Рецензия на «Прозаически по Идее» (Сергей Брянцев)

Если Вы не против, то свое мнение буду высказывать по мере чтения (чтобы не усложнять).
Я скорее всего склонен недооценивать роль личности в истории. Считаю, что правители - лишь марионетки в руках общества. Они пришли к власти на волне определенных настроений (Сталин, Гитлер и т.д.). Конечно, это не означает, что они в свою очередь не развили (и самое главное - материализовали!) эти самые настроения. И наше излюбленное выражение "хотели как лучше, а получилось как всегда" я бы отнес скорее не к власти, а к нам самим. Во всяком случае на власть это распространяется равно в той же мере, как и на нас.
-----------------------------------------------
Попутно Вы поднимаете философские (онтологические) проблемы: "простой принцип гвоздем скрепляющий Вселенную". Сущность законов Вселенной Вы усматриваете в самоуничтожении. Последнее таким образом распространяется не только на человечество (что уже давно избито), но и на всю природу в целом. Я привел эти пункты Вашего эссе потому, что они являются также и краеугольными пунктами моей концепции и монографии. В самом деле, разве не является вопиющим противоречием считать принцип простым и в тоже время не суметь его найти и более того - отказать человечеству в его обнаружении и впредь. Здесь явно что-то не так!
По поводу законов самоуничтожения, Вы, разумеется, имеете в виду энтропию. В науке она привязана к физике, но если мы хотим быть последовательными, то надо распространить ее и в другие сферы Вселенной. Что собственно Вы сделали: принцип человеческого бытия - стремление к самоуничтожению. Но этот принцип Вселенной вступает в вопиющее противоречие с принципом становления, который в лице эволюции, развития и прогресса признан буквально всеми в качестве первичного.
Как я уже сказал, моя концепция призвана устранить оба отмеченных выше недоразумения. Но об этом можно при Вашем желании в другой раз.
------------------------------------------------
Извините, но если эти заповеди делают индивида изгоем, значит он осуществляет свою свободу недостойными, криминальными методами. В самом деле, что можно сказать о человеке, чью свободу стесняют требования не убивать, не красть или не соблазнять чужую жену?
-----------------------------------------------
Если я Вас правильно понял, то Вы западному курсу на выживание противопоставляете российскую допетровскую эпоху, где господствовали иные ценности? Так же и Вы я усматриваю в Петре Первом зло для России. Однако это зло я полагаю не в том, что с ним стали усваиваться западные ценности, а в том, что эти ценности не могли быть усвоены (или усваивались лишь формально, внешне) на нашей почве. Неужто Вы и вправду считаете, что Запад живет по принципу "каждый за себя"? Такое было в эпоху первичного накопления капиталов (что и отразил Гоббс в "Левиафане"). Так же, как в конце прошлого века у России была возможность пойти по китайскому бесшоковому пути, так и в середине 17 века России постепенно перенимала у Европы новшества - так, что бы не вызвать отторжение. Но Петр как потом Ельцин захотел все сейчас и сразу, что совершенно в нашем духе. Впрочем драма России началась задолго до Перта: когда под влиянием варягов на Руси образовалось государство у населения с догосударственными ценностями.
-----------------------------------------------
Я считаю окт. переворот не революцией, а реакцией - ее цели были не впереди, а сзади. Реакция крестьян на буржуазные реформы 60-70гг, которые формально освободили крепостных, а на деле обездолили их, как сиротеет раб, лишившийся своего господина. В лице колхозов и заводов для крестьян (настоящих и бывших - рабочих) все опять устаканилось. Сегодняшние проблемы в деревне и в городе во многом схожи с предокт. ситуацией. Порекомендую вот в виде шутки:
http://www.stihi.ru/2013/11/03/2871.
-------------------------------------------------
Я придерживаюсь не культурной историографии, а традиционной - прогрессистской. Т.е почти по Марксу, только, разумеется, не так буквально. Есть различные общественные формации (для простоты хотя бы те же феодализм, капитализм - не суть), которым соответствуют те или иные трудовые и моральные нормы. понятно, что культурные особенности налагают на них известные формы, но суть, содержание от этого мало чем отличается. Как вареники от пельменей. Российская культура принадлежит к числу традиционных, патриархальных культур, но со своими особенностями.
-------------------------------------------------
Выработке нац. идеи должны предшествовать некие условия. Одним из них является консолидация населения России (не скажу: нации или общества, т.к. для них такая задача далеко в прошлом). Поэтому лозунг "Одна команда" чрезвычайно важен для России. Власть пошла даже на конфронтацию с миром, чтобы осуществить это необходимейшее для нее условие.
-----------------------------------------------
Угнетает то обстоятельство, что критика всегда обрушивается на власть - получается, что сами себя мы считаем ни на что не способным быдлом! А если кто и говорит, что решение проблемы зависит от нас, то как правило понимает под этим насильственную или естественную смену власти. Как говорил мне давно один оппонент: проблема России в том, что ей всегда не везло с правителями. Как в том анекдоте: смерть наступила в результате того, что потерпевший ударился о камень семь раз подряд.
-----------------------------------------------
Смею Вас успокоить: этот росток уже давно наливается силой - это тоска по тоталу. Я то же не знаю как выйти из кризиса, но хотелось бы попробовать по китайскому пути, хотя постепенность не является нашим коньком. И Путин в этом смысле поступает правильно, дрейфуя к авторитаризму: чтобы спокойно развиваться, надо вернуться на исходную позицию. Но сумеет ли он затормозить перед тоталом, если население будет на этом настаивать?


Маркин Павел   13.03.2016 11:28     Заявить о нарушении
Всяко можно рассуждать, в том и кроется основной "казус" - "изреченное слово
есть ложь", а потому у каждого свои убеждения, которые двигают его по жизни.
Моделирование зависит от целей экспериментатора.

Сергей Брянцев   13.03.2016 19:07   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Брянцев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Маркин Павел
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.03.2016