Шпаргалка для поэтов. Часть 1

 Кому не нужно это читать:
- мастерам поэтического слова, давно переросшим "азы";
- поэтам, считающим – как хочу, так и пишу, всё равно похвалят.

В школе нас, как Пушкина в лицее, основам стихосложения не учили. Помните: "Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Мне было интересно, почитала соответствующую литературу. Много лишней информации. Выписала то, что считала полезным, и составила для себя шпаргалку, в которую часто заглядываю. Наверняка она тоже может быть полезной и вам. Если нет – см. выше. Итак...

В основе стихосложения лежит пение. Стихи должны "петься", т.е. слова должны подбираться так, чтобы логические, речевые ударения совпадали с музыкальным ритмом стиха. Ранее допускалось более вольное обращение с ударением в слове:
"на хОлмах Грузии"; "гремит музЫка"; "катЯтся ядра"...
Это не характерно для современного русского языка, если только вы не захотите подражать Тредиаковскому, "былинно-народной" речи...
- - -

Стихотворные произведения (стихи) бывают разными по объёму, структуре, форме записи текста.
Обычный вид стихотворения – одна или нескольких строф с одинаковым ритмическим рисунком, строки в которых располагаются друг под другом, "столбиком" (исключение – А4, рифмованная проза).

. . .СТРОФА (куплет) – часть стихотворения с повторяющимся чередованием рифмующихся строк (стихов).
. . .СТИХ – отдельная стихотворная СТРОКА, состоящая из слов, объединённых стихотворным размером в такты (стопы).
. . .СТОПА или ТАКТ – сочетание одного ударного слога с одним или несколькими безударными слогами. Повторяясь, стопы (такты) образуют стих (строку).
. . .СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР – ритмическая форма строки, чередование тактов по определённой схеме.

Когда у вас созреет замысел стихотворения, попробуйте сначала написать несколько вариантов строк и посмотреть, в какой размер слова ложатся удобнее.
- - -

1. СТИХОТВОРНЫЕ  РАЗМЕРЫ

Какие стихотворные размеры существуют и чем они различаются? Разберёмся на примерах.
Обозначим деление строки между тактами знаком ( / ), ударные слоги ( ! ), безударные слоги ( = ).

* Двухсложные размеры:


ХОРЕЙ ( ! = )                /нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/
                ! =        ! =        ! =           ! =

ЯМБ ( = ! )                /трубА/ зовЁт/ идИ/ в похОд/
                = !      = !      = !         = !


* Трёхсложные размеры (обратите внимание – ритм вальса!):

ДАКТИЛЬ ( ! = = )        /дОля ты/ рУсская/ дОлюшка/ жЕнская/
                ! = =       ! = =        ! = =            ! = =

АМФИБРАХИЙ ( = ! = )   /гляжУ, под/нимАет/ся мЕдлен/но в гОру/
                = ! =            = ! =       = ! =               = ! =

АНАПЕСТ ( = = ! )        /по горАм/  по долАм/  шум и гАм/
                = = !           = = !             = = !


* Четырёхсложные размеры – ПЕОНЫ:

ПЕОН 1 ( ! = = = )       /скАзочная/ прАздничная/ Юная вес/на
                ! = = =          ! = = =          ! = = =

ПЕОН 2 ( = ! = = )               /красАвица/ нарОдная/
                = ! = =        = ! = =

ПЕОН 3 ( = = ! = )                /отворИте/ мне темнИцу/
                = = ! =             = = ! =

ПЕОН 4 ( = = = ! )                /переживЁм/ ещё денЁк/
                = = = !          = = = !


* Пятисложный ДОХМИЙ (пентон) – такт (стопа) из пяти слогов.

Всем известны стихи Кольцова:

"Не шуми ты, рожь, спелым колосом,
Ты не пой, косарь, про широку степь"...

В кольцовских стихах два такта разделены цезурой ( // ):
ЦЕЗУРА – словораздел, проведённый через всё стихотворение, выделяется паузой при чтении.

/Не шумИ ты, рожь, // спелым кОлосом /
/ = = ! = = // = = ! = = /


Предыдущие ПЕОНЫ навели на идею аналогично поиграть с переменой ударения в дохмической стопе.
Вот такое открытие получилось при перемене ударения:

Дохмий 1 / ! = = = = // ! = = = = /:

Белые цветы высушенные...
Брошу за порог выстраданное.
Прежние мечты ветер гонит прочь.
Кто бы мне помог? Некому помочь.

Дохмий 2 / = ! = = = // = ! = = = /:

Желтеет трава некошеная,
Идут холода непрошенные.
С тобой навсегда не связаны мы,
Остались слова несказанными.

Дохмий 3 / = = ! = = // = = ! = = /:

Приходи ко мне ты с гитарою,
Будем петь с тобой песни старые.
Как под рюмочку сладко плачется:
Ты куда ушла, жизнь-обманщица...

Дохмий 4 / = = = ! = // = = = ! = /:

"Мирандолина! Мирандолетта!"
Не оторваться от оперетты.
Мелькают ножки кордебалета...
А там, на кухне, горят котлеты!

Дохмий 5 / = = = = ! // = = = = ! /:

Снег летит опять, липнет на стекло.
Что переживать? Было да прошло.
Наметёт добра вьюгою ночной...
Может быть, с утра станешь ты иной.
- - -

2. РИФМЫ

РИФМА – совпадение по звучанию окончаний стихов, начиная с ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога.

Несколько стихов, объединяясь, образуют СТРОФУ или КУПЛЕТ. Окончания строк рифмуются по определённой системе.

а) МУЖСКАЯ рифма (м) - ударение на последнем слоге:
     (час - раз; бал - идеал; мгла - светла).

б) ЖЕНСКАЯ рифма (ж) – ударение на предпоследнем слоге:
     (мАма – прЯмо; стихИя – голубЫе; нЕжно – снЕжный).

в) ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма (д) – ударение на третьем от конца слоге:
     (накОпится – торОпится ; бИтвою – молИтвою).

г) ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма – ударение падает на 4-й, 5-й и т.д. слог от конца:
     (пАдающй – рАдующий).
- - -


3. ПРАВИЛА РИФМОВКИ:

1) Рифмы должны иметь ОДИНАКОВУЮ УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ,
     ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО СЛОГОВ ПОСЛЕ ударения и похожее звучание.

2) Если рифмы оканчиваются на ударную гласную, то должны совпадать и согласные, стоящие перед ними:(дНЯ – меНЯ, облаКА – слегКА).

3) НЕЛЬЗЯ рифмовать "любВИ – дНИ, нужНА – судьБА", потому что НЕ СОВПАДАЮТ опорные согласные.

4) Рифмуются ударные гласные:

     И и Ы (бЫли – просИли; блИн – тЫн);
     О и Ё (нарОд –лЁд);
     А и Я (бАня – нЯня);
     У и Ю (дрУг – утЮг);
     Э и Е (поЭт – куплЕт).

5) Допускается рифмовать неударные А и О: (демОн – НемАн).

6) Допускается рифмовать глухие и звонкие согласные в конце: (друГ – муК; свеТ – слеД).

7) В женских и дактилических рифмах допускается на конце одного слова Й: (тенИ – генИЙ; волнЫ – полнЫЙ).

До символистов рифма не вполне точная считалась достаточной. Символисты отклонение от точности возвели в культ. Появились рифмы типа "шелест – холост". Маяковский использовал комическую рифму (каламбуризм) и варьировал её: "на запад – глаза под", "идти там – петитом". Многие приёмы его рифмовки привились: "ужЕ – сюжЕТ", "с концА – дворцАМ".

Чтобы подобрать правильную рифму, нужно проверить её на соответствие вышеизложенным приёмам и правилам, увидеть и услышать, как она звучит.
- - -

Стихотворные размеры различаются анАкрузой и клАузулой.

АНАКРУЗА – количество безударных слогов в НАЧАЛЕ стиха ПЕРЕД  ПЕРВЫМ ударением:

в хорее и дактиле анакруза равна нулю: ( ! = ),  ( ! = = );
в ямбе и амфибрахии равна единице: ( = ! ), ( = ! = );
в анапесте равна двум: ( = = ! ) ...

КЛАУЗУЛА – ритмическое ОКОНЧАНИЕ стиха – количество безударных слогов ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО ударного слога в рифмуемом слове. Собственно, клаузула и определяет вид рифмы в последней стопе.

АКАЛЕКТИКА – полная стопа, все стопы стиха равны:
     /бУря/ мглОю/ нЕбо/ крОет,/
     / ! = / ! = / ! = / ! = /

КАТАЛЕКТИКА – последняя стопа усечённая, короче остальных на один или два безударных слога:
     /вИхри/ снЕжны/Е кру/тЯ(-)/ 
     / ! = / ! = / ! = / ! (-)/

ГИПЕРКАТАЛЕКТИКА – добавочные безударные слоги, лишние по сравнению с остальными, наращенные.
     /Ой, пол/нА, пол/нА ко/рОбу/(шка)
     / ! = / ! = / ! = / ! = /(+)

Насколько велико значение анакрузы и клаузулы?

Убирая или добавляя безударный слог в начале или конце такта, можно ИЗМЕНИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, нужно только подобрать подходящие слова.
Покажем на примере строки из всем известного произведения Агнии Барто:
         
* Хорей: / ! = / ! = / ! = / ! = /

     /нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/                (хорей)  (ж)

Уберём в последнем такте безударный слог (=). Получим:
     /нАшей/ ТАни/ грОмкий/ плАч/                (хорей)  (м)

* Ямб: / = ! / = ! / = ! / = ! /

Переделаем "Таню". Добавим в начале безударный слог и уберём в конце – получим из хорея ямб:
     /там нА/шей ТА/ни грОм/кий плАч/                (ямб)  (м)

Добавим безударный слог в последнем такте и получим:
     /там нА/ша ТА/ня грОм/ко плА/чет                (ямб)  (ж)

* Дактиль: / ! = = / ! = = / ! = = / ! = = /

Мы его сделаем из хорея, добавив безударный слог в конце каждого такта.
     /нАша Та/нЮша ры/дАет так/ гОрестно/            (дактиль)  (д)

Уберём в конце строки один безударный слог:
  /нАша Та/нЮша ры/дАет и/ плАчет/      (дактиль) (ж)

Уберём два безударных слога:
  /нАша Та/нЮша ры/дАет с ут/рА/        (дактиль) (м)

* Анапест: / = = ! / = = ! / = = ! /

Анапест сделаем из ямба, добавляя впереди безударный слог. Получаем:
     /наша ТА/ня рыдА/ет с утрА/             (анапест)  (м)

Добавим в конце строки безударный слог:
     /наша ТА/ня рыдА/ет и плА/чет          (анапест)  (ж)

* Амфибрахий: / = ! = / = ! = / = ! = / = ! = /

Амфибрахий можно сделать из ямба, добавляя безударный слог в конце такта, или из хорея, добавляя безударный слог в начале такта.

     /а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ и плАчет/     (амфибрахий)  (ж)

Уберём последний безударный слог и получим:
     /а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ с утрА/     (амфибрахий)  (м)


Вот такой фокус!!!
- - -

Главное – считайте количество СЛОГОВ В ТАКТЕ!

Если в каком-либо такте строки появляются ЛИШНИЕ или ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОГИ – это ошибка.
Выбранный стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль...) нужно выдерживать до конца стихотворения.

ЛОГАЭД – сочетание в одной строке разных стихотворных размеров.

Можно строку составить из разных тактов, чередуя их в определённом порядке, например: анапест с ямбом, амфибрахий с дактилем... Можно не только разнообразить размерность строк, но и всю строфу (куплет) составить из строк, написанных разным размером.

Выбранный поэтом РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, каким бы сложным он ни был, ДОЛЖЕН ПОВТОРЯТЬСЯ во всех строфах текста от начала и до конца – как рисунок на обоях!
Если нет ритмических сбоев, то такие стихи звучат, как песня. Переменный ритм помогает избежать монотонности в мелодии и делает песню запоминающейся.

Пример 1.

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю...
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной – помню.
     (Роберт Рождественский)

/Я сегодня/ до зари/ встану/ – пеон 3 + анапест + хорей
/ = = ! = // = = ! // ! = /

Пример 2. Гендекасиллаб: http://www.stihi.ru/2013/04/27/2799               

СОВЕТ: нарисуйте схему своего стиха и сверяйте с ней количество слогов.

/раз/-бей/-те/  по /  сло/-гам/,
/раз/-ме /-ра/  шаг/  пой/-май/-те.

Бывает так, что не находится нужная рифма, хочется вставить именно это слово, а оно не лезет… Ничего, запишите свою мысль поэтической прозой, чтобы не забыть, и отложите. Переберите все буквы алфавита
(пакля, шмакля, дракля...) – и сокровище обязательно найдётся! Пример: http://stihi.ru/2010/07/24/3657.
В этом и заключаются сладкие муки ТВОРЧЕСТВА.


4. ФОРМУЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРОФ

СТРОФА – несколько стихов, связанных рифмами. Характер строфы можно записать формулой.
Стихи с одинаковой рифмой обозначаются одной буквой, особой для каждой новой рифмы. Большими буквами обозначаются женские рифмы (А, Б, В); маленькими буквами – мужские (а, б, в).

ПЕРЕКРЁСТНАЯ формула –  АбАб:
     Давно забытых чувств появится круженье,………..А
     Как будто карусель в старинном городке,………….б
     И, скрипнув, поплывут лошадки-сновиденья……..А
     Под духовой оркестр, чуть слышный вдалеке……..б
          (Л.Потешнова)

ОХВАТНАЯ формула – аББа:
     Душа то плачет, то поёт,………….а
     Стихи прекрасные услышав,…….Б
     Встаёт на цыпочки всё выше…….Б
     И отправляется в полёт…………..а
          (Г.Епанечников)

СМЕЖНАЯ формула – аББавв:
     Внезапно зазвонит молчавший телефон………….а
     И маятник часов качнётся,………………………...Б
     И долгий разговор начнётся,………………………Б
     Соединяя нас в пространстве двух времён:………а
     Там – годы юности, тут – наступивший час,……..в         
     Переменивший многое для нас……………………в
          (И.Катеринич)

На сочетании женских и мужских стихов построено большинство стихотворений. Так же традиционно смешение дактилических и мужских рифм:
     В пустынной степи полыхает пожар,…..(м)
     Никем не замеченный,…………………..(д)
     И мне остаётся лишь горечь и гарь…….(м)
     Туманного вечера………………………...(д)
          (А.Лихачёва)

ДВУСТИШИЯ ААббССдд... – наиболее короткие строфические объединения стихов (смежная или парная рифмовка):
     Девять месяцев проходит,
     С поля глаз она не сводит...
          (А.Пушкин)

ТЕРЦИНЫ – рифмы АбА-бВб-ВгВ...

ПЯТИСТИШИЯ – рифмы АбААб:
     Ещё весны душистой нега
     К нам не успела низойти;
     Ещё овраги полны снега;
     Ещё зарёй гремит телега
     На запорошенном пути...
          (А.Фет)

ХОЛОСТЫЕ стихи – рифмуются только чётные стихи, а нечётные общей рифмы не имеют:
     1)  Есть гора Медведь, Лягушка,
     2)  Обезьяна, Крокодил.
     3)  Нет горы с названьем Мышка,
     4)  Видно, кто-то проглотил.
          (В.Бончак)

БЕЛЫЕ стихи – без рифмы:
     Вырастают волны выше туч лохматых,
     Меж землёй и небом в темноте скрываясь,
     Лишь на миг короткий полыхнут слепяще,
     Пронесутся с рёвом и в пучине гаснут.
          (Н.Борисова)

ВЕРЛИБР – стихи нерифмованные, свободные от размера:
     Листья и трава –
     уже большие и зелёные   
     а тут – посыпались неизвестно откуда
     огромные и многочисленные клочья снега –
     живу в гармонии с природой –
     ремонтирую старый валенок,
     мечтая о поездке на остров Фиджи.
          (Е.Блажеевич)

СОНЕТ – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по схеме: АббА – АббА – ВВг – ДгД  (есть различные варианты).

ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворное произведение из пятнадцати сонетов, т.е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет первые строки каждого из четырнадцати, связывая их воедино и по смыслу – очень трудная задача, но …. попробуйте. 

ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ СТИХА — условный термин, установившийся за такими строфическими формами, как сонет, рондо, копла, секстина... и пр. (см. раздел "Стихи твёрдых форм")
Как написать:               
http://www.stihi.ru/2010/10/07/1448 – триолет
http://www.stihi.ru/2010/10/07/5859 – ритурнель 

Есть ещё много интересного, например – как сделать стих благозвучным... Об этом напишу дальше, во 2-й части. А пока могу поделиться выводами, прочувствованными на своей шкуре:

1) "Не растекаться мыслию по древу", уметь вовремя остановиться. Это самое трудное – резать "по-живому",  сокращать...
2) Если в начале "повешено ружьё", то в конце оно должно выстрелить!
3) Не увлекаться сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями – они затрудняют восприятие. 
4) Не переносить окончание одного стиха на начало следующей строки – читать трудно, появляется нежелательный смысл... Каждая строка должна быть завершена так, чтобы её можно было процитировать!
5) Избегать обилия глагольных рифм (подошёл - нашёл; бежали - держали)...
6) Стараться не писать все стихи одним размером. Даже самые прекрасные, если их читать подряд, утомляют. Поэмы – исключение!
7) Проверять на слух звучание стиха, чтобы не было неприличных каламбуров!

                Творческих вам успехов!
- - -

Продолжение. Часть 2: http://www.stihi.ru/2014/06/06/1101 .               


Рецензии
СПАСИБО бабушке крутой!
За труд для неучей - СПАСИБО,-
чтоб шли проторенной тропой
и начинали путь красиво!

Дорогая Наталья Константиновна!
Я уже не первый раз обращаюсь к Вашим "шпаргалкам".
И самой пригодились, а теперь и для начинающих авторов беру копии, т к уже 4 года веду литобъединение при Центральной городской библиотеке. Вчера была в школе, где учится старший внук, на встрече с пишущими ребятками. И Вы знаете, - они меня порадовали, я даже не ожидала столь содержательных и добрых стихов. Вот и решила их тоже привлечь в наш авторский коллектив, как молодую смену. И как тут обойтись без Ваших умных трудов, легко доступных любому в отличие от других наставлений?! Дай Бог Вам крепкого здоровья и творческого долголетия!
С теплом и уважением - Вита

Витольда Гагарина   08.02.2020 12:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Витольда, за добрый отзыв! Рада, что мои "шпаргалки" приносят пользу. Но для начинающих поэтов мало выучить, чем ямб от хорея отличается. Нужно развивать лингвистический слух, чувство ритма, пополнять словарный запас... И, конечно, стараться писать грамотно. Это замечательно, что ребятам нравится поэзия! Пусть читают классиков, стараются им подражать. Можно давать задания, например: к следующему занятию сочинить стихи в духе Есенина... или Пушкина...
А ещё можно поиграть в театр! Успешный опыт есть. Младшеклассники удивили родителей своими актёрскими талантами – разыграли пьесу-сказку "Репка" http://www.stihi.ru/2010/06/26/3058 . Там не нужны сложные декорации, костюмы... Только понарошечный "дом", картонная "репка" и хвосты. Текст легко запоминается. Для более старшего возраста подойдёт пьеса-сказка "Яга и Солдат" http://www.stihi.ru/2010/05/14/8334 ... Попробуйте! Уверена, что всё получится. )))
С уважением и пожеланием творческих успехов – Наташа.

Бабка Ёшка   09.02.2020 00:08   Заявить о нарушении
Какая огромная благодарность Вам, Наталия Константиновна, за нужные советы! Я обязательно им последую! Очень рада Вашему обстоятельному письму! Такие товарищеские отношения здесь не часто встретишь...
С теплым уважением -Вита

Витольда Гагарина   09.02.2020 23:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 93 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.