Перстнева Наталья - полученные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
свифт и рабле
шекспир и сервантес
получили
тысячу миллиардов лайков
они хотели ли их?
возможно
но потом успокоились
решив что фигня всё это
прискучило
взяв по ящику пива
уселись на облаке
и до ночи балдели борзели
призвав собеседниц
из лучших средних борделей
и уснули
с ними обнявшись
)))
Плотников Анатолий 18.04.2024 07:35 Заявить о нарушении
не умел читать
но умел
нарисовать любого
которого
не читал
)
Плотников Анатолий 18.04.2024 07:38 Заявить о нарушении
библиотеки выдохлись навечно
от а до я
их слишком много было
от а а до я
приходят иногда поговорить
пылинками
с насущной пустотой
)
Плотников Анатолий 18.04.2024 07:43 Заявить о нарушении
Плотников Анатолий 18.04.2024 07:45 Заявить о нарушении
Плотников Анатолий 18.04.2024 07:47 Заявить о нарушении
Наталья, мне сейчас пришло в голову: Вы же Кассандра нашего времени.
"Но что за музыка, откуда
Манит мучительный мотив
Изнанки ужаса и чуда?"
"Закрою глаза - никого, ничего.
Пустая вселенная, космос без края.
Где все я могу, не могу одного -
Где боги с планетой своей умирают..."
"Море в дверь мою стучится.
Чайка в комнату влетает".
"Этот поезд в никуда,
Этот поезд прямо в бездну".
"А по правде, дело к ночи.
Кончен вечер ни за что.
Как обычно - всех прикончат.
Жри же, моль, мое пальто!"
Земной мир болен смертельно, наша эпоха закончится гибелью человеческой цивилизации. И это время не так уж далеко. А люди не желают этого видеть, не хотят расставаться со своей безмятежностью. Говоришь им - они и ясных, чётких предсказаний слышать не хотят. Края нашего мира уже погрузились в бездну, в ад - мы сами это позволили.
("«Пусть растет из пепла сад,
Поднимаясь там,
Где вы дали берегам
Опуститься в ад».)
Из бездны медленно поднимаются медузы, жуткие мифологические существа, их волосы колышатся, закрывая им лица,- а нам кажется, будто это медленно вырастает странный безжизненный лес. Или же вариант (ведь "У бездны нет границы четкой…"): в том месте, "у приграничья", от ядовитого дыханья медуз умер земной лес, птицы в нём не поют, в нём теперь только тени птичьи - откуда же тогда этот "мучительный мотив"?.. Не хотим мы видеть признаки близкой гибели, не увидим и Всадника в облаках. А Кассандра всё это видит.
Люди восхищаются звёздным небом, его красота и гармония традиционно считаются доводом в пользу того, что Бог есть. Но если так, если Бог есть, как же тогда объяснить бессмысленность всего того, что творится на нашей планете?
"А где-то в звездах дремлешь ты,
Презревший опыты и смыслы...
А если лишним был глоток,
Прикрой - скажи, что так и надо".
"Но есть бутылочка плацебо -
И в ней ни пользы, ни вреда,
Ни смысла тоже, слава богу".
Так ли уж важны для нас звёзды? Куда важнее было бы разобраться с Землёй, а любоваться звёздами - это плацебо. Так говорит стихотворение «Млечный Путь», но есть ещё и «При всех своих богах»:
"Кто запер море в берегах?
Кто ограничил нрав стихии?..
...Оно не знает ничего
Помимо божьего закона.
Он вместе с жизнью в мире есть
Для капли, океана, моря".
Головоломные раздумья, и какие-то выводы тут не сделаешь...
("Чтоб только в часе сосчитать / Его минут тысячелетья" - очень поэтично. И оригинально. Морю понравится...)
"...Где боги с планетой своей умирают,
Слагая завидное бремя богов.
Пока ты на глиняной флейте играешь,
Пока не считаешь своих колосков,
Не зримый землей и не видимый раем".
/
"«Посмотри в свои ладони, -
Говорит, - и не проси
Все, что раньше похоронит,
Чем сумеешь унести»". -
такой вот диалог - Кассандра/Ты (Творец).
"И ступай как хочешь с Богом.
Донести бы одного".
Как много глубоких, трагических стихов Вы написали тогда за короткое время, Наталья, прямо поразительно. 2022 год, мне показалось, был у Вас поистине взлётом.
«Млечный Путь»,
«Волосы»,
«Рыбаки»,
«Дорога»,
«Счастливые»,
«При всех своих богах» -
это классика. Вселенские темы и музыка. И ещё - ирония и самоирония.
«О родине»,
«Орех»,
«Объяснение в любви» -
если стихи из 1-й группы - масштаба вселенского, то из 2-й - более земные, личные.
"Вы, закрывшие глаза,
Вспомните меня..."
"Как сумел, предупредил..."
"...И гласом вопиющего в пустыне / Мой каждый стих звучал в краю родном" (А. Тарковский).
Марина Андреева 10 12.04.2024 01:10 Заявить о нарушении
катятся яблоки
императоры умирают
птицы поют
деревья цветут
даже если больны
обыкновеннейший день
когда катятся яблоки
императоры мрут
птицы поют
деревья цветут
невзирая на то
что стоят по колени
в воде
)))
Плотников Анатолий 11.04.2024 07:13 Заявить о нарушении
их было
было
слишком много было
их раздавали напролёт
возможно в этом смысл
и счастье нашей кармы
но память плачет изредка о них
как о себе
когда не очень больно
)
Плотников Анатолий 11.04.2024 07:20 Заявить о нарушении
и настоящий
вместе с ним
и я не мёртвый
я его однажды долго
видел
как бы наяву
оказалось
что не видел
даже миллиардной части
ну и что
а то что видел
было всё же хорошо
)
Плотников Анатолий 11.04.2024 07:36 Заявить о нарушении
кислой капустой
и ван гог
и дали
и ампир
унеслось куда то искусство
лишь веласкеса кони остались
)
Плотников Анатолий 11.04.2024 07:45 Заявить о нарушении
Обязан я жизнью ТВОИМ СТИХАМ, ТЕБЕ, душа родная! И как хорошо, что "Моби Дик плывёт над рыбаками", и..., И всё так красиво(высшая степень любви моей бабушки Анастасии Трофимовны ко мне-"жалкий ты мой".)
Читая Твоё мне завсегда не хватает дыха...
29 апреля на вднх прошла премьера "Кукушойда", был, волновался, но ребята молодцы. Это твоя заслуга!!! Я ведь стесняюсь, какой я писарчук. Надо поблагодарить Валерию, она упорно печатает,казалось бы уже пронафталиненные мои рассказики. Обнимаю, душа родная!.
Николай Подрезов 06.04.2024 20:51 Заявить о нарушении
Перстнева Наталья 06.04.2024 20:58 Заявить о нарушении
Николай Подрезов 06.04.2024 21:13 Заявить о нарушении
И тут тоже много музыки. Она у Вас своя, индивидуальная: напевность вместе с интеллектуальностью. Неуловимость и музыка.
Вот стихи на уровне самой настоящей Поэзии:
«Спи скорей»,
«И на краю вселенной»,
«Закаты Молдавии».
И эти тоже очень хороши:
«Письмоносец»,
«Город на холмах»,
«Сумерки Молдавии».
Цикл лирический и мифологический. Мифологический - по сюжетам и самОй своей атмосферой.
«Спи скорей» - одно из лучших у Вас, Наталья, по-моему. Это уже уровень классики. Отзывается в душе щемяще. Сначала слышишь его как затихающую красивую песню - будто бы и правда колыбельную. Вспоминается А. Тарковский:
* * *
И это снилось мне, и это снится мне,
И это мне еще когда-нибудь приснится,
И повторится все, и все довоплотится,
И вам приснится все, что видел я во сне.
Там, в стороне от нас, от мира в стороне
Волна идет вослед волне о берег биться,
А на волне звезда, и человек, и птица,
И явь, и сны, и смерть - волна вослед волне.
Не надо мне числа: я был, и есмь, и буду,
Жизнь - чудо из чудес, и на колени чуду
Один, как сирота, я сам себя кладу,
Один, среди зеркал - в ограде отражений
Морей и городов, лучащихся в чаду.
И мать в слезах берет ребенка на колени.
Но Тарковский поднялся в тот мир идей, платоновский мир, увидел, как действуют Божественные силы,- и это его вдохновило. Он ощутил, что у нашего земного мира есть прочная опора, что те могучие надмирные силы не могут заниматься бессмыслицей, что там всё стройно и красиво, а наш земной мир - это зеркальное отражение мира Божественных сил. Поэтому и своё стихотворение Тарковский заставил звучать торжественно, величаво - оно тоже зеркальное отражение высшего мира. А у Вас совсем другая тональность. Платоновский мир идей - это полёт птицы, а не сама птица, это прыжок кошки, а не сама кошка. Какое им, творящим силам, дело до "Перьев, косточек, сердечка"? Они смотрят сны про свои идеи. Не жалко им хрупких косточек, не жалко будет и "потушить ночник"... А если кто-то из людей и утешает себя надеждой на Бога - что ж, спи, дружок... (Ну, а я то перехожу на точку зрения Арсения Тарковского, то на Вашу, Наталья. Но в основном - Тарковского.)
Видимо, смысл человеческой жизни всё-таки есть:
"Это только наши души
Превращаются в людей
Посмотреть, как солнце светит
И выходит в облака
Ветер - главное на свете -
Перелистывать века".
"Не может быть, но если и умрет
Моя любовь, меня опережая,
Пообещай, что свет не пропадет
И на краю вселенной, и за краем". -
Души шлифуются страданием. И просветляются любовью.
Марина Андреева 10 06.04.2024 17:42 Заявить о нарушении
Перстнева Наталья 06.04.2024 21:01 Заявить о нарушении
Что ж, может быть, и ещё напомню когда-нибудь...
Марина Андреева 10 07.04.2024 22:37 Заявить о нарушении
пролетает птеродактиль
ящер маленького леса
открывается матрёшка
из неё созведья нот
а потерянные люди
бродят в заводях
и плёсах
спят в себе легко волшебно
словно тёплым снегом - сном
наташ, твои стихи - это - супервидео. я же попробовал по нему щёлкнуть пару раз фотоаппаратом. а потому что мне проще быть спринтером)))
Чжуань Зы 06.04.2024 15:40 Заявить о нарушении
мы сейчас с дядей рентгенологом выбрасывали из дому всякие защитные моменты килограммов по надцать и прочие радиоактивные штучки, ибо пора на пенсию к девяноста годам, но он честно до последнего сопротивлялся)
Перстнева Наталья 06.04.2024 21:08 Заявить о нарушении
не хилый у тебя, во всех отношениях дядя. в 90 на пенсию.) я правильно понял, что он на дому ещё и рентген кабинет организовал?
))
Чжуань Зы 07.04.2024 05:49 Заявить о нарушении
Перстнева Наталья 07.04.2024 12:26 Заявить о нарушении
«Прекрасная ложь»,
«Карандаши»,
«У края ресниц»,
«Сирень» -
замечательно Вы пишете, Наталья. Глубокие темы. Честность и искренность. Свои, не заимствованные образы. Хорошая обработка стиха.
Здесь - и о том, чтО из себя представляет человеческая жизнь, мир отдельного человека:
"Ты, как всегда, найдешь, кому больней,
Пообещаешь обнимать сильнее.
И сколько есть у боли степеней -
Ты все пройдешь, ничуть не сожалея".
"Повторяется дважды кино.
Отчего же так хочется плакать?"
И в конце жизни окажется, что взять с собой в облачный город нечего - кроме памяти о боли. А разве это такое уж сокровище?
"Из миллиона бесполезных дел
Схватить успею самое пустое.
Так, чтобы город не отяжелел,
Без разницы, один или со мною".
И о том, что всё это было не раз, человеческие судьбы похожи из века в век:
"На картину случайно зайдешь,
Промелькнешь в проходном эпизоде.
И искусства прекрасная ложь
Повторит: «Ничего не проходит»".
Счастье только поманит тебя - и уже уходит сквозь пальцы. Красотой мира, созданного Богом, только залюбуешься - а она уже умерла.
"И уже не совсем человек
Отвечает волне: «Я готов.
Я уже не боюсь ничего.
Я готов раствориться в реке.
Я слезою Отца моего
Прокатиться пришел по щеке»".
Наверно, Творец в конце концов устанет от этих слёз - человеческих судеб,- катящихся и катящихся по Его щекам. И закончит этот свой эксперимент. Об этом говорит провидческий сон:
"Сколько раз, оказавшись во сне,
Мы бежали из этого сна,
И опять накрывала волна,
И опять просыпались на дне..."
Так увидела этот цикл я. Могу и ошибаться. Потому что тут всё - намёками. И это делает цикл очень поэтичным.
Марина Андреева 10 04.04.2024 19:15 Заявить о нарушении
Мрачный, я бы сказала, цикл. Серьёзный разговор с Богом:
"Любой из листьев виноват
И будет сорван в искупленье,
Познавший кровную вину...
...И не докажут теоремы.
О том, что дети за отца…
О том, что не было подвоха…"
Мир обречён, "Все дороги ведут в никуда". Или это тебе нашёптывает Мефистофель?..
Наталья, Вы человек, много вобравший в себя из области литературы и вообще культуры. Мне оказалось доступным не всё, о чём Вы здесь сказали. Больше других понравились стихи:
«Старик Шекспир»,
«Oblivione».
А «Лорелея» -
это вообще шедевр, по-моему. Магическое стихотворение. Завораживающее. И оно что-то мне напоминает, оно откуда-то знакомо... Интересно - почему?
Марина Андреева 10 31.03.2024 19:39 Заявить о нарушении
Мне тоже кажется, что я знала этого мальчишку, спасибо, Марина, о нем и главное.
Перстнева Наталья 01.04.2024 13:52 Заявить о нарушении
В "Лорелее" мне удивительно знакомы вот эти образы:
"...Человек у окна и метель за окном.
Близорукий старик - словно пепел и дым..."
"День и ночь у окна он не гасит огня,
Где бы я ни была, он глядит на меня.
И белесые губы, немея,
Повторяют в бреду: «Лорелея»".
"...Только пепел и дым, и на небе луна
Облака распахнула мальчишке.
Он обнимет немецкую книжку
И уснет у слепого окна".
Хоть это не строго сонет, но впечатление сонета.
Марина Андреева 10 02.04.2024 16:56 Заявить о нарушении
Снова МУЗЫКА. Какая-то ломкая музыка, смутная, тревожащая. Как звон разбитого стекла. Утончённые стихи:
«Небесная механика»
(«Как будто птицу не заговоришь...»,
«Не обращать, не трогать вслух...»),
«Два моря».
Сначала просто поддаёшься обаянию каждой строчки в отдельности. Потом перечитываешь и пытаешься уловить суть. Но смысл стихов неуловим. Разве только он в том, что и вся "Небесная механика" имеет не очень-то понятный смысл. Птицу заводит Птицелов, и она начинает петь. Но песня и красота выходят из подчинения, а это не то, что замышлялось Небом...
Думаю, что я ещё перечитаю многие Ваши циклы, Наталья. Пока хочется оглядеться, получить первое впечатление от разных циклов. Потом можно будет уделить больше времени каждому из них. Тогда я скажу что-нибудь более толковое.
Марина Андреева 10 26.03.2024 10:13 Заявить о нарушении
Перстнева Наталья 01.04.2024 13:58 Заявить о нарушении
Спасибо, что читаете мои сборники поэтов.
Марина Андреева 10 02.04.2024 16:58 Заявить о нарушении
Наталья, в этом цикле правда много поэтического, своеобразного. Хорошо, что его любят. Вот мои "литературоведческие" потуги - оно того стоит...
Как и от Блоковской «Незнакомки», от цикла веет "духами и туманами".
О некоторых вещах люди не любят говорить честно и прямо. О том, что наша жизнь проходит в суете, о том, что мы почти не знаем, что такое настоящая жизнь, сильные чувства, счастье. И вот твоя жизнь уже подошла к своему закату. Тебе осталось совсем немного дней впереди - а они по-прежнему один за другим уходят впустую.
"А каждый лист наперечет,
Скупой итог осенних хроник.
А каждый день как посторонний,
Лишь календарь листок обронит -
А каждый лист наперечет".
Сказать о себе самом почти нечего. Но люди не признаются в этом ни себе, ни окружающим. И прячутся за ширму "не прожитого нами". Что-то нас понуждает искать общения с людьми, а если есть хоть какие-то задатки, то так и тянет писать стихи. "Наверно, зовут..." ("...и дожди перехожие входят"). Чувствовать себя несчастливым, одиноким тяжко - наверно, поэтому и пишутся стихи.
"Вдруг - не любовь, но уже собеседник.
Вдруг - камертон, резонатор, ответ.
Так безнадежно горит пустоцвет
Летнею краской под ветром осенним".
Но если многие строчат стишки о "не прожитом нами", то Вы, Наталья, стремитесь сказать что-то искреннее, "Грустно и сладко, горько и нежно". И всё же сказанное Вами прикрыто дымкой. Блоковская Незнакомка загадочна, и образ из данного цикла тоже загадочен.
"Примерно так обводят мелом / Места печальных происшествий",
"Это снежная память чужая, / Запрети ей стоять под стеной!",
"Я ведь скажу «прости»",
"Я бы с тобой поделилась надеждой...".
Отмечу замечательные стихи, своеобразные, неповторимые:
«О другой»,
«Сверчок»,
«Первому ливню»,
«Облако».
На "втором месте", на мой взгляд:
«Осенние листья»,
«Мелом»,
«Катится слово»,
«Автодорожное»,
«Пеликаны».
«Первому ливню» - о том, что счастье - пополам с горем. Да и не удержишь его. Но когда так остро чувствуешь красоту природы, когда пишешь такие тонкие стихи - значит, ты любишь... И всё обостряется ещё больше, "Когда всего пол-облака до края".
Марина Андреева 10 23.03.2024 20:10 Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Марина за немимоходный взгляд, без живых глаз и стихи мертвы, ну, или сложены в камере хранения.
"Первому ливню" - вообще один из самых давних, под него все и росло)
Перстнева Наталья 23.03.2024 22:49 Заявить о нарушении
Ваши стихи надо бы издать по-настоящему, Наталья. Печатными сборниками. Но вот в сборники, думаю, включать нужно уже не всё, а лучшее. Отбирать - это, конечно, дело автора. Но и читательское мнение стоит учитывать.
Наталья, на самом деле у Вас каждое стихотворение имеет свою ценность. Все - содержательные, в каждое вложены нетривиальные мысли. Просто я в поэзии очень ценю музыку, вот и выделяю наиболее музыкальные. А в циклах должно оставаться всё, каждое стихотворение поясняет предыдущие и следующие.
Марина Андреева 10 24.03.2024 17:51 Заявить о нарушении
Марина Андреева 10 24.03.2024 17:55 Заявить о нарушении
Перстнева Наталья 24.03.2024 22:37 Заявить о нарушении