными перстнями. 13 «жемчугах – куда» - слабая рифма

Я не хочу играть и петь для торгашей, 12
Но я пою для всех на праздничном застолье 13
Лишь только потому, что мне милей, 10
Приятней видеть взгляд ДРУЗЕЙ. Не более. 12

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ:

1. Не «тычат», а «тычут»

2. «Гремят, что в душах, чёрными камнями» - крайне корявое выражение. Хотя бы потому, что не понятно, что хотели Вы сказать. То ли, что у них в душе – чёрные камни и она ими гремят так же, как и бриллиантами своими. Но, есть, конечно, черного цвета бриллианты, но так редко, что ВСЕ сытенькие морды не могут быть в таких камнях.
И сама гипербола: «В душе – чёрные камни» - весьма сомнительна.
Известна метафора - «чёрные души».
А вот «души с чёрными камнями» - НОУ-ХАУ.
Но весьма сомнительное и невыразительное.

3. «Куда до песен бардов им, куда?» не оправдано. Так можно было бы сказать, если бы эти «быдла» претендовали на НАПИСАНИЕ БАРДОВЫХ песен, а не только на СЛУШАНИЕ таких песен.

4. «Ещё и тычат, быдла, жирными перстнями.» Перстнями тыкать нельзя. Очевидно, здесь описка и надо написать «перстами». Ещё и потому, что перстни не бывают жирными, в отличие от перстов.

5. Мысль кодового куплета понятна: «Я не люблю торгашей и петь для них, но я вынужден петь. И когда я пою, то считаю, что пою для друзей.»
Но изложена жесточайше коряво. И логика хромает. Если Ваш ЛГ видит в зале только лица торгашей (а он именно их описывает во всём стихе!), то откуда там взялись друзья о наличие в зале которых он ни разу не обмолвился. И потом, не понятно, отчего он себя насилует?! Ведь, очевидно, ради «хлеба насущного» но и эта мысль нигде не освещена.

6. К тому же у Вас в этом стихе постоянно нарушается стихотворный размер. Все стихи одного и того же стихотворения должны иметь одинаковое количество слогов в соответствующих строчках стиха. У Вас же есть сбои. Надо устранить подбором такого слова, предложения, чтобы убрать лишние слоги или добавить недостающие. (См. цифры в конце строки.)

7. "От них не надо мне их золота, грошей". Ошибка и здесь. Если Вы имели ввиду, что от этих людей Вашему ЛГ не надо ни золота, ни... денег. То деньги иногда называют украинским словом "грОши". Но есть русское слово "грошИ". ("Грош цена...") Это говорят, когда хотят сказать, что сумма ничтожно мала...
Что Вы имели ввиду? Если "грОши", то не лезет в рифму по ударению, если "грошИ", то никто не поверит, что в кабаке лабухам посетители суют грошИ", то есть ничтожно малые деньги - копейки буквально.

Дружески,

Матвей Тукалевский   16.12.2015 17:48     Заявить о нарушении
МАТВЕЮ ТУКАЛЕВСКОМУ

Коран Священный, Библию, Талмуд
В руках мы держим, искренне лелея,
Но кедры* и поэты берегут
Писания Святые "От МатВея"!**

*- "Кедры" - песня М.Тукалевского
**- не путать с "Евангелием от МатФея"

Здравствуйте, Матвей Игоревич!
Спасибо за разбор! За два года моего существования здесь это - первая рецензия! За дружеский отзыв - дружеское четверостишие Вам в подарок!

А.С.Пушкин как-то писал: "Россия знала три "Истории": одну- для гостиной, другую- для гостиницы, а третью- для гостиного двора." Он имел ввиду "Историю Российской Империи", "Историю Государства Российского" и "Историю русского народа". Авторов Вы знаете.

К чему я это? Стихотворение посвящено двум конкретным лицам и написано оно было всего за один час. Над текстом принципиально не работал, мол, для "НИХ" и так сойдёт. Главное- обозначил своё отношение к ним и они это услышали.
А вот для чего я выставил стих в своей ГОСТИНОЙ, для широкого круга читателей - не знаю.

Ляпов в тексте- предостаточно и я с Вами согласен. К Вашим замечаниям я бы добавил ещё парочку.

Матвей Игоревич! Если Вы выступаете на концерте, будьте любезны выкладываться на все сто процентов, и для первых рядов партера и для последних на балконе - отрабатывайте, Вам заплатили. А если Вас пригласили в гости и попросили спеть под гитару, то здесь все присутствующие просто обязаны проявить к Вам уважение и слушать, а не жрать, набивая рты яствами, не тарабанить приборами по тарелкам, не тянуть рюмку с просьбой налить ещё, не болтать по мобильнику, не "ГЫ-ГЫ"кать между собой и не велеть, как "шестёрке": "а ну-ка сбацай" ... с торчащей изо рта веткой кинзы ...
Вспоминать это быдло противно.Пусть радуются, что я их нутро камнями наполнил, а не дерьмом.
А пою я под гитару только в своём кругу, где нет посторонних.
Да, грамматику и стихотворный размер я доведу до ума, ведь, в принципе Вы поняли, о чём я. Иначе Вы посоветовали бы мне удалить стихотворение и не писали бы такой развёрнутый отзыв, за что Вам ещё раз - спасибо!

Шавкат Султанов   17.12.2015 12:28   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Шавкат Султанов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Матвей Тукалевский
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.12.2015