Поэзия и поэты. Проза и поэзия

Александр Абрамов 1
          Есть поэзия мысли (начиная с Баратынского, Тютчева, и кончая Мандельштамом, Пастернаком, Бродским) и есть поэзия чувств (начиная с Блока, Есенина, и далее, например,  Луговской, Тихонов, Симонов, Смеляков,  Боков, Тушнова).
Это деление в некотором смысле условное, поскольку любой поэт обязательно включает чувства при написании своих стихов. Поэты первого типа пишут достаточно сложные тексты, изобилующие изощрённой лексикой и сложными историческими и научными аллюзиями.  Поэты второго типа обычно пользуются достаточно небогатым лексическим и историческим арсеналом, но, благодаря яркой эмоциональной окраске, силе чувств, вложенных ими в свои  стихи, их произведения иногда вызывают большой положительный резонанс у читателей. У меня есть небольшое эссе http://www.stihi.ru/2009/10/28/1670, в котором я, разбирая стихотворение Смелякова "Хорошая девочка Лида", показываю, что даже простые на вид стихи таят в своей глубине большой заряд, который и делает такие стихи большой поэзией.  Есть универсальный поэт - Пушкин, который уверенно себя чувствовал на всём поэтическом поле.  Есть поэты в той или иной степени промежуточного типа. Я назвал некоторых очень хороших поэтов обоих типов. Есть поэты существенно слабее названных и всё-таки с преобладанием в стихотворениях либо чувств, либо мысли. Например, Эдуард Асадов, является кумиром огромного количества дам, которым нравятся примитивные стихи о любви. Т.е. спектр поэтов очень велик. И разным людям греют души разные поэты. И хорошо было бы,  если бы все поэты жили дружно. Но это далеко не так. Некоторые наши поэты, увлекаясь пародиями, явно перегибают палку, переходя на оскобления личности пародируемого. Я посвятил этике, которой необходимо следовать при написании пародий, небольшую заметку http://www.stihi.ru/2010/08/28/7030.  В моей статье, опубликованной в журнале "Аврора": "Кого можно называть русским национальным поэтом" http://www.stihi.ru/2009/09/09/4931  я привожу примеры очень резких высказываний даже великих поэтов друг о друге. В советские времена были случаи, когда взаимоотношения некоторых даже очень известных поэтов выливались уже в совсем страшные вещи. Так в трагической судьбе Павла Васильева сыграли роль прямые доносы некоторых его «братьев»-поэтов.  Можно вспомнить также травлю Бориса Пастернака советскими писателями.  Так что наша Стихира отражает и эту сторону взаимоотношений поэтов. Надо это понимать и как-то всё-таки жить мирно.

Проза и поэзия

   Многие авторы Стихиры наряду со стихами пишут также прозу. Надо сказать, что очень редко у кого обе эти ипостаси удаются одинаково хорошо. В этой связи возможно будут интересны следующие мои наблюдения.
   Когда-то я почти одновременно прочитал Вл. Солоухина "Мать-мачеха" и Вл. Тендрякова "Свидание с Нефертити". Солоухин главным образом поэт, Тендряков - прозаик. Я тогда ещё подумал: насколько проза Тендрякова сильнее прозы Солоухина. Т.е. обычно у пишущего человека что-то получается лучше, что-то хуже. Или поэзия, или проза. Исключения есть. Это гении: Пушкин, Лермонтов, Гейне. У них и проза, и поэзия на высочайшем уровне. Почему я об этом вспомнил. Я сейчас читаю дневник Юрия Нагибина. Нагибин, когда были сняты цензурные рогатки, написал несколько замечательных вещей и, в том числе, опубликовал свой дневник. Из него видно насколько уже в очень молодом возрасте Нагибин прекрасно понимал всё происходящее вокруг него. Но сейчас я о другом.
   Белла Ахмадулина сначала была женой Евтушенко, а с 1959 г. по 1967 г. у неё был роман и замужество с Нагибиным. Так вот и Евтушенко в книге "Не умирай после смерти", и Нагибин в своём дневнике описывают свои романы с Ахмадулиной. Так вот насколько описание Нагибина выше в художественном отношении по сравнению с описанием Евтушенко. У Нагибина это описание на мой взгляд на уровне гениальности. А у Евтушенко это всего лишь не плохо. По крайней мере, даже не приближается по уровню к его лучшим стихам.

25 марта 2010 г.

У нас с Анатолием Косенко развернулась интересная дискуссия. Он очень высоко ставит прозу Владимира Солоухина, ставя его, как рассказчика, выше Зощенко, Довлатова. И даже будто бы кто-то утверждал, что его рассказы стоят на уровне Бунина и Чехова. Я с этим мнением совершенно не согласен, считая Солоухина хорошим публицистом, борцом за русские ценности, но весьма средним художником. Но меня заинтересовал вопрос: кого я бы поставил, как самых лучших рассказчиков на русском языке за последние 150 лет. Вот мой ряд таких писателей: Лев Толстой, Лесков, Чехов, Куприн, Алексей Толстой, Бунин, Булгаков, Шолохов, Леонид Андреев, Борис Зайцев, Горький, Зощенко, Платонов, Шукшин, Довлатов, Казаков, Паустовский, Распутин, Астафьев, Нагибин, Фазиль Искандер. Вот где-то за этим рядом можно поставить Тендрякова, Нилина, Солоухина и других.

4 августа 2011 г.