Лена Сапфир - написанные рецензии

Здравствуйте,

Ваш цикл посвящённый Рубцову. Привожу текст для удобства:

«Прощальная Река - Поэту»
              Памяти Николая Рубцова
                                                                
                            "Он вышел на берег морозной,
                         Безжизненной страшной реки."
                                              Н. Рубцов              

«Говорят – я тебя убила…
Всем скажи, что ты сам споткнулся.
Не поверят, что горько любила.
Говорят – с ней Рубцов загнулся.

И тебе не поверят нисколько,
И тебя не услышат тоже.
Всё твердят – был несчастным Колька.
День январский сегодня, 
Погожий.

2

Утята весной в затоне 
Скользят, возле берега прячась.  
Целуешь мне тихо ладони.
Смешное неловкое счастье.

Рогоз над рекой раскрылся,   
Пушинки теченье сносило.
Какая волшебная сила   
В объятья влекла на пирсе?   

Над плёсом ветер упругий
Волну нагоняет стыло.
Что нас друг к другу толкнуло?
Какая нелепая сила?

Когда затрубил у причала
Корабль, обогнувший мели, 
– Поедем? – спросил. Смелея,
Тебе отвечала:
– Поплыли!

Какая дикая сила
Друг к другу нас бросила? Вечность?
А лодку уже уносило.
И пух за кормою. И нежность.

3

Раньше всех облетали берёзы, 
Белизну коры обнажали.
Обомлело, не очень тверёзо
Мы с тобой к реке забредали.

Выбор мой, мой птенец и свобода,
Знали брод в реке, иль не знали?
Целовались светло и бредово.

Бересклетной бусиной алой,
Карамельной конфетой медовой
На закате солнце играло.
Очарованно, счастливо, вдоволь.

Говорят, что так не пристало.

Опостыло зима налетела –
Злой январь для тебя стал смертельным.

4

Тень от решётки ложится,
Тоненько свет льётся.
Время – быстрые спицы –
Петлями пряжа вьётся. 
Зимнее низкое солнце
Запонкой бьёт в о'кна.
Даже не смеешь мне сниться, 
Коленька»
-------------------------------------------------------------------------------

Цикл посвящен ПАМЯТИ поэта...

Всегда почему-то смущаюсь перед «посвящено памяти..». Если посвящено памяти, думаю себе, значит должно эту самую «память» содержать, выражать в слове. Целую память выразить, это как целую жизнь! Сложнейшая задача. И очень ответственная. Надо как-то сказать, прежде всего, о главном свойстве поэта — выразить главное свойство поэтики, выразить черты и чёрточки характера надо, в нескольких ёмких строчках, судьбу сказать. Важно, при этом, не скатиться шаблоны и банальности, в панибратство, чтобы не друганом выглядеть в строчках, а другом. Важно ненароком не допустить подмены «его» на «себя», чтобы не написать «память самому себе»! Наконец, важно проявить уважение к адресату — через взвешивание своих творческих сил и возможностей. Вот так я понимаю задачу, стоящую перед тем, кто захочет написать стихотворение-посвящение (стихотворение памяти).

Насколько решена эта (мною сформулированная) задача в данном стихотворении?
И насколько задача — не решена?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Вадим Шарыгин   08.04.2016 22:43   Заявить о нарушении
ПРОДОЛЖЕНИЕ

Итак, вкратце, поэтика Рубцова — это тихая, будоражащая чувства лирика близкая к есенинской, но не «родная сестра» ей, без сложных метафор, акцент на напевной интонации, подчас пронзительно высокие ноты, нет слишком уж вышколенных рифм, ярких и яростных образов, лирический герой непросто не мыслит себя без родины, но и живёт-то на белом свете, и поёт стихи только потому, что она у него есть, Родина, что она вот такая — олицетворяющая мирную, добрую, неприкаянную или очень одинокую на земле человеческую душу.

Каким человеком был Николай Рубцов? Детдомовец, старшина второй статьи, дальномерщик на эсминце Северного флота, Аскетическая скромность, хмельные скандалы, трагизм обстоятельств, смятение души... Слава, разменивающая нервы на оборону от зависти, треклятая мнительность, чрезмерная подозрительность, привычная безалаберность, рассеянный и порой обращённый вовнутрь взгляд, блуждающая улыбка — всем вообще и никому в отдельности, недоверие к сентиментальной доброте женщин и картинной мужественности мужчин...Говоруна литературщика мог публично назвать графоманом... «Слишком открытый вы, незащищённый..придётся горько расплачиваться..» - сказала Рубцову на экзамене в Литинтституте доцент Утехина. «Как же живёте таким незащищённым?» - спросил Дзержинский Есенина...

Рубцов — «рубец на челе отечественной поэзии». Рубцов — приют для русской души, для одинокой души? — нет — для души, которой одиноко в человеческой жизни и вольготно в мире природы!

«Ночь коротка. А жизнь, как ночь, длинна.
Не сплю я. Что же может мне присниться?
По половицам ходит тишина.
Ах, чтобы ей сквозь землю провалиться!
Встаю, впотьмах в ботинки долго метясь.
Открою двери, выйду из сеней...
Ах, если б в эту ночь родился месяц —
Вдвоем бы в мире было веселей!
Прислушиваюсь... Спит село сторожко.
В реке мурлычет кошкою вода.
Куда меня ведет, не знаю, стежка,
Которая и в эту ночь видна.
Уж лучше пусть поет петух, чем птица.
Она ведь плачет — всякий примечал.
Я сам природы мелкая частица,
Но до чего же крупная печаль!
Как страшно быть на свете одиноким...
Иду назад, минуя темный сад.
И мгла толпится до утра у окон.
И глухо рядом листья шелестят.
Как хорошо, что я встаю с зарею!
Когда петух устанет голосить,
Веселый бригадир придет за мною.
И я пойду в луга траву косить.
Вот мы идем шеренгою косою.
Какое счастье о себе забыть!
Цветы ложатся тихо под косою,
Чтоб новой жизнью на земле зажить.
И думаю я — смейтесь иль не смейтесь —
Косьбой проворной на лугу согрет,
Что той, которой мы боимся,— смерти,
Как у цветов, у нас ведь тоже нет!
А свежий ветер веет над плечами.
И я опять страдаю и люблю...
И все мои хорошие печали
В росе с косою вместе утоплю»

------------------------------------

«К чёрту стилистику, если она мешает мне выразить то, что я хочу!» - из спора Рубцова с преподавателем стилистики касательно излишнего «эх» в стихотворении «Осенняя песня»:

«Потонула во тьме отдалённая пристань.
По канаве помчался — эх — осенний поток...»

--------------------------

«-Ничего. Обойдётся. У тебя хоть какой-то, да всё же тыл есть. А у меня и того нет — как говорится, ни дома, ни лома. Ехать бы вот надо, а к кому, кто ждёт? По друзьям всё мотаюсь. Надоел, поди, всем до чёртиков...»

«-Даже у Есенина никогда не было своего угла... — Рубцов соседу по комнате, сквозь плачь навзрыд, однажды, поздней ночью...

---------------------------

У Рубцова ощущаешь способность поэта истинного: от детали, эпизода памятного — вдруг вознестись до широкого жизненного обобщения.

«Учитесь, соотечественники, у поэта Рубцова не проклинать жизнь, а облагораживать её уже за то, что она вам подарена свыше, и живёте вы на прекрасной русской земле, среди хорошо Богом задуманных людей... И ещё одна очень важная отличительная особенность поэзии Рубцова. Когда он про себя писал «душа моя чиста» - это было истинной правдой» (Виктор Астафьев)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Вадим Шарыгин   08.04.2016 22:45   Заявить о нарушении
ПРОДОЛЖЕНИЕ

«Самый неоспоримый признак истинной поэзии — её способность вызывать ощущение самородности, нерукотворности, безначальности стиха. Мнится, что стихи эти никто не создавал, что поэт лишь извлёк их из вечной жизни родного слова, где они всегда — хотя и скрытно пребывали. Лучшие стихи Николая Рубцова обладают этим редким свойством» (Вадим Кожинов)

«Вот летят, вот летят... Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли — и вновь сиротеют душа и природа
Оттого, что — молчи! — так никто уж не выразит их...»

--------------------------------

Как живёт талантливый поэт?
Скажу, вам, не понаслышке, но как тот самый талантливый поэт: еле-еле живёт, еле-еле преодолевая действительность — превозмогая мир — претерпевая добрые и злые чувства обыкновенных в восприятиях людей!

Еле-еле живёт.
Неприкаянным : в быту.
Непреклонным: к суррогатам поэзии
Непрестанным: в провозглашении поэзии жизни с помощью поэзии слов.

Цикл памяти начинается с места в карьер: с «убила/любила, споткнулся/загнулся». Что это — домысел, отсебятина насильственно присвоенная ныне здравствующей Дербиной, попытка заговорить за неё своим голосом? Может быть в собственном стихотворении лучше от своего имени говорить о поэте? — в чём и кому «не поверят нисколько»? Кого «тоже» «не услышат»? На мой взгляд, первое стихотворение Цикла — это не просто кусок необработанных мыслей, вывалившийся из сознания автора, это кусок «безмыслицы», крупа словечек — это «сказанутость» — чуждая, прежде всего, самому Рубцову, нивелирующая, а не восполняющая его память.
Не слишком ли опосредованное отношение к Рубцову имеет второе стихотворение цикла? Это стихотворение не о Рубцове — об авторе цикла, влюбившейся посмертно в поэта. Любовь — это прекрасно. Но Рубцов пока что представлен — только как находка для авторских чувств, не более того. Где сам Рубцов? Где память о НЁМ?
Вопросы, вопросы...

Любовные авторские фантазии — составляют третье стихотворение цикла. Рубцова и памяти о нём, по прежнему, всё ещё, нет и в помине. Пора посвящать Цикл не Рубцову, а например: «Во здравие Лены Сапфир»...

Не очень сочетаются «обомлело» и «забредали», поскольку «обомление» это остановка, оцепенение, а забредали — глагол движения. «Тверёзые» обсуждать не берусь. Мне лично не легло на душу.

Запанибратское обращение к Рубцову мой «птенец» - не знаю, что бы сказал «маме-гусыне» «птенец Рубцов», могу предположить...

«Опостыло зима налетела» - либо опостылела, либо налетела, а совмещать «ежа с колючей проволокой» - не по-рубцовски.

Да и солнце, «играющее бусинкой алой» и «медовой конфетой»? Лучше безобразность совсем, чем безобра'зный образ, то есть образ не содержащий в себе смысла — не отражающий — по сути, ничего — словесная пустышка. Дорого место в строке, время идёт, о Рубцове ещё — ни слова, ни звука, кроме залихватского упоминания имени в рифме «нисколько/Колька».

И завершает цикл памяти о великом русском поэте Николае Рубцове — солнце, стрельнувшее запонкой в окно авторши. Так вот, «Коленька», вот и вся память!

Прошу извинить меня за ёрничание, но, поверьте, повод дан и повод явный, ни слова о ПАМЯТИ — сути поэта, только путанные любовные авторские фантазии, и ужас состояния дел с восприятием людей со стишками — множество восторженных откликов на эту «память»!
Прости, Рубцов, это всё от любви, от любви автора о себе самой, поэтому-то так извечно тягостно на земле живётся талантливым поэтам...

Извините.

Вадим Шарыгин   09.04.2016 00:21   Заявить о нарушении
Благодарю.

Лена Сапфир   09.04.2016 02:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нынче ж оттепель, откуда...» (Константин Фёдорович Ковалёв)

Какое замечательное стихотворение! Глаза распахнулись от удовольствия!
Пламенные хлопья света - мм... лл...
а потом - хр...усть - это "Свет хрустит в вороньих лапах, - уже рр...
А с поцелуем - очень страстно получилось, а с бизе - вкусно.
Спасибо Вам, дорогой Константин Фёдорович!
Радости и света!

Лена Сапфир   09.02.2016 02:52     Заявить о нарушении
Дорогая Лена!

В Вашей рецензии так много вкусных и нежных междометий, что, наверное, если бы она была написана на незнакомом читателям языке, можно было бы легко понять, что моё стихотворение оказалось для Вас приятнейшим десертом, и Вы не оставили не съеденным даже тот кусочек бесподобного безеподобного света, который проворонила ворона, и он поцелуем упал в самое сердце человека(!).

СПАСИБО!!!
Счастья Вам!
Ваш Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   09.02.2016 16:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Женщина в синей кофте. Романс» (Рафаэль-Мендель)

Женщина в синей кофте
Не хочет в туман уходить.
Рядом ей быть позвольте
И вместе камин растопить.

Раструб высоких сосен
Играет полуночный блюз.
День без тепла несносен,
И женщина скажет: «Томлюсь

Грустью без Ваших песен.
Где Вы скитались, Поэт?»
Мир без любви несносен,
Словно безумия бред.

Словно в высоком лифте –
Вспыхнет до звёзд сонет.
Женщине в синей кофте
Не говорите: «Нет».

Я и сама ведь знаю
Горькой разлуки строфу.
Я и сама имею
Синюю кофту в шкафу.

Лена Сапфир   05.02.2016 15:29     Заявить о нарушении
Рецензия на «Вселенские сугробы...» (Константин Фёдорович Ковалёв)

Здорово! Как здорово, потрясающе свежо. Звукопись какая! Дома-подснежники, Дамы. А "счастье – от ума" ! А всё потому - что обновление.
Счастья Вам, Ваша Снежность!

Лена Сапфир   04.02.2016 01:21     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Ваше Сапфирное Сияние, за добрые слова и особенно за подчёркивание роли звукописи. Многие поэты не подозревают о её существовании, даже если пользуются ею. Кстати, у Пушкина, у которого образность была несравненно невыразительнее, чем у Лермонтова, звукопись решала всё. Он писал звуками, как композитор. Вот почему его стихи гаснут при переводах на другие языки, в отличие от Гейне: звукопись и у Гейне, и у любого поэта при переводах пропадает, но образность сохраняется и делает Гейне общечеловеческим поэтом, при всём его удивительном немецко-еврейском колорите.

И Вам счастья!
Ваш Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   04.02.2016 21:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нас годы старости гнетут...» (Константин Фёдорович Ковалёв)

Здравствуйте, Константин Фёдорович!
Какое пронзительное стихотворение. Оно необычно правдивостью, неимоверной искренностью и обнажённостью, тем, что написано человеком, способном говорить такие слова с высоты своего жизненного пути. Тем, что построено на контрастах:
- п е р с т (один-среди-толпы -- к челу приставил). Этот самый перст - как знакоуказатель - фокусирует мысль;
- старость -- юность.
Одиночество... Понятная каждому тема. Спасибо Вам за стихи!

Лена Сапфир   04.02.2016 01:16     Заявить о нарушении
Да, Лена, в тот момент, когда я "нащупал" первые звуки этого стихотворения, я действительно испытал острую тоску одиночества, и стихотворение получилось, потому что было искренним. А до этого я целый час или больше думал, что бы мне написать такое бодрое(!). А это была бы неправда. И Муза не соглашалась со мной, пока я не стал говорить стихами "как на духу"(!).
Вот правда - это то, что позволяет нам творить без лжи.
Извините, что сразу не ответил ни на обе Ваши рецензии, ни на Ваше письмо: плохо себя почувствовал и пришлось отдохнуть, позволив перед этим моему коту Мурру полечить меня. Он, несмотря на моё сопротивление, если я, конечно, сопротивляюсь, бросается ко мне, лежащему, на грудь, а потом устраивается на болеющей части тела и занимается волшебным лечением. И как только он поймёт, что курс лечения закончен, он спокойно соскакивает с моей груди или другого места и спокойно удаляется. Так ведут себя многие коты и кошки.

С поклоном,
Ваш Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   04.02.2016 22:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Возвращался я из Витебска» (Валерий Винарский 2)

"У Поэтов не бывает возраста - если настоящий он Поэт". Что за чудо Ваши песни! С Алисой - прелесть. У Вас - очень молодой голос и молодые стихи.
Рада знакомству с Вами, Валерий. Буду возвращаться.

Лена Сапфир   03.02.2016 23:27     Заявить о нарушении
Если есть у Вас возможность найдите в скайпе "Валерий Винарский" или назовите ник своего скайпа. Удивлю в общении.

Валерий Винарский 2   03.02.2016 23:33   Заявить о нарушении
С УДОВОЛЬСТВИЕМ !!!
Но уже поздно. Давайте завтра, хорошо?
Валерий, у Вас - гениальная память. Скажите, Вы встречали эту девушку? http://www.stihi.ru/avtor/sapphire3fired
Не в коем случае, не я.

Лена Сапфир   03.02.2016 23:44   Заявить о нарушении
Не встречал, но был бы счастлив.

Валерий Винарский 2   04.02.2016 22:31   Заявить о нарушении
Я даже не знаю - жива ли она сейчас. Если вдруг что-то узнаете о ней, напишите мне, пожалуйста. Хорошо?

Лена Сапфир   05.02.2016 00:15   Заявить о нарушении
Зачем нам с Вами кто-то еще. Пока я есть. Воспользуйтесь.

Пусть уже мне не прослыть повесой,
не молоть весенней чепухи,
за меня еще покуролесят
все мои веселые стихи.

Не теперь, но рано или поздно
всем, кого желал я, быть со мной.
И не раз мой стих осушит слезы
молодой, неопытной, иной.
***

Валерий Винарский 2   05.02.2016 02:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Три удаленных анонса» (Валерий Винарский 2)

Я прослушала Вашу песню. Очень лёгкая и весёлая. Благодарю Вас, Валерий.

Лена Сапфир   03.02.2016 23:22     Заявить о нарушении
Странная Вы девушка. Все молчат, а вы слово человеческое сказали.

Валерий Винарский 2   03.02.2016 23:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Апрельский мотив в феврале. Блюз» (Рафаэль-Мендель)

"Стихи - как заклятье" - как призыв к возрождению.
Рафаил! Вы как всегда - неподражаемы! Умеете радовать и удивлять! Столько светлого чувства в Ваших весенних стихах.
"Проснись же, на дворе поёт апрель Стихами золотых любовных радуг", - сердце не может не откликнуться на такой призыв.
У меня родилось ответное стихотворение. Можно показать Вам?

Лена Сапфир   03.02.2016 22:48     Заявить о нарушении
Конечно.Стихотворный отклик всегда интересен.

Рафаэль-Мендель   04.02.2016 16:04   Заявить о нарушении
С радостью!

***
Звёзд малавийских пудра выстелит небосвод.
Стриж, собирайся в дорогу через экваторный мост.

Из-под снегов, подснежник, выйди на свет заревой.
Весело стая зарянок вьётся в округе лесной.

Мёд, молоко и флейта – свадебный круг торжества.
Ранняя дымка над миром тихо рождает слова.

Заревом плещет небо. Милость кому-то и свет.
Друг повстречает подругу – счастье услышит в ответ.

Нити волшебных радуг, золото светлой любви
Нежно положит в ноги – взглядом одним позови.

Вот оттого-то птицы в дальний пустились полёт.
Вот оттого моё сердце песни призывно поёт.

Лена Сапфир   04.02.2016 16:18   Заявить о нарушении
Есть опыт влажных трав, есть опыт умиранья.
Бегущая на свет из муравьиных нор,
Печалится тропа, обременяет знанье,
Свивается сюжет, восходит приговор.

Рождается роса и окропляет камень,
И никнет в полдень злак, встревоженный косой.
Есть умиранье трав, и опыт прорастанья.
И первозданных нив забудется покой.

Но вспыхнет тонкий луч – прощанье неизбежно –
И память побежит израненной строкой,
Чтоб воскресить на свет – и то, что невозможно.
Из раннего. На свет. Скворец мой неземной,

Есть прорастанье трав и умиранье света,
И плещет тонкий луч сквозь омут золотой.
Когда б не родились, не вспомнили ответа,
Подстерегает смерть закатною чертой.

Есть опыт первых трав, и опыт перелёта.
Птенец мой золотой, свивается сюжет.
Когда ты прилетишь – встревоженная нота –
И брызнет юный лист и влажный тёплый свет.

Когда ты прилетишь…
Рождается весенний
Из горла твоего
Неповторимый свет.
Ты вспомнишь опыт трав.

И опыт сожалений
Да не придёт на ум

Как зимний долгий бред.

Лена Сапфир   02.09.2017 11:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «засуха» (Алекс Шубин)

Понравилось пронзительными образами и эмоциональной напряжённостью. Проголосовала.

Лена Сапфир   26.01.2016 12:39     Заявить о нарушении
Рецензия на «ночное озеро» (Алекс Шубин)

Сочетание "Озера", "уключин", "женского голоса" (визга), "близко", "тайным знаньем" - опасное сочетание.

Лена Сапфир   26.01.2016 12:35     Заявить о нарушении