Шпаргалка для поэтов. Часть 1

 Кому не нужно это читать:
- мастерам поэтического слова, давно переросшим "азы";
- поэтам, считающим – как хочу, так и пишу, всё равно похвалят.

В школе нас, как Пушкина в лицее, основам стихосложения не учили. Помните: "Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Мне было интересно, почитала соответствующую литературу. Много лишней информации. Выписала то, что считала полезным, и составила для себя шпаргалку, в которую часто заглядываю. Наверняка она тоже может быть полезной и вам. Если нет – см. выше. Итак...

В основе стихосложения лежит пение. Стихи должны "петься", т.е. слова должны подбираться так, чтобы логические, речевые ударения совпадали с музыкальным ритмом стиха. Ранее допускалось более вольное обращение с ударением в слове:
"на хОлмах Грузии"; "гремит музЫка"; "катЯтся ядра"...
Это не характерно для современного русского языка, если только вы не захотите подражать Тредиаковскому, "былинно-народной" речи...
- - -

Стихотворные произведения (стихи) бывают разными по объёму, структуре, форме записи текста.
Обычный вид стихотворения – одна или нескольких строф с одинаковым ритмическим рисунком, строки в которых располагаются друг под другом, "столбиком" (исключение – А4, рифмованная проза).

. . .СТРОФА (куплет) – часть стихотворения с повторяющимся чередованием рифмующихся строк (стихов).
. . .СТИХ – отдельная стихотворная СТРОКА, состоящая из слов, объединённых стихотворным размером в такты (стопы).
. . .СТОПА или ТАКТ – сочетание одного ударного слога с одним или несколькими безударными слогами. Повторяясь, стопы (такты) образуют стих (строку).
. . .СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР – ритмическая форма строки, чередование тактов по определённой схеме.

Когда у вас созреет замысел стихотворения, попробуйте сначала написать несколько вариантов строк и посмотреть, в какой размер слова ложатся удобнее.
- - -

1. СТИХОТВОРНЫЕ  РАЗМЕРЫ

Какие стихотворные размеры существуют и чем они различаются? Разберёмся на примерах.
Обозначим деление строки между тактами знаком ( / ), ударные слоги ( ! ), безударные слоги ( = ).

* Двухсложные размеры:


ХОРЕЙ ( ! = )                /нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/
                ! =        ! =        ! =           ! =

ЯМБ ( = ! )                /трубА/ зовЁт/ идИ/ в похОд/
                = !      = !      = !         = !


* Трёхсложные размеры (обратите внимание – ритм вальса!):

ДАКТИЛЬ ( ! = = )        /дОля ты/ рУсская/ дОлюшка/ жЕнская/
                ! = =       ! = =        ! = =            ! = =

АМФИБРАХИЙ ( = ! = )   /гляжУ, под/нимАет/ся мЕдлен/но в гОру/
                = ! =            = ! =       = ! =               = ! =

АНАПЕСТ ( = = ! )        /по горАм/  по долАм/  шум и гАм/
                = = !           = = !             = = !


* Четырёхсложные размеры – ПЕОНЫ:

ПЕОН 1 ( ! = = = )       /скАзочная/ прАздничная/ Юная вес/на
                ! = = =          ! = = =          ! = = =

ПЕОН 2 ( = ! = = )               /красАвица/ нарОдная/
                = ! = =        = ! = =

ПЕОН 3 ( = = ! = )                /отворИте/ мне темнИцу/
                = = ! =             = = ! =

ПЕОН 4 ( = = = ! )                /переживЁм/ ещё денЁк/
                = = = !          = = = !


* Пятисложный ДОХМИЙ (пентон) – такт (стопа) из пяти слогов.

Всем известны стихи Кольцова:

"Не шуми ты, рожь, спелым колосом,
Ты не пой, косарь, про широку степь"...

В кольцовских стихах два такта разделены цезурой ( // ):
ЦЕЗУРА – словораздел, проведённый через всё стихотворение, выделяется паузой при чтении.

/Не шумИ ты, рожь, // спелым кОлосом /
/ = = ! = = // = = ! = = /


Предыдущие ПЕОНЫ навели на идею аналогично поиграть с переменой ударения в дохмической стопе.
Вот такое открытие получилось при перемене ударения:

Дохмий 1 / ! = = = = // ! = = = = /:

Белые цветы высушенные...
Брошу за порог выстраданное.
Прежние мечты ветер гонит прочь.
Кто бы мне помог? Некому помочь.

Дохмий 2 / = ! = = = // = ! = = = /:

Желтеет трава некошеная,
Идут холода непрошенные.
С тобой навсегда не связаны мы,
Остались слова несказанными.

Дохмий 3 / = = ! = = // = = ! = = /:

Приходи ко мне ты с гитарою,
Будем петь с тобой песни старые.
Как под рюмочку сладко плачется:
Ты куда ушла, жизнь-обманщица...

Дохмий 4 / = = = ! = // = = = ! = /:

"Мирандолина! Мирандолетта!"
Не оторваться от оперетты.
Мелькают ножки кордебалета...
А там, на кухне, горят котлеты!

Дохмий 5 / = = = = ! // = = = = ! /:

Снег летит опять, липнет на стекло.
Что переживать? Было да прошло.
Наметёт добра вьюгою ночной...
Может быть, с утра станешь ты иной.
- - -

2. РИФМЫ

РИФМА – совпадение по звучанию окончаний стихов, начиная с ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога.

Несколько стихов, объединяясь, образуют СТРОФУ или КУПЛЕТ. Окончания строк рифмуются по определённой системе.

а) МУЖСКАЯ рифма (м) - ударение на последнем слоге:
     (час - раз; бал - идеал; мгла - светла).

б) ЖЕНСКАЯ рифма (ж) – ударение на предпоследнем слоге:
     (мАма – прЯмо; стихИя – голубЫе; нЕжно – снЕжный).

в) ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма (д) – ударение на третьем от конца слоге:
     (накОпится – торОпится ; бИтвою – молИтвою).

г) ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма – ударение падает на 4-й, 5-й и т.д. слог от конца:
     (пАдающй – рАдующий).
- - -


3. ПРАВИЛА РИФМОВКИ:

1) Рифмы должны иметь ОДИНАКОВУЮ УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ,
     ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО СЛОГОВ ПОСЛЕ ударения и похожее звучание.

2) Если рифмы оканчиваются на ударную гласную, то должны совпадать и согласные, стоящие перед ними:(дНЯ – меНЯ, облаКА – слегКА).

3) НЕЛЬЗЯ рифмовать "любВИ – дНИ, нужНА – судьБА", потому что НЕ СОВПАДАЮТ опорные согласные.

4) Рифмуются ударные гласные:

     И и Ы (бЫли – просИли; блИн – тЫн);
     О и Ё (нарОд –лЁд);
     А и Я (бАня – нЯня);
     У и Ю (дрУг – утЮг);
     Э и Е (поЭт – куплЕт).

5) Допускается рифмовать неударные А и О: (демОн – НемАн).

6) Допускается рифмовать глухие и звонкие согласные в конце: (друГ – муК; свеТ – слеД).

7) В женских и дактилических рифмах допускается на конце одного слова Й: (тенИ – генИЙ; волнЫ – полнЫЙ).

До символистов рифма не вполне точная считалась достаточной. Символисты отклонение от точности возвели в культ. Появились рифмы типа "шелест – холост". Маяковский использовал комическую рифму (каламбуризм) и варьировал её: "на запад – глаза под", "идти там – петитом". Многие приёмы его рифмовки привились: "ужЕ – сюжЕТ", "с концА – дворцАМ".

Чтобы подобрать правильную рифму, нужно проверить её на соответствие вышеизложенным приёмам и правилам, увидеть и услышать, как она звучит.
- - -

Стихотворные размеры различаются анАкрузой и клАузулой.

АНАКРУЗА – количество безударных слогов в НАЧАЛЕ стиха ПЕРЕД  ПЕРВЫМ ударением:

в хорее и дактиле анакруза равна нулю: ( ! = ),  ( ! = = );
в ямбе и амфибрахии равна единице: ( = ! ), ( = ! = );
в анапесте равна двум: ( = = ! ) ...

КЛАУЗУЛА – ритмическое ОКОНЧАНИЕ стиха – количество безударных слогов ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО ударного слога в рифмуемом слове. Собственно, клаузула и определяет вид рифмы в последней стопе.

АКАЛЕКТИКА – полная стопа, все стопы стиха равны:
     /бУря/ мглОю/ нЕбо/ крОет,/
     / ! = / ! = / ! = / ! = /

КАТАЛЕКТИКА – последняя стопа усечённая, короче остальных на один или два безударных слога:
     /вИхри/ снЕжны/Е кру/тЯ(-)/ 
     / ! = / ! = / ! = / ! (-)/

ГИПЕРКАТАЛЕКТИКА – добавочные безударные слоги, лишние по сравнению с остальными, наращенные.
     /Ой, пол/нА, пол/нА ко/рОбу/(шка)
     / ! = / ! = / ! = / ! = /(+)

Насколько велико значение анакрузы и клаузулы?

Убирая или добавляя безударный слог в начале или конце такта, можно ИЗМЕНИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, нужно только подобрать подходящие слова.
Покажем на примере строки из всем известного произведения Агнии Барто:
         
* Хорей: / ! = / ! = / ! = / ! = /

     /нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/                (хорей)  (ж)

Уберём в последнем такте безударный слог (=). Получим:
     /нАшей/ ТАни/ грОмкий/ плАч/                (хорей)  (м)

* Ямб: / = ! / = ! / = ! / = ! /

Переделаем "Таню". Добавим в начале безударный слог и уберём в конце – получим из хорея ямб:
     /там нА/шей ТА/ни грОм/кий плАч/                (ямб)  (м)

Добавим безударный слог в последнем такте и получим:
     /там нА/ша ТА/ня грОм/ко плА/чет                (ямб)  (ж)

* Дактиль: / ! = = / ! = = / ! = = / ! = = /

Мы его сделаем из хорея, добавив безударный слог в конце каждого такта.
     /нАша Та/нЮша ры/дАет так/ гОрестно/            (дактиль)  (д)

Уберём в конце строки один безударный слог:
  /нАша Та/нЮша ры/дАет и/ плАчет/      (дактиль) (ж)

Уберём два безударных слога:
  /нАша Та/нЮша ры/дАет с ут/рА/        (дактиль) (м)

* Анапест: / = = ! / = = ! / = = ! /

Анапест сделаем из ямба, добавляя впереди безударный слог. Получаем:
     /наша ТА/ня рыдА/ет с утрА/             (анапест)  (м)

Добавим в конце строки безударный слог:
     /наша ТА/ня рыдА/ет и плА/чет          (анапест)  (ж)

* Амфибрахий: / = ! = / = ! = / = ! = / = ! = /

Амфибрахий можно сделать из ямба, добавляя безударный слог в конце такта, или из хорея, добавляя безударный слог в начале такта.

     /а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ и плАчет/     (амфибрахий)  (ж)

Уберём последний безударный слог и получим:
     /а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ с утрА/     (амфибрахий)  (м)


Вот такой фокус!!!
- - -

Главное – считайте количество СЛОГОВ В ТАКТЕ!

Если в каком-либо такте строки появляются ЛИШНИЕ или ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОГИ – это ошибка.
Выбранный стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль...) нужно выдерживать до конца стихотворения.

ЛОГАЭД – сочетание в одной строке разных стихотворных размеров.

Можно строку составить из разных тактов, чередуя их в определённом порядке, например: анапест с ямбом, амфибрахий с дактилем... Можно не только разнообразить размерность строк, но и всю строфу (куплет) составить из строк, написанных разным размером.

Выбранный поэтом РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, каким бы сложным он ни был, ДОЛЖЕН ПОВТОРЯТЬСЯ во всех строфах текста от начала и до конца – как рисунок на обоях!
Если нет ритмических сбоев, то такие стихи звучат, как песня. Переменный ритм помогает избежать монотонности в мелодии и делает песню запоминающейся.

Пример 1.

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю...
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной – помню.
     (Роберт Рождественский)

/Я сегодня/ до зари/ встану/ – пеон 3 + анапест + хорей
/ = = ! = // = = ! // ! = /

Пример 2. Гендекасиллаб: http://www.stihi.ru/2013/04/27/2799               

СОВЕТ: нарисуйте схему своего стиха и сверяйте с ней количество слогов.

/раз/-бей/-те/  по /  сло/-гам/,
/раз/-ме /-ра/  шаг/  пой/-май/-те.

Бывает так, что не находится нужная рифма, хочется вставить именно это слово, а оно не лезет… Ничего, запишите свою мысль поэтической прозой, чтобы не забыть, и отложите. Переберите все буквы алфавита
(пакля, шмакля, дракля...) – и сокровище обязательно найдётся! Пример: http://stihi.ru/2010/07/24/3657.
В этом и заключаются сладкие муки ТВОРЧЕСТВА.


4. ФОРМУЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРОФ

СТРОФА – несколько стихов, связанных рифмами. Характер строфы можно записать формулой.
Стихи с одинаковой рифмой обозначаются одной буквой, особой для каждой новой рифмы. Большими буквами обозначаются женские рифмы (А, Б, В); маленькими буквами – мужские (а, б, в).

ПЕРЕКРЁСТНАЯ формула –  АбАб:
     Давно забытых чувств появится круженье,………..А
     Как будто карусель в старинном городке,………….б
     И, скрипнув, поплывут лошадки-сновиденья……..А
     Под духовой оркестр, чуть слышный вдалеке……..б
          (Л.Потешнова)

ОХВАТНАЯ формула – аББа:
     Душа то плачет, то поёт,………….а
     Стихи прекрасные услышав,…….Б
     Встаёт на цыпочки всё выше…….Б
     И отправляется в полёт…………..а
          (Г.Епанечников)

СМЕЖНАЯ формула – аББавв:
     Внезапно зазвонит молчавший телефон………….а
     И маятник часов качнётся,………………………...Б
     И долгий разговор начнётся,………………………Б
     Соединяя нас в пространстве двух времён:………а
     Там – годы юности, тут – наступивший час,……..в         
     Переменивший многое для нас……………………в
          (И.Катеринич)

На сочетании женских и мужских стихов построено большинство стихотворений. Так же традиционно смешение дактилических и мужских рифм:
     В пустынной степи полыхает пожар,…..(м)
     Никем не замеченный,…………………..(д)
     И мне остаётся лишь горечь и гарь…….(м)
     Туманного вечера………………………...(д)
          (А.Лихачёва)

ДВУСТИШИЯ ААббССдд... – наиболее короткие строфические объединения стихов (смежная или парная рифмовка):
     Девять месяцев проходит,
     С поля глаз она не сводит...
          (А.Пушкин)

ТЕРЦИНЫ – рифмы АбА-бВб-ВгВ...

ПЯТИСТИШИЯ – рифмы АбААб:
     Ещё весны душистой нега
     К нам не успела низойти;
     Ещё овраги полны снега;
     Ещё зарёй гремит телега
     На запорошенном пути...
          (А.Фет)

ХОЛОСТЫЕ стихи – рифмуются только чётные стихи, а нечётные общей рифмы не имеют:
     1)  Есть гора Медведь, Лягушка,
     2)  Обезьяна, Крокодил.
     3)  Нет горы с названьем Мышка,
     4)  Видно, кто-то проглотил.
          (В.Бончак)

БЕЛЫЕ стихи – без рифмы:
     Вырастают волны выше туч лохматых,
     Меж землёй и небом в темноте скрываясь,
     Лишь на миг короткий полыхнут слепяще,
     Пронесутся с рёвом и в пучине гаснут.
          (Н.Борисова)

ВЕРЛИБР – стихи нерифмованные, свободные от размера:
     Листья и трава –
     уже большие и зелёные   
     а тут – посыпались неизвестно откуда
     огромные и многочисленные клочья снега –
     живу в гармонии с природой –
     ремонтирую старый валенок,
     мечтая о поездке на остров Фиджи.
          (Е.Блажеевич)

СОНЕТ – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по схеме: АббА – АббА – ВВг – ДгД  (есть различные варианты).

ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворное произведение из пятнадцати сонетов, т.е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет первые строки каждого из четырнадцати, связывая их воедино и по смыслу – очень трудная задача, но …. попробуйте. 

ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ СТИХА — условный термин, установившийся за такими строфическими формами, как сонет, рондо, копла, секстина... и пр. (см. раздел "Стихи твёрдых форм")
Как написать:               
http://www.stihi.ru/2010/10/07/1448 – триолет
http://www.stihi.ru/2010/10/07/5859 – ритурнель 

Есть ещё много интересного, например – как сделать стих благозвучным... Об этом напишу дальше, во 2-й части. А пока могу поделиться выводами, прочувствованными на своей шкуре:

1) "Не растекаться мыслию по древу", уметь вовремя остановиться. Это самое трудное – резать "по-живому",  сокращать...
2) Если в начале "повешено ружьё", то в конце оно должно выстрелить!
3) Не увлекаться сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями – они затрудняют восприятие. 
4) Не переносить окончание одного стиха на начало следующей строки – читать трудно, появляется нежелательный смысл... Каждая строка должна быть завершена так, чтобы её можно было процитировать!
5) Избегать обилия глагольных рифм (подошёл - нашёл; бежали - держали)...
6) Стараться не писать все стихи одним размером. Даже самые прекрасные, если их читать подряд, утомляют. Поэмы – исключение!
7) Проверять на слух звучание стиха, чтобы не было неприличных каламбуров!

                Творческих вам успехов!
- - -

Продолжение. Часть 2: http://www.stihi.ru/2014/06/06/1101 .               


Рецензии
Спасибо, Наталья! Очень полезный материал для графоманов, таких, как я. Написано простым доступным и, даже мне, понятным языком. Если хоть половина в башке останется из прочитанного, польза несомненно будет.

Низко кланяюсь, Борис.

Борис Захарченко   14.10.2018 12:24     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Борис! Эту шпаргалку я сделала для себя, когда в 2010 году пришла на Стихиру. Поглядела, как поэты обсуждают разные тонкости стихосложения... Пришлось засесть за учебники, чтобы ликвидировать свою необразованность. Буду рада, если "конспект" и другим авторам поможет разобраться в "ямбах-хореях"...
С уважением – Наташа.

Бабка Ёшка   14.10.2018 13:39   Заявить о нарушении
На это произведение написана 91 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.