Четвёртый Мегаконкурс ОКНО В ЛЕТО - Победители

Творческая Мастерская Ежи
+++++++++++++++++++++++++++++++  УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ!  +++++++++++++++++++++++++++++++

++++++++++++  Мы рады представить вам победителей Четвёртого Мегаконкурса “ОКНО В ЛЕТО”!  ++++++++++++



Итак, вот победители, выбранные судьями (Яном Бруштейном и Олегом Горшковым):

~~~~~~~~~~~~~ ПЕРВОЕ МЕСТО: “ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ автор Михаил Гофайзен – 10 000 стихиробаллов (в соответствии с правилами: 5 000 Михаилу и 5 000 Евгении Костюковой, принёсшей стих на конкурс).

~~~~~~~~~~~~~ ВТОРОЕ МЕСТО: “ДИСПОЗИЦИЯ ПО ШТЕРНУ” (http://stihi.ru/2010/04/10/8433), автор Сара Бет Бернар – 7 500 стихиробаллов.

~~~~~~~~~~~~~ ТРЕТЬЕ МЕСТО между собой поделили: “НИЗА. СТРАСТИ ПО БУЛГАКОВУ” (http://www.stihi.ru/2010/02/06/7939), автор Гаэлина и “АПОКРИФ” (http://www.stihi.ru/2010/04/19/6046), автор Наталья Чекова – они получают по 3 000 стихиробаллов.



Кроме этого, судьи сочли нужным отметить ещё несколько стихов (см. комментарии ниже):


_________Ян Бруштейн_________


***** "Купола подоконника, кухонный новый Афон..." (http://stihi.ru/2007/04/01-879) , автор Лайда – 750 стихиробаллов (по правилам: 500 Лайде и 250 Гаэлине)

***** "О преимуществе стеблей" (http://stihi.ru/2009/02/28/1853), автор Михаил Микаэль – 1000 стихиробаллов

***** "По мартовским бордюрам" (http://www.stihi.ru/2010/03/06/2350), автор Амаро – 1000 стихиробаллов
.
.
*** "владимиров" (http://www.stihi.ru/2010/03/13/6683), автор Дмитрий Демкин – 500 стихиробаллов

*** "Неподалеку от Одессы" (http://www.stihi.ru/2009/05/08/7138), автор Марина Ратнер – 500 стихиробаллов


_________Олег Горшков_________


***** “На постой” (http://stihi.ru/2010/02/07/2353), автор Светлана Холодова – 1000 стихиробаллов

***** “Я от заступничества мест...” (http://stihi.ru/2007/07/15-191), автор Симон Слуцкин – не получает призовых баллов, т. к. был номинатором.
.
.
*** “О летающих ежах” (http://stihi.ru/2010/01/26/6914) , Евгения Костюкова – 500 стихиробаллов



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~КОММЕНТАРИИ СУДЕЙ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


==================== Ян Бруштейн ====================


1 место: Михаил Гофайзен "Из воспоминаний душевнобольного"

Это, конечно, маленькая поэма, но по условиям конкурса формат ведь не был ограничен. Вещь глубокая, современная и написанная наотмашь. Порой настолько афористичная, что можно растаскивать на цитаты.

2 место: "Диспозиция по Штерну" Сары Бет Бернар.

Даже если бы эти стихи не были столь точной иллюстрацией к известному психологическому феномену, даже если просто забыть об этом вообще, поражает способность автора в нескольких строчках создать маленький, но живой и насыщенный событиями, драмами и комедиями роман. И сделать это, не погрешив против поэзии.
.
.
И ещё я бы хотел предложить к награждению эти три стиха:

1. Лайда (совершенно доселе неизвестный мне автор), "Купола подоконника, кухонный новый Афон..." - превосходные стихи с неважнецкими рифмами. Свежие, яркие, с неожиданными метафорами и столь же неожиданными срывами. Стоит отметить.

2. Михаил Микаэль, "О преимуществе стеблей" - изысканнейшая, совершенная по форме философская миниатюра, заставляющая вспомнить работы имажинистов.

3. Еще один мало известный мне автор Амаро, "По мартовским бордюрам" - написано лихо, иронично, изящно, виртуозно, хотя и не без некоторой позы.
.
.
Несомненно, еще есть стихи, которые стоит отметить, что и прошу сделать, если на то будет возможность у устроителей:

Это "владимиров" Дмитрия Демкина - стихотворение для гурманов, читается сложно, но в результате оставляет ощущение серьезного и оправданного эксперимента.

И, конечно, волшебную балладу Марины Ратнер "Неподалеку от Одессы", которую хочется перечитывать много раз...





==================== Олег Горшков ====================
 

Михаил Гофайзен. Из воспоминаний душевнобольного.

Времена, в которых мы живём и которые, как известно, не выбирают, становятся всё более дискретными и торопливыми, если не сказать оголтелыми. Такие времена требуют практичности и лаконичности во всём. Тем ценнее обращение к большой поэтической форме. Поэма теперь нечто вроде уходящей натуры в словесности. Есть большая вероятность того, что мало кто вчитается, дочитает до конца. Но я вчитался и ничуть не пожалел об этом. Ибо "Воспоминания" - это емкое, глубокое и слоистое поэтическое слово. Это стихи об извечной парадигме человеческого бытия с его неутолимой метафизической тоской и тщетным взысканием внутреннего мира. С общей омегой судеб. Нет, кесарю, во все времена, конечно, кесарево, а нам - юродивым и бомжам, вечным сумасшедшим и неприметным попутчикам друг друга, равно нуждающимся в красивой панночке и отечестве - нам, ясный перец, своё. Но, в сущности, это одно и тоже - та же беда, та же омега. И кто из нас не душевнобольной - пусть первый бросит в меня камень.


Сара Бернар. ДИСПОЗИЦИЯ ПО ШТЕРНУ.

Должен признаться, мне неведомо, что за зверь диспозиция по Штерну, но стихи впечатляют. Может быть, именно повествовательная, холодновато-отстраненная интонация речи и позволяет почувствовать всю беспощадность и непреложность явленной здесь дремучей Рутины бытия, всю непостижимость и непоправимость Дури вперемешку с тоской и состраданием. Автору, кажется, удалось поймать на удочку речи немало мгновенно опознаваемых архетипов. Конечно, в стихотворении запечатлен некий хронотоп - дела давно минувших дней, провинция, "барство дикое". Но стоит заглянуть поглубже в ту тьму, что окрест нас, да и в нас самих, и хронотоп рассыпается. Одним словом, весьма актуальные стихи получились. За что большое спасибо автору.


Гаэлина. Низа. Страсти по Булгакову.

Невероятно интересное и чрезвычайно рискованное занятие - обращение к ставшим культурологической данностью сюжетам. Да ещё и столь сакральным. Для этого, на мой взгляд, нужны какие-то особые основания, некая внутренняя необходимость такого обращения. Читатель ведь неизбежно "накладывает" текст на первоисточник. И не только на булгаковское, но и на евангельское слово. Восприятие читателя слишком опосредовано, чтобы он не задавался вопросом - а зачем, собственно? Дать ему внятный ответ - необыкновенно сложная задача. Мне кажется, что автору "Страстей" это удалось. Это, конечно, не пересказ известного сюжета, это, скорее, фрагмент евангелия от того Иуды, о котором нам ничего не известно. От того Иуды, который ни на аптекарский гран не принадлежит самому себе, поскольку он сам - всего лишь жертва страстей. В этом Иуде нет даже отголоска воспоминаний о свершившемся на Лысой Горе. Этот Иуда забыл даже о том, о чём никогда не забудет ни один иудей - о седере, о пасхальном вечере.
И даже последние слова этого Иуды продиктованы страстью. В общем, перед нами очень человеческая история о том, как сердце всё-таки высвободилось из телесной тесноты. Не могу не отметить, что навыками версификации автор владеет мастерски. Так что, за технику тоже пять с плюсом.


Наталья Чекова. Апокриф.

Автор прав. Это, действительно, перемалывание боли, слов. Будто собирание себя самого заново, по кусочкам. Вот рассыпавшийся мир иллюзий с его канувшими небесами, с "горой", обернувшейся горем. Вот промелькнувший, взъерошенный летний день с его смешным репьём в бабушкиной укладке. Словно укол детством - больной, но врачующий. А дальше, действительно, клубок смешавшихся аллюзий, узнаваний давно прожитых жизней, сказок и былей - Грин, солдат и смерть, горящие мосты в прошлое... Замечательная ретроспекция, подготавливающая к принятию того, что, казалось бы, принять невозможно - душной, сумрачной, обреченной, как вишневый сад, ойкумены настоящего. Если стихотворение - это апокриф, то страстная пятница в этот момент уже наступила. А дальше, после смерти, следует жизнь, которую нужно читать заново, ощущая её бесконечность ("как от седого Бутово до Китая" . И какими бы разными ни были апокрифы, одна максима остается в них неизменной. Смертью смерть поправ...
.
.
И ещё два, отмеченных мной стихотворения.

Светлана Холодова. На постой.

Зело по душе мне этот постоялец и его нестерпимо светящийся июнь. У меня есть собственное определение такой лирики - экзистенциальный пейзаж. В таких пейзажах хорошо растворяться, переживая всю гамму слуховых, зрительных и тактильных ощущений. Акварели в них прозрачные, а масла густые и вязкие. Пожалуй, лишь третья строфа показалась чуть менее необходимой, чем прочие.

Симон Слуцкин. Я от заступничества мест...

В этих стихах есть то, что, пожалуй, является для меня одним из самых важных свидетельств поэзии - органичность и общность образов, создающих, тем самым, цельность поэтического высказывания. Всё здесь внутренне взаимосвязано, всё находится в причинной связи друг с другом. И непостигаемое рассудком ощущение неуязвимости человека, связанное с ощущением дома, начала, колыбели. И крест веток на камне, который в заданном контексте воспринимается, как едва ли не языческий, явленный самой природой символ оберега. И, конечно, голоса, разбуженные то ли памятью с её поволокой темных пятен, то ли незримым гением места. Так земное и небесное растворяются друг в друге и растворяют в себе человека ("и лужа - чёрная слеза лакает небо" . Между прочим, всё это вместе удивительно легко умещается в ощущение родных погостов и "любви к отеческим гробам", возникающее с самого начала, с первой и сразу же становящейся кульминационной строки стихотворения. Впрочем, заключительная часть, кода стих
отворения - это ещё одна кульминация текста с замечательной катахрезой ("страх - не спит, не спал и не проснется", разоблачающей всю онтологическую пустоту страха, его бдительное небытие.
.
И напоследок, не могу не упомянуть маленький шедевр Евгении Костюковой. Её летающие ежи великолепны! Не мог отделаться от ощущения, что это всё про меня.


************ ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЁРОВ, ЖЕЛАЕМ ВСЕМ УДАЧИ НА СЛЕДУЮЩЕМ МЕГАКОНКУРСЕ! ************