Поэтический Всестихирный Мегаконкурс - Номинанты

Творческая Мастерская Ежи
___________________ НОМИНИРОВАННЫЕ ДЛЯ ФИНАЛА СТИХОТВОРЕНИЯ ___________________

1) . . 76. Анука . . . "городской взгляд на корову" . . http://www.stihi.ru/2008/05/03/3567 . . (СИМОН СЛУЦКИН, ИРИНА КАМЕНСКАЯ, ДМИТРИЙ ДЁМКИН, САРА БЕТ БЕРНАР, МАРИНА РАТНЕР)

2) . . 73. Иван Грозный . . . "сорок первый" . . http://www.stihi.ru/2009/02/05/4713 . . (ДМИТРИЙ ДЁМКИН, САРА БЕТ БЕРНАР, АНАТОЛИЙ ЛЕМЫШ)
3) . . 155. Сара Бернар . . . "Война и пир" . . http://www.stihi.ru/2009/06/30/6646 . . (МАРИНА РАТНЕР, АНАТОЛИЙ ЛЕМЫШ, ЯН БРУШТЕЙН)

4) . . 51. Геннадий Акимов . . . "Юродивый" . . http://stihi.ru/2009/06/08/6341 . . (ЯН БРУШТЕЙН, ИРИНА КАМЕНСКАЯ)
5) . . 65. Евгения Офимкина . . . "На лету" . . http://stihi.ru/2009/06/01/6667 . . (ЯН БРУШТЕЙН, АНАТОЛИЙ ЛЕМЫШ)
6) . . 107. Марина Ратнер . . . "Странное приключение на пути из Одессы в Жмеринку" . . http://www.stihi.ru/2009/04/18/327 . . (СИМОН СЛУЦКИН, ДМИТРИЙ ДЁМКИН)
7) . . 122. Наталия Новая . . . "Вдовушка" . . http://stihi.ru/2009/04/14/3017 . . (САРА БЕТ БЕРНАР, СИМОН СЛУЦКИН)
8) . . 156. Сара Бет Бернар . . . " Снег в моей голове" . . http://stihi.ru/2008/12/10/3181 . . (ИРИНА КАМЕНСКАЯ, ДМИТРИЙ ДЁМКИН)

9) . . 7. Александр Кожейкин . . .  "Смерть вертухая" . . http://www.stihi.ru/2009/05/18/1564 . . (АНАТОЛИЙ ЛЕМЫШ)
10) . . 20. Анатолий Лемыш . . . " Домик у моря" . . http://stihi.ru/2008/08/04/77 . . (САРА БЕТ БЕРНАР)
11) . . 59. Дмитрий Дёмкин . . . "Макушка лета" . . http://www.stihi.ru/2009/05/24/4546 . . (САРА БЕТ БЕРНАР)
12) . . 64. Евгения Костюкова . . . "телектонон вольный пересказ" . . http://stihi.ru/2009/01/18/3814 . . (СИМОН СЛУЦКИН)
13) . . 67. Екатерина Ладных . . . "приснится" . . http://www.stihi.ru/2009/04/09/4698 . . (МАРИНА РАТНЕР)
14) . . 88. Константин Невский . . . "Disappointment. Вольный размер" . . http://www.stihi.ru/2009/04/12/7264 . . (ИРИНА КАМЕНСКАЯ)
15) . . 99. Лев Аксельруд . . . "Художник и море" . . http://stihi.ru/2008/03/04/361 . . (ЯН БРУШТЕЙН)
16) . . 101. Ливерий . . . "Время весеннее" . . http://www.stihi.ru/2009/04/13/5388 . . (СИМОН СЛУЦКИН)
17) . . 120. Морж Владимир . . . "Жёлтая река (Усманка)" . . http://stihi.ru/2005/07/11-301 . . (ДМИТРИЙ ДЁМКИН)
18) . . 123. Наталия Шиндина . . . "На Баррикадной" . . http://stihi.ru/2009/06/09/5572 . . (АНАТОЛИЙ ЛЕМЫШ)
19) . . 134. Нина Лёзер . . . "Вам барыня прислала..." . . http://www.stihi.ru/2006/11/18-220 . . (ЯН БРУШТЕЙН)
20) . . 165. Сергей Богомолов . . . "Когда ты небольшого роста" . . http://stihi.ru/2009/05/01/5611 . . (МАРИНА РАТНЕР)
21) . . 172. Сечер . . . "Это трудно сдержать внутри" . . http://stihi.ru/2008/05/11/686 . . (ИРИНА КАМЕНСКАЯ)
22) . . 200. Юрий Ремез . . . "Руки" . . http://www.stihi.ru/2007/12/19/3566 . . (МАРИНА РАТНЕР)




_____ Кроме произведений, выдвинутых номинаторами для участия в финале, номинаторы отметили _____

АНАТОЛИЙ ЛЕМЫШ
1= Bor G - В цвет - http://stihi.ru/2008/10/21/3465
51= Геннадий Акимов - Юродивый - http://stihi.ru/2009/06/08/6341
108= Марина Ратнер Любовная Лирика - В своих мечтах не стоит повторяться... - http://www.stihi.ru/2008/08/22/3474
120= Морж Владимир - Жёлтая река (Усманка) - http://stihi.ru/2005/07/11-301
136= Нью-Эвелин - К точке отcчёта - http://www.stihi.ru/2008/10/30/2224

ЯН БРУШТЕЙН
101. Ливерий = Время весеннее
107. Марина Ратнер - Странное приключение
173. Симон Слуцкин - Парижское бабье лето
174. Стран-Ник - Бродяга
177. Татьяна Гладкая - Глядя в ночное окно



______________________ КОММЕНТАРИИ НОМИНАТОРОВ ______________________

___________________________ ИРИНА КАМЕНСКАЯ ___________________________

Как же трудно анализировать то, что нравится, оказывается. Особенно, когда нравится целиком и полностью – так не хочется отдавать себе отчет, почему. Прошу у авторов прощения за краткость рецензий. Это не потому, что нечего сказать, а потому, что читать такие стихи гораздо приятнее, чем их по полочкам раскладывать.

** Анука. городской взгляд на корову
Давно знаю и люблю это стихотворение. Совершенно неожиданная – и точнейшая образность. Взгляд, действительно, городского человека – сложного человека, чей внутренний мир вмещает и шхуну Магеллана, и топ-моделей, но это, прежде всего, взгляд поэта. Удивительно цельное, доброе, тонкое стихотворение. Мастерская концовка.

** Сара Бет Бернар. Снег в моей голове
Ощущение чистоты, легкости, свободы – и то, что я особенно люблю, единства и гармонии с миром. В общем, то, что я для себя называю музыкой сфер.

** Сечер. Это трудно сдержать внутри
Процитирую одну из рецензий на это стихотворение: «это уже неоплатонизм, язычество, конечно, но в его высшей стадии». Точнее трудно сказать. При всей легкости, прозрачности, стихотворение непростое, с глубокими символами – и в то же время очень живое и теплое.

** Константин Невский. Disappointment. Вольный размер
Очеловеченный город получился очень убедительным. Похоже на портрет – или даже на видеоклип. Цитирую то, что понравилось особенно.
«Сопит за окном ветер»
«Кто-то выкрутил хромированные краны: // Включил дождь».
«И, раскуривая заводские трубы, бежит споро // Энный день встречать»
«Морщинистую пристань солёные губы прибоя // Не устают целовать».
«На океан, выплёвывающий взлохмаченных чаек // На блюдечки облаков».
«А город забывается пастеризованными мечтами // В болезненном сне.»

** Геннадий Акимов. Юродивый
Тут я просто снимаю шляпу. Хотелось бы молча и в задумчивости, но… Нередко звучит эта вечная тема, но нечасто автор становится вровень с ней. Спасибо.



_______________________ САРА БЕТ БЕРНАР _____________________________

** Иван Грозный
Обычно мне не нравятся стихи о войне. И гражданскую лирику я не люблю. Но этот стих подкупает своей суровой лиричностью. Интересная находка – сочетание  устоявшихся фразеологических оборотов, аллюзий и авторской философии. Самое главное – автору удалось не сорваться на дешевую патетику, не сбиться на отступления и рассуждения – сюжет логичен и завершен, главная мысль раскрыта.

** Анатолий Лемыш
Этот стих мне понравился сочетанием иронии  и трогательной нежности. Сюжет напоминает мысленный разговор человека с неким предполагаемым собеседником. Пересказывая события, ЛГ  дает оценку своим действиям и подмечает реакцию на них другого человека.  Это сочетание делает стих забавным и лиричным. Особенно понравилось:
Мы засыпали под визг и топанье сотен крыс, // Словно их стаи во имя Гаммельна шли на мыс,
В топоте этом дрожали и домик, и вся скала. // Я говорил: "Это ежики, детка!" - и ты спала.
А вокруг, как в агонии, рушился белый свет. // Чавкая, пожирал человечество интернет.
Бомбы сыпались. Башни падали. Пел Кобзон. // А я тихие звездопады вплетал в твой сон.
Не смогла устоять перед  умом, душевным теплом и чувством юмора.

** Наталия Новая
Интересная стилизация под  русское народное причитание:  безутешная вдова, скорее всего, ушедшая в монастырь (об этом говорит характер ее рукоделия – церковное золотое шитье) жалуется на свое горе, объединяя его с общей картиной людского горя, связанного с потерей близких в  русско-турецкой войне.  В  стихе нет  обычных для причитаний  риторических вопросов и восклицаний, уменьшительно-ласкательных суффиксов, тавтологических  сочетаний типа «горе горькое», но эмоциональный накал достигается за счет плотности и красочности образов. Стих  обладает не только внешним, чисто техническим, но и внутренним ритмом.  Он насыщен  интересными деталями, богатыми рифмами.  Душевность и лиричность  делают произведение проникновенным и запоминающимся.
 
** Дмитрий Дёмкин
Многослойный стих, построенный на аллюзиях:
~ Береста-река -  Западный Буг. В устье реки Мухавец, при впадении ее в Западный Буг, в конце 10 века появились деревянные и земляные укрепления города-крепости, получившего название Берестье, позже – Брест, на который утром 22 июня 1941 года обрушились фашистские снаряды.
~ Ультима туле (Uitima Thuie, лат.)-  "Последняя Тулла", край обитаемой земли.
~ Илья Муромец – русский богатырь, народный заступник, в православии - Угодник Божий преподобный Илия Муромец, канонизированный  в 1643 г. Покровитель русского  воинства.
Произведение необычно по манере передачи информации – через описание жаркого летнего дня создается  ощущение тревоги и  невозможности что-то изменить.  Хороший образец гражданской лирики, повествующей о войне.

** Анука
Стих построен на образах, призванных вызывать у читателя приятные ассоциации и, как следствие, положительные эмоции. Например:
«корова – это каравелла // и королева у ромашек».
Говорим «каравелла», а перед глазами встает величественное парусное судно с высокими бортами, медленно и грациозно  скользящее с волны на волну. Так же движется по цветущему лугу и «королева ромашек» - корова.  С  царственным достоинством, неспешно. Обычно ромашки ассоциируются у читателя с чем-то родным, привычным, трепетным. Образ королевы ромашек усиливает  эту ассоциацию, делая главную героиню стиха удивительно обаятельной, лиричной, доброй. Автор сравнивает корову то с «Обнаженной Махой» Гойи – и у читателей возникает образ великолепной, загадочной красавицы с томным взглядом, то с солнцем в пятнах и  с небом в облаках – и читатель привычно восхищается  красотой и масштабностью  этих явлений. На шее у коровы не колокольчик, а рында – корабельный колокол – еще одна интересная авторская находка, придающая образу романтичность и некоторую экстравагантность. Ну, и наконец - корова «безразмерное объятье» и «та же печка».  Объятья всегда ассоциируются с добром, любовью, нежностью, печка – с теплом, уютом. Корова – душа деревни. Вывод  логичен, напрашивается сам. Ассоциативный ряд подобран очень удачно. Стих хорош отсутствием  рафинированного, наигранного  восторга, сюсюкающего умиления и псевдофилософских рассуждений о природе животного.  Изящный, хорошо выписанный портрет, который не портит слегка сбоящий ритм, делающий стих живее и ярче.



__________________________ СИМОН СЛУЦКИН __________________________

Всем кому интересная сложная поэзия я, Слуцкин Симон, рекомендую прочесть стих

** 64. Евгения Костюкова - телектонон вольный пересказ
я горд, что разглядел в нём дух современности стоящий на цивилизациях прошлого. Это многослойный, Психоделичный стиш, где читателю предстоит пройти вслед за автором по лабиринтам сложнейших аллюзий и мыслеформ. Стиш – ребус, который каждую минуту открывается новым смыслом. Я живописец – и скажу, что здесь присутствует абстрактная живопись, которую я люблю. Таких стихов на стихире не много.

** 101 - Ливерий - Время весеннее
Я выбрал этот стиш из-за того, что автор, которого я хорошо знаю, пытается говорить новым для него языком. По современному, смело решает поставленные задачи. И точно, как в случае с текстом Евгении Костюковой я пытался выбрать особенный, редкий для стихиры текст.

** 107 - Марина Ратнер Вторая Страница - Странное приключение на пути из Одессы в Жмеринку
Это тоже особенный для стихиры текст и, несмотря на влияние Георга, яркий и самостоятельный. Прежде всего, идея. А некоторые говорят: всё уже сказано. А вот вам, почитайте. Такого ещё не было. Кто не знает, Георг сочинил своего доктора после Марины.



__________________________ ДМИТРИЙ ДЁМКИН__________________________

Взгляд имховый и может не совпадать с другими, в т. ч. авторскими :)

** Анука, “городской взгляд на корову”
И очень “городской” взгляд. Обнажённая Маха, шхуна Магеллана, фигурка из гжели… Представляется, что корова, вдохновившая автора, сначала и была фигуркой из гжели. А потом – фигурой из Гжели) И “деревенское” к концу стиха стало перевешивать – “и муууууу - такое человечье, она сказать хотела - мама!” “печка с рогами”, “та же бабочка”. Но в конце, с “опустевшим колокольчиком”, возвращаемся обратно в городскую квартиру, где на полочке гжель) С другой стороны, наверно, только городской взгляд и может увидеть в корове эту всеобщность, “безразмерное объятье” мира. Здесь я бы назвал концовку весьма сильной, опустевший колокольчик – тот самый образ, который, будучи поставлен на своё место, может сделать из просто отличного стиха психоделику. И делает.

** Марина Ратнер, “Странное приключение на пути из Одессы в Жмеринку”
Единственный стих, насчёт которого не было никаких сомнений: отбирать его или нет. Стих, к которому не было претензий - несмотря на мелкие погрешности, слишком слитые со стихом, чтобы их “подчищать”. Увы, до поправок автора. Калейдоскопичность, разнонаправленность старого варианта нравились мне гораздо больше, они поддерживали необходимую всепроникаемость и всепроникновенность “похождениям” доктора, а это, по-моему, и есть “соль” стиха. К тому же здесь калейдоскопичность не вредила цельности, как и в предыдущем стихе, никаких “цеплялок” не возникало, очень органично было. Самое печальное, что ослабляется психоде эффект, в “Приключении…” центр тяжести не смещён на концовку, соответственно, она сама по себе не может “вытянуть”. Поэтому важно буквально каждое слово и образ. В общем, после конкурса буду просить Марину вернуть старый вариант.

**Морж, “Жёлтая река Усманка”
Отличная лирика. И пример того, что стих без “наворотов” может запросто быть психоделикой и говорить гораздо больше, чем может быть сказано) Автор убрал лишнее) Психоде эффект здесь создаётся в основном чрезвычайно точно и тонко подобранной палитрой – жёлтое, чёрное, белое – с привязкой к ярким, зримым образам, через архетипы и дальше – к тем самым “ниточкам”, которые тянутся за пределы слов.

** Сара Бет Бернар, “Снег в моей голове”
Сложный стих, в котором надо разбираться и (смешно сказать) думать. Игрушечный мир внутри нас повторяет – с поправкой на “лубок” – мир реальный. “Стоит ею встряхнуть” – кто встряхивает, ЛГ или ребёнок-Бог, улыбающийся из-за пределов стеклянной сферы? Когда ему надоест – сезон бесконечных штормов кончится действительно? Ограничены ли мы игрушкой – нашими мыслями, чувствами, воображением, etc.? Или есть ли выход в то “реальное”? И – нужно ли нам оно?..
…Психоделика pure)

** Иван Грозный, “сорок первый”
Нестрогий центон на гражданскую тематику – есть ли что-нибудь ещё, что настолько же трудно сделать порядочным стихом?) А вот автор сумел и это “сочесть” без глума, ёрничанья – и без псевдопатриотических соплей. Респект автору. Всё на своём месте в стихе – и народ, и наполеоны, и победа. Несмотря на убойную концовку и отсутствие явных провалов в тексте, его достаточную цельность и пробивность, я не могу сказать, что это псиде – вероятно, “ненаправленные” смысловые “хвосты” цитат, полуцитат и расхожих выражений всё-таки делают своё в меру чёрное дело(

Наряду с выбранными номинантами я бы отметил ещё:
Симон Слуцкин, “Парижское бабье лето”
Михаил Лемыш, “Домик у моря”
Эльдорадуга, “Чириллица”
Наталия Веденеева, “Вдовушка”
Евгения Офимкина, “На лету”
Евгения Костюкова, “телектонон вольный пересказ”
Сергей Богомолов, “Когда ты небольшого роста”



__________________________ МАРИНА РАТНЕР __________________________

По примеру Димы вставлю свои комментарии сразу сюда.
Не люблю разымать гармонию на части, тем более сколько угодно бывает, что и "части" вроде все какие надо, и соединены вроде правильно, а жизни в стихотворении нет... Поэтому постараюсь покороче.

** "Руки" Юрий Ремез
Корткое выразительное стихотворение в котором всё через край: и чувства автора, и взгляд героини стихотворения (через край готовой вот-вот оборваться жизни? или Через край "стихотворной" реальности" на читателей?), и срезанные лилии, склонившиеся через край вазы (или тянущиеся к свету из глубины пруда?). Стихотворение цельное, без грамма фальши или позёрства.

** "Когда ты небольшого роста" Сергей Богомолов
Прозрачное и глубокое стихотворение, как вода в чистой неспешной реке. О символах, используемых в стихотворении, Сергей сам рассказал в обсуждении на коннкурсе http://www.stihi.ru/rec.html?2009/06/01/8288 , но, мне кажется, он тут подсмеивается над читателями немножко:)) А мне вот представилось, что "небольшого роста" -это не только к возрасту относится...

** "Война и пир" Сара Бернар
Яркое, колоритное, живое стихотворение, вкусный рецепт от житейских горестей:)

** "приснится" Екатерина Ладных
Лёгкая, прозрачная, красочная фантазия, в которую почему-то так хочется поверить...

** Ну, про "корову" Ануки и так уже много сказано...




__________________ ИТОГОВЫЕ КОММЕНТАРИИ ОТ L++ __________________

У меня есть только несколько замечаний:
1. Конкурс подтвердил старую истину: стихов пишется много, а поэтов - мало. Вот и среди номинантов новых имён - мало, всё больше - знакомые мастера.
2. 200 стихотворений - это много. Это очень много. Это слишком много.
3. Не получилось организовать столкновения мнений, точек зрений. Под большинством стихотворений, хорошо если одна - рецензия. А я не думаю, что авторы идут на конкурс ради 8 000 баллов. Я думаю, что именно - чтобы узнать мнение о своих стихах... (Хотя один и заявил что мнение идиотов-ведущих его не интересует... Интересно, а этот-то зачем заявился на таковой конкурс?)