Рецензия на «Твардовский и его время. Выставка» (Большой Литературный Клуб)

Александр Трифонович Твардовский...

В школьные годы особенно запомнились его "Ленин и печник", "Василий Тёркин" и "Я знаю, никакой моей вины..."

Затем, в 90-е:
мемуары о Твардовском, его заметки, письма, в том числе в поддержку стихов Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама - поэтов, казалось бы, ему чужих.
Частично об этом можно прочитать в размещенных в сети материалах из журналов и книг:
"В «Новом мире» Твардовского" http://voplit.ru/article/v-novom-mire-tvardovskogo/ (автор: Софья Караганова, работавшая в "Новом мире" старшим редактором отдела поэзии);
"Твардовский без глянца" (Твардовский и Ахматова) http://unotices.com/books-u/165204/62

Помню, что Твардовский восхищался стихотворением Блока "Ты в поля отошла без возврата...", далеким от норм господствующей в его время эстетики. Любил он, оказывается, и Бунина, хотя и выборочно. А вот поэтики Есенина Твардовский не принимал.

Желающие прочитать статьи Твардовского о литературе, не выходя из дома, могут скачать 5-й том его Собрания сочинений (1980) http://clck.ru/ZWszn

Новый век:
в заметке из "Живого журнала" довелось прочитать неожиданный взгляд на "Ленина и печника" ("современный взгляд на ситуацию") http://izrazcy.livejournal.com/7196.html - это тоже запомнилось.

В прошлом году Антон Азаренков (кстати, входивший в жюри одного из конкурсов БЛК) опубликовал в "Новом мире" статью "Тоны музыки земной", в которой говорит, в числе прочего, о контактах Твардовского и Бродского:
http://clck.ru/ZWMKH

В заключение Азаренков рассматривает стихотворение "Мне сладок был тот шум сонливый" (его можно прослушать и в чтении самого Твардовского:
http://clck.ru/ZWmUg)

Интересен вывод той статьи: получается, что Твардовский в поэтической практике зачастую пользовался теми же приемами, что и авторы, которые не были ему близки.
Может быть...

Арабский Алфавит   22.12.2021 20:38     Заявить о нарушении
Приведу также фрагмент рецензии Нины Дикушиной на книгу Регины Романовой «Александр Твардовский. Труды и дни» (М., 2006):

"В январе 1965 года отмечалось 40-летие «Нового мира», и Твардовский написал для первого номера журнала передовую статью, которую перед опубликованием, как положено, читали в отделе культуры ЦК КПСС. И опять Д. Поликарпов вместе с другим работником ЦК А. Галановым отмечал: «В статье содержатся неправильные положения, которые могут дезориентировать литературную общественность, направить развитие литературы по ошибочному пути <…> «Новый мир» считает по-прежнему актуальным и важным освещение в литературе тюремно-лагерных тем, злоупотреблений властью в прошлом <…> Нечеткие, двусмысленные положения статьи о пользе правдивых произведений могут быть истолкованы как призыв к активизации литературы «критического» направления, к размашистому изображению недостатков и трудностей нашей жизни». Разумеется, следовал вывод: «…опубликование статьи в настоящем виде невозможно» (с. 626 – 628).

За Твардовским была установлена и прямая слежка.

В начале сентября 1965 года редакция «Нового мира» во главе с Твардовским выезжала в Новосибирск, где выступала пред сотрудниками Академгородка. А 30 сентября председатель КГБ В. Семичастный направил в ЦК КПСС доклад об этой поездке, о встречах редколлегии журнала с читателями, даже об ответах Твардовского на вопросы, заданные в частных беседах (с. 637).

В марте 1968 года новый председатель КГБ Ю. Андропов «в порядке информации» сообщал в ЦК о распространявшемся «в узком кругу писателей старшего поколения» письме Каверина к Федину. Отмечена реакция на это письмо одного только Твардовского: «Твардовский, ознакомившись с указанным письмом, поблагодарил Каверина за честную позицию» (с. 703 – 704).

24 ноября 1969 года Ю. Андропов сообщал о том, что «среди творческой интеллигенции получил неофициальное распространение полный текст поэмы Твардовского «По праву памяти» (в СССР опубликована в отрывках). По поступившим в Комитет госбезопасности данным, указанная поэма по нелегальным каналам передана за рубеж и опубликована во Франции» (с. 734). 26 августа 1970 года, то есть уже после снятия Твардовского с поста главного редактора «Нового мира», Ю. Андропов под грифом «Секретно» сообщал в ЦК КПСС, что в КГБ «поступили материалы о настроениях поэта А. Твардовского», и приводились слова Твардовского об отношении к Сталину, сказанные им в частной беседе (с. 755)".

Полностью рецензию можно прочитать на http://clck.ru/ZWvx5

Арабский Алфавит   22.12.2021 20:54   Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2016/08/04/3425

Сорокапятка

Дочерям Твардовского

Простите панибратство, право слово:
Отцовские реликвии храня,
Вы, дочери поэта, словно вдовы
Поэтов, павших в злые времена,

Отверженных холодностью державы
Что от России так же далека,
Как звёздочка одна в оградке ржавой
От шествия "бессмертного полка".

Он вас любил - мне этого довольно.
Вы помните - мне этого с лихвой.
Он за Россию вёл с державой войны,
Сравнимые с "гибридною" войной.

Он забывал родных, лелеял дружбу,
Венчал вождя немеренной хвалой,
Стоял без каски под "стрелой и грузом",
Презрев плакат "Не стойте под стрелой".

Кумира чтил, не стоя на запятках.
Стал совестью очнувшейся страны.
Державный танк сдержал "сорокапяткой" -
Солдатской пушкой праведной войны.

Спасибо вам, что бережёте память,
Поверьте мне, что это - не клише.
Он уходил на подступах к опале,
Успев сказать "Подумай о душе..."
2016-2021

Семён Кац   26.12.2021 02:26   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ильдар!
После Вашего замечания о непростых отношениях позднего Твардовского с тогдашними государственными структурами мне захотелось поставить мое давнее стихотворение, приуроченное к сорокапятилетию его ухода.

Семён Кац   26.12.2021 02:33   Заявить о нарушении
Спасибо, Семен!

Арабский Алфавит   26.12.2021 09:54   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Клуб
Перейти к списку рецензий, написанных автором Арабский Алфавит
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.12.2021