Ната Сучкова. Недостающие части магической формулы

Игорь Волков
Часть первая, магическая

Люди мы в основном искушенные по части метафор, синекдох и других приемчиков.  Попытаться вальнуть читателя на бок, использовав какой-нибудь экстравагантно-метафорический хук, могут многие. А многие ли умеют говорить на равных? Многие ли вообще в поэзии умеют говорить?

Где два кота в кустах дрались,

там пух и перья драки,

сирень рассыпана, как рис,

наложенный собаке.

И в ночь уходит, побежден,

облезлый старый кот,

собака дрыхнет под дождем

и ухом не ведет.

И трепыхается, парит,

как будто бы живой,

забытый тонкий силуэт

на нитке дождевой.

Как на веревке бельевой,

колышется слегка,

не видно – белый, голубой? –

сирень иль облака?

То у тебя под окнами –

лютики цветочки,

кружева намокли там

у твоей сорочки.

Под твоей сорочкою

- ни дождя, ни тени,

облетает клочьями

белое с сирени.

 

Вот  пример этого умения. Что мы имеем? Видимую картину мира, наполненную движением и чувством. Она живая. Это живой дождь,  живой пес, живой кот. Это деревенский дворик, это сирень, это женщина с ее тихой печалью. Последняя часть стиха несет в себе интонацию народной песни, прекрасной и ничем неутолимой женской грусти.

Живость этого мира не разделима на части. Из него невозможно выдернуть кусочек, как нельзя вынуть пару нот из «Волшебной флейты» Моцарта.  Знаете почему? Потому что слова у Наташи живые. Они дышат, мерзнут, болеют, проливаются дождем…

Признаюсь, когда я читал наташиного «Лирического героя», я не все и не сразу понял. (Всего, вероятно, я и сейчас не понял). Чтоб картина сложилась, мне, словно не хватало части пазлов. Недавно в кафе «Актеры» эти недостающие пазлы (стихи на четырех страницах),  Наташа мне отдала. Я, как чародей-алхимик, получил недостающие части магической формулы. И теперь, мне кажется, что я во многом разобрался (тешу себя надеждой). Смысл этой поэтической магии заключается в непрекращающемся действии. Ибо, не смотря на свою визуальность и ощутимость, стихи Наташи – это не картина, это не снимок, запечатлевший что-то живое, а это процесс. Это бесконечный (безусловно, видимый и ощутимый) процесс изменения, перевоплощения, преображения, перерождения…  Запятая.

 

Часть вторая, сельская

С магией временно покончено, плавно перемещаемся в деревню.

Если я правильно понял Наташу, цикл стихотворений, попавших ко мне на четырех листах, называется «Деревенская проза».

Так вот. Меня доканали стихи о деревне, где в топком эпигонском болоте барахтаются авторы, рифмующие слезы и березы. Этот заунывный вой городских детей пастухов и доярок, о покосившихся крестах и провалившихся могилах,  невыносим. Поэтому, казалось бы, писать о чем-то деревенском, это бродить по их унавоженным поэтическим тропинкам, бесконечно вступая в чье-то поэтическое дерьмо.  Для того чтобы не вляпаться - ходить нельзя. Нужно летать. Как? Вот так:

Дремлет теленочек му-шоколадный, крыша сарая – под снегом.

Думает, ладно – ну надо так надо – это возьму с разбега.

Дремлют-слезятся соленые карие выпуклые, как брошки,

где там под яблоней косточки мамины, мамины рожки да ножки?

Где-то под яблоней – вот и не страшно, дремлет-вздыхает по-взрослому,

спят пес цепной и котяра домашний, точно в стихах Заболоцкого,

спят невесомые реки и раки, думать невмоготу:

эта вот косточка будет собаке, эта вот плоть – коту.

Спит шоколадный теленочек маленький, как боровик в корзинке,

и вытирают нянюшки-маменьки мальчиковы слезинки.

Мальчику грустно, но мальчику верится – да, это дело решенное,

что из теленочка вырастут деревца – персиковое и вишневое.

 

В этом месте, следуя традициям современного комментирования, надо было бы написать кучу слов, типа: тронуло, царапнуло, задело…  А как же! И первое, и второе, и третье, и еще четвертое. Но дело тут вот в чем.

Вот ряд: мальчик, теленочек, плачет, маму съели…  Вспоминается что-то из песни Макаревича:

Даже если кто-то холит и нежит,

Так это только тот, кто потом зарежет…

Но если бы у Наташи все было так, если бы…  Но у нее «из теленочка вырастут деревца – персиковое и вишневое».  Вот здесь и происходит переход от всем известного к чудесному. Это процесс, дамы и господа: перерождение, преображение…  Магия!

* "Лирический герой" Книга стихов Наты Сучковой

* * "Деревенская проза" новая книга стихов Наты Сучковой, которая должна выйти осенью в издательстве "Воймега".


Ссылка на произведения Наты в Журнальном зале: http://magazines.russ.ru/authors/s/suchkova/