Размеры и Мэтры. Верлибр. Голосование

Ноев Ковчег
Доброго времени суток участникам, зрителям и судьям конкурса «Размеры и Мэтры. Верлибр»!

В вводной статье конкурса - http://www.stihi.ru/2011/03/25/8119 - были даны энциклопедические определения верлибра. Полемика под ней будет продолжаться в течение всего конкурса, здесь же будет небольшой обзор форм современного верлибра и будет задана тема для экспов на конкурс.

Если следовать определению верлибра, как стиха, свободного от вторичных признаков поэзии – определенного единого размера, рифмы, строфики, то возникает картина явления в литературе, далеко выходящего за рамки самой поэзии, как стихосложения. Современный верлибр насчитывает примерно полтора века истории, за это время в нем сформировалось несколько различных течений, появление и развитие которых обусловливалось и языковыми особенностями, и условиями формирования литературы в последние сто – сто пятьдесят лет.

***


(Экспромт по случаю перезахоронения и открытия памятника в г. Буффало старому ирокезскому оратору 9 октября 1884 г.)

Над этим представленьем, этой сценой,
Разыгранной сегодня в угоду моде, порожденной богатством и образованностью
(Здесь не только причуда, здесь зерна глубочайшего смысла),
Быть может, над далекими, неясными очертаньями туч,
Там, в вышине, точно старое дерево или скала, в которую вдохнули душу,
Творенье природы, Солнца, звезд и Земли — возвышается он, в образе человека,
Одет в охотничью куртку, в руках ружье, его губы кривятся в иронической ухмылке,
Будто один из призраков Оссиана глядит на землю.

Уолт Уитмен. «Красная куртка»

Это один из примеров так называемого версета (версэ) – формы верлибра, очень распространенной сейчас в англоязычной и германоязычной поэзии. Корни этой формы уходят в сакральные тексты древности. Для этой формы характерны длинные синтаксически законченные строки с пофразовой смысловой разбивкой. Версеты обычно и приводятся в качестве примеров, когда хотят представить верлибр, как члененную прозу.

***
Еще одна из распространенных форм верлибра – переводы хайку и танка, а также современные вариации на основе их композиций:

Не слишком мне подражайте!
Взгляните, что толку в сходстве таком?
Две половинки дыни.   
(Басе. «Ученикам».)

Тополиные листья
Перед грозой неземного цвета.
Покорны стихии.
(Александр Лобков. http://zhurnal.lib.ru/l/lobkow_a_b/hokkutxt.shtml)

В данном случае верлибр используется, как оптимальная форма записи поэтического текста, который изначально не был рифмованным, и создавался по иным принципам поэзии – в том числе, и не воспроизводимым в европейских языках. Предоставление работ в таком жанре на конкурс допускается, но следует иметь ввиду и мнение судейства о верлибре. Вариации малых форм существуют и в современном русском верлибре – пунктир -  краткие (4-6 строк), но емкие стихотворные формы, чем-то напоминающие традиционные японские хокку, но не имеющие строгих правил составления:

"Вербы
склонились над речкой:
как это —
на бегущей воде
неподвижные отражения?»
(Алесь Рязанов)

И квантема, для которой характерна недосказанность и расплывчатость образов:

Старый
Кувшин,
Треснутый
Край.
Сыпучий
Песок
Ненасытный
Спешит,
Края
Украшая
Причудливой
Резьбой.
(Галина Трашина. «Кувшин»)

Собственно, «русское хайку», которое изначально не является переводом с японского, можно отнести к тем же пунктирам и квантемам – дело лишь в том, что эти понятия появились немного позже, чем русскоязычные переводы японской поэзии верлибром.

***
В заключение – несколько примеров русского верлибра, которые могут уже считаться хрестоматийными.

Геннадий Айги. Метель в окне.

метель в окне и стены комнаты
и затеряв меня давно во вьюге дом
рисунков на стенах собрание как в прятках
как в юности – в ее далекой свежести
когда (метель) окно: как тайну: ладила
свое: то там то здесь:
немного поправляя

Владимир Бурич.

Ненависть деструктивна
Любовь требует формы

Как трудно творить
на столе
разоренной планеты.

Карен Джангиров.

Вам кажется – это
приступ внезапной грусти,
необъяснимый своей глубиной.
А это – всего лишь
на другой стороне сознания
лунные лошади
танцуют
танго

***

Исходя из последнего примера, тема для экспромтов на конкурс – «танцы на обратной стороне сознания». Впрочем, следовать строго теме необязательно. От каждого автора принимается до двух работ:
– или два экспромта (один обязательно должен быть по теме);
или – один экспромт на свободную тему и одна старая работа;
или – две старых работы на свободную тему.
Совпадение опубликованных ранее верлибров с темой конкурса считается случайным, что будет отражено в голосовании. Работы победителей конкурса по итогам судейского голосования войдут в подборку, которая будет опубликована в анонсах на главной Стихиры. Судьи также могут предоставлять на конкурс читательского голосования свои экспромты и ранее опубликованные верлибры, которые тоже войдут в подборку по результатам конкурса. Количество работ вне конкурса – не ограничено, но конкурсные должны быть опубликованы на авторских страницах и отмечены ссылками. Работы выставляются в рецензиях к этой статье, одна работа – одна рецензия (если нет клонов – обращаться к ведущему) – так удобнее вести обсуждение и корректуру.

Прием работ ведется до 24:00 10-го апреля (сроки могут быть скорректированы).

Общие правила серии конкурсов «Размеры и Мэтры»: http://www.stihi.ru/2011/01/24/3664

Все вопросы ведущему можно задать здесь: http://www.stihi.ru/comments.html?2011/03/25/8119 (самая нижняя рецка «пост для вопросов ведущему»)

Всем удачи и вдохновения!