4. По родств. отнош-ям - Родная и Двоюродная рифма

Творческая Мастерская Алкоры
Из http://www.stihi.ru/2011/10/01/2560

2. Классификации рифм по родственным отношениям

Эта классификация устанавливает совершенно ясные и чёткие границы внутри всех групп рифм, так как ее основой является фонетическое происхождение каждой конкретной рифмы. В эту классификацию входят такие условные понятия, как: родные рифмы, двоюродные рифмы, приёмные рифмы, рифмы дальней степени родства и дружественные рифмы.

К сожалению, здесь нам придется ввести еще одно полезное понятие – род и вид рифм.

 ВИД РИФМЫ – это  ударная гласная одной из 5-ти видовых пар:
  1. А-Я 2. О-Ё 3. У-Ю 4. Э-Е 5. Ы-И

(Любой ударный твёрдый гласный звук рифмуется с его мягкой парой, и наоборот.
А-Я. ад - яд. О-Ё. ров - рёв. У-Ю. лук - люк. Э-Е. сэр – сер. Ы-И. быт-бит)

 РОД РИФМЫ – это следующая за ударной гласной согласная.
Согласные звуки объединены в родовые пары (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с)  и тройки (к-г-х, ц-ч-щ). Звонкая согласная в контексте рифмы всегда рифмуется с её глухой парой, и наоборот.
Кот - код, паж - ваш, шкив - миф, рыбак - очаг, поп - лоб, муз - ус, холод - молот…
В зависимости от расположения таких согласных в клаузулах рифмующихся слов, рифма может быть или точной или приблизительной.

Итак,

2.1. РОДНАЯ РИФМА точная рифма, наиболее созвучная на слух. Она уже описана в предыдущей статье сборника «Все о рифме», поэтому здесь привожу только пример:
ива - слива. Имеем здесь полное совпадение и вида "и(ы)" и рода "в(ф)".

2.2. Двоюродная рифма: год - крот. Совпадение вида "о(ё)" и допустимое противостояние звонкой и глухой согласной в пределах одного рода "д(т)".

ДВОЮРОДНАЯ РИФМА – это условная рифма, наиболее близкая по звучанию к родным. В таких рифмах клаузулы слов имеют незначительные расхождения - противостояние глухих и звонких звуков одной родовой пары (омофонические рифмы), противостояние твёрдых и мягких звуков (твёрдо-мягкие рифмы).

Так, слово "красный" имеет точные рифмы, как: громогласный, всечасный и пр. Это - точные родные рифмы (полное совпадение написания и звучания клаузул). Слово "красный" имеет и различные приблизительные рифмы: важный, главный, страстный, праздный, ранний, грязный и пр. Однако степень точности этих слов по отношению к слову "красный" различна.

Ещё пример: "гроза - глаза" - родная рифма, а "гроза - роса" - двоюродная.

Дополнительные примеры двоюродных рифм:
проест - проезд, полный - стольный, горка - горько, видно - слитно, хожу - спешу, ложатся - терзаться, муз - бьюсь, плачь - палач, уста - узда ...

Немало зрю в округе я доброт:
Реки твоей струи легки и чисты
Студен воздух, но здрав его весь род:
Осушены почти уж блата мшисты.
(В.К.Тредиаковский)

Как растают морозные
Голубые снега,
Воды вешние, грозные
Принимает река.
(Владимир Солоухин)

Мерзнет девочка в автомате,
Прячет в зябкое пальтецо
Всё в слезах и губной помаде
Перемазанное лицо.
(Андрей Вознесенский)

Вытянись вся в длину,
Во весь рост
На полевом стану
В обществе звёзд.
(Борис Пастернак)

Условно к двоюродным относятся усечённые/надстроечные и добавленные рифмы: коса - парусах, темно - одном...

2.2.1. УСЕЧЁННАЯ РИФМА – базовая равносложная рифма, в которой пассивное слово заканчивается на согласную (или две), а активное - на гласную.

Унылый - мило, тополь – Европа, омут- другому, стильный – обильно, кречет – вече, дальний - спальня…

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи…
(М.Ю. Лермонтов)

Здесь следует пояснить термины "активное и пассивное слово рифмы". Приведу цитату из В.В. Онуфриева:

 "Первое слово в рифме - пассивное, второе – активное. Пассивное слово, идущее во временном отрезке первым, вносит в стих момент незавершённости, оставляя после себя напряжение, связанное с ожиданием гармоничной развязки. Это напряжение снимает активное слово, которое своим появлением заставляет вспомнить пассивное, и уже вместе они создают то ощущение законченности, гармонии и родства, которое и называется рифмой. Таким образом, вся нагрузка в рифме лежит именно на втором слове, которое может оправдать (точная рифма), частично оправдать (приблизительная рифма) или не оправдать вовсе (диссонанс, белый стих) ожидание гармонической развязки, созданное пассивным словом. Оправданное ожидание всегда усиливает эмоциональное воздействие стиха и заложено в самой природе поэзии. Если рифма состоит из нескольких слов (более двух), то и активных слов может быть несколько".

Противоположность усечённой рифме – надстроечная рифма.

2.2.2. НАДСТРОЕЧНАЯ РИФМА – рифма, в которой пассивное слово заканчивается на гласную, а активное на согласную (или две, т. н. «надстройка») при равном количестве послеударных слогов: речи - широкоплечий, квиты – бритый, ухо - слухом, шляпа - лапоть, демонстрация – операциях, кобра – добрить...

Мне сегодня радостно до боли
Я сама не знаю - отчего.
Дышит сердце небывалой волей,
Силою расцвета своего.
(Ольга Берггольц)

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
(Агния Барто)

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише ораторы!
Ваше слово, товарищ маузер.
(В. Маяковский)

Надстроечная рифма является фактически тем же, что и усечённая рифма, но звучит более благозвучно. На слух всегда лучше воспринимается рифма, в которой активное слово с «надстройкой» звучит после пассивного без таковой. Так, при последовательности "свежесть-реже" появляется ощущение незаконченности, оборванности (в этом смысле такую рифму действительно можно назвать усечённой). Однако в обратном порядке рифма "реже - свежесть" звучит более комфортно - надстроечные согласные звуки, слегка скрадываясь, придают рифме законченный и гармоничный вид.

Наиболее показательны в этом отношении закрытые рифмы, в которых одно из слов имеет на одну согласную больше: шёл - долг, ложь – дождь, стар – шарф, стук - фрукт … В обратной последовательности диссонанс в таких рифмах ощущается значительно острее, поэтому подобные рифмосочетания применяются, как правило, именно в "надстроечной" последовательности.

Дополнительные примеры: Вечер - встреча (но лучше: встреча = вечер). Новый – слово (но благозвучнее: слово – новый).
 
2.2.3. ДОБАВЛЕННАЯ РИФМА – разновидность двоюродных рифм; ударная гласная в пассивном слове является последней, а в активном слове к ней добавляется ещё согласный звук (чаще глухой), который скрадывается (приглушается) при произношении.
Скажи - зажим, трюмо – умом, строфа - факт, тополям – поля, мирка - сверкав, весна - снам, прочёл – горячо, капюшон – хорошо, пора- дарам , конце - концерт, бревно - ноль, прогул - врагу…

Добавленные рифмы представляют собой интересные сочетания слов, принадлежащих к противоположным рифмотипам: базовые–закрытые и окончательные–открытые.

Каждый прогул –
Радость врагу.
(В. Маяковский)

Тихие гитары,
стыньте , дрожа:
синие гусары
под снегом лежат!
(Н.Н. Асеев)

Я земной шар чуть не весь обошёл, -
и жизнь хороша, и жить хорошо.
(В. Маяковский)

Чтобы немного осознать и закрепить этот весьма запутанный теоретический материал (на практике поэт многие вещи чувствует на слух и прекрасно ориентируется в мире рифм!) мы сделаем остановку. О приемной рифме, рифме дальней степени родства и дружественной рифме разговор пойдет в следующей статье.

Продолжение следует